Мои годы службы в авиации

Владимир Венецкий
                Мой дневник" Старого моремана", отражает тридцатилетний отрезок жизни и работы на танкерах "Новороссийского морского пароходства" компании "НОВОШИП".  Но я  пропустил солидный отрезок времени - службы в армии, с 1951 по 1958 год Именно служба в авиации, сформировала из меня, грамотного и ответственного человека. И этот пробел, я решил исправить.В 1950 году,я работал на "Туапсинском машзаводе", в котельном цехе,электросварщиком четвёртого разряда. Есть документ,подписанный лично, директором завода Литманом. На заводе изготавливали оборудование для нефтеперерабатывающих заводов. Бригадиром у нас был Кузьма,мужик энергичный и опытный. Я стоял у него на прихватке. Так же мне доверяли сварку опор. А вот,ответственную сварку,вёл мой старший коллега - Артём Резьянц. Весёлый парень.После работы,мы с ним шли во Дворец нефтяников, где на ринге,отчаянно колотили друг другу физиономии.Ещё он играл на трубе в местном духовом оркестре.В то время пользовались популярностью авиационные спец школы. И вот в апреле 1951 года,военком сказал,что будет набор в авиационное училище,но не лётное а техническое. Мою фамилию внесли в списки. А в мае .группа из 60 человек, усаживалась в пассажирский вагон и в сопровождении военкомовского майора, отправились в далёкий уральский город Молотов.Прибыв в пункт назначения,автобусами нас доставили на территорию училища. Училище представляло из себя двух и трёх этажные учебные корпуса и казармы.За казармами ангары и старый аэродром до самой речки Мулянки. Я уже не помню,как назывался район окраины города.Рядом был моторостроительный авиационный завод Аркадия Швецова.На заводе выпускались авиадвигатели АШ - 62 и другие.По прибытии  были проведены все положенные процедуры и переодеты в армейскую форму. Впереди  - курс молодого бойца и присяга.Сформированный батальон - поделён на учебные группы.Приступили к обучению.Сложная задача,из мальчишек сформировать личности и дисциплинированных, ответственных специалистов.Ещё когда проходили курс молодого бойца, я познакомился с худощавым,доброжелательным пареньком - Лёней Сиянским. В  дальнейшем,в течении нескольких лет,мы продолжали дружить.Специализация,для нас, была несколько неожиданной. Из нас готовили техников- механиков по авиационному вооружению. Нас шутя так и называли - "агрессоры".В процессе обучения,мы изучали все виды авиационного вооружения, Но  основное направление - вооружение нового прифронтового бомбардировщика ИЛ-28. В ангарах стояли два самолёта ИЛ-28,на которых мы и проходили практику.Мы с Леонидом в одной группе.Обучение для нас обоих,доставляло удовольствие.Учились мы хорошо, да у таких преподавателей - учиться плохо невозможно. Если мы получали хорошую отметку,то нас муштровали на матчасти,до тех пор пока не получали отлично. Не потому ли,сегодня, когда прошла целая жизнь,а я до сих пор помню всё оборудование ИЛ- 28.Мы знали конструкторов стрелкового авиационного вооружения от Шпитального,Волкова, Ярцева,Березина,Нудельмана,Рихтмана,Суранова. Особенно мне нравился радиолакационный прицел бомбометания ОПБ-6-СР ,ввёл характеристики,подвешенных бомб,потолок и скорость,выставил угол прицеливания и когда совместится с углом визирования -"подарок" доставлен, цель поражена. Обучали капитально - на всю жизнь.Закончили учёбу, мы с Лёней отлично.  При распределении мы выбрали  Чкаловское лётное училище. Прибыли на Солилецкий аэродром. Однако для нас должности не нашлось.Отфутболили нас в Черниговское лётное училище.И та же история- для нас должности нет.Мы же тогда не понимали,что здесь служит народ с протекцией - как тогда говорили с "волосатой рукой".Но мы зря время не теряли ,закончили школу военных водителей. Как то на вечере,я познакомился с девушкой,студенткой медицинского техникума. В будущем моя жена,друг и спутница. Сегодня,наверно таких нет. И наконец нам с Лёней дали направление - будем служить в боевом полку,на Кольском полуострове. Дивизия прифронтовых бомбардировщиков ИЛ28 выводится из Австрии и будет базироваться на аэродромах Африканда и Мончегорск. Прибыли в Африканду, аэродром новый, готовы ВПП и рулёжки а инфраструктуры ещё ни какой. Нужно строить "коптёрки" для технарей, радистов, вооруженцев и т.д. Меня и Лёню поставили шкурить сосновые брёвна. Сегодня поступила команда - нас перебрасывают на аэродром, на 22 километр от города Мончегорск. Как только мы  прибыли в штаб, нас сразу принял начальник группы авиавооружения полка, майор Дураков. К стати,фамилия не соответствовала - прекрасный командир и человек.Меня направили в первую эскадрилью, Леню во вторую.Инженер первой эскадрильи ,капитан Пискунович. Пошли представляться к командиру полка, полковнику Баканову. Баканов пригласил начальника штаба. Ну вот, к нам прибыли молодые кадры ,определи.Начальник штаба, почесал затылок, а что тут сделаешь,для пополнения мест нет не в общежитии не в городке. Только частный сектор. Вот лётный состав получили жильё в городке а адреса где жили,в частном секторе остались. Адресами помогу.Мне достался адрес дядьки Николая и Марии. Все дома - высланных жителей после Тамбовских событий. Меня предупредили,что дядю Николая,ни кто не знает ,а вот "Друга собаку" - все. А всё потому,что после запоя,он садится на крыльцо и обнявши кобеля плачет и причитает - "одна ты у меня друг собака".А по жизни - он мастер на все руки.Выделил он мне комнатку, устроился я и служба пошла своим чередом. У технарей служба такая, в 5 часов утра из города выходит автобус,подвозит к столовой технарей. У лётного состава другая столовая. Меню с определённым набором калорий, за этим наблюдает врач. После завтрака на аэродром. Предполётный осмотр матчасти и буксировка по рулёжке на старт. По плану бомбометание ,значит снаряжение и подвеска бомб П-50,если и стрельбы ,заправляешь в пушки боекомплект. Бомбы П-50 заполнены золой и штурману виден визуально результат.Появились друзья,особенно понравился Яша из местных. Яков лопарь из Лавозера он из радиогруппы.К сожалению его уволили, - два ЛТУ и  "ложные настройки". Но у него есть гражданская специальность - ветеринар,будет олешек лечить. А какой он охотник !В полку был ещё всеобщий любимец - спец по ЭСО, старлей Вальков. Этакий разносторонне - развитый,начитанный красавец мужчина - балагур и женский кумир. Ему бы на сцену. И если вы услышали в толпе лётного состава гомерический хохот - не сомневайтесь ,там Вальков.Для него не существуют авторитеты Конечно это для него не прошло даром, из старлея он превратился в лейтенанта.Утром, уже все службы провели предполётный осмотр,расписались в журналах. А Валькова нет. Инженер Пискунович ,взволнованно бегает - лейтенанта Валькова не видели? Валькова не видели? А вдруг появится инженер полка, полковник Фишь! И вот на рулежке появляется рослая фигура Валькова. Идёт размашистой походкой,в валенках ,полушубок расстёгнут ,без портупеи.Капитан Пискунович от этой картины остолбенел,челюсть отвисла. Он подбегает к Валькову и заикаясь орёт: лейтенант Вальков ,как вы идёте ? На крыльях любви - товарищ капитан,с какой женщиной провёл ночь, она такой след оставила в моей душе.! Тебе и не снилось! Как то около штаба,встретился мне командир полка, полковник Баканов и тут же как служба ? Хорошо товарищ полковник. Женится не собирался? Собираюсь товарищ полковник.Вот поеду в отпуск и женюсь. Ну ну,а то вот Вальков ни как не определится. Ну ты давай женись, жильё подберём. Спасибо товарищ полковник.В отпуск я поехал в 1956 году,в Туапсе От своей любимой получил письмо,что её направили на работу в Запорожскую область,в село Новомихайловское и работает старшей медсестрой в местной больнице. А у меня время вышло. Сел на поезд Сочи - Мурманск, доехал до Оленегорска  и всё. И вот иду доложить, что я явился из отпуска и от куда не возьмись - полковник Баканов, как отдохнул? Хорошо. Женился? Да нет.  Пока был у родителей ,невеста получила направление на работу в Днепропетровскую область.А у меня уже не времени не денег.А ты женится не раздумал? Нет говорю. А ну идём ко мне в кабинет. Уж я и не знаю,бывают ли сегодня такие командиры полков у которых до каждого технаря,есть дело.А во время ЛТУ,полковник Баканов,демонстрировал мастерство пилота и надёжность ИЛ-28,проходил над ВПП,на одном работающем двигателе. Заходим к нему в кабинет,он поднимает трубку и говорит начальнику штаба ,зайди ко мне. Заходит начальник штаба,он к нему,вот что майор - человек вернулся из отпуска,хотел женится,а невеста получила направление на работу в другую область.Дадим ему две недели для создания семьи и ты ему выпиши проездные документы на жену.Я так и сделал,съездил в Новомихайловку,по нашему заявлению в виду исключения нас зарегистрировали и мы вернулись, уже семьей в Мончегорск. В лётном городке нам с женой выделили в финском домике комнату. Нина как то быстро по женски всё обустроила,даже не обращала внимания,что всю ночь светит солнце.По выходным мы с Ниной выходили в ближайший лесок и собирали грибы и ягоды.Уж и не знаю ,моя жена или приготовленные грибы,понравились соседу ,зам командира эскадрильи .капитану Ананко, но он частенько напрашивался в гости А можно. молодежь,к вам заглянуть на грибочки ? Вообще он любил побалагурить со всеми. Утром построение полка Командир полка,любил пошутить - шамана ко мне ! Начальник метеослужбы ,доложите погоду. Капитану Ананко,вылет на разведку погоды. Ананко родом с Кубани и когда приезжал в станицу в отпуск - травил самые невероятные истории. Собирались родственники,соседи и каждый хотел знать,как земляку живётся, летая на реактивном самолёте.И он с удовольствием делился. Вот с утра командир полка даёт команду - капитан Ананко на разведку погоды ! Взлетаю,штурман на карте отмечает маршрут и атмосферные аномалии в зоне полётов. Завершив разведку,возвращаемся на аэродром. На ИЛ-28 два двигателя. На воздухозаборнике турбины стоит стальная сетка, ну чтобы птицы в турбину не попали.Ну так вот.температура выхода газа из сопла турбины 850 по цельсию а перед сеткой воздухозаборника 300 град. А в Заполярье гусей летает тьма. Вот я выбираю гусиный клин,где по жирнее и хрясь - весь клин в воздухозаборнике и иду на посадку. Заруливаем на якорную стоянку,спускаемся из кабины на бетонку,парашуты бросаем к передней стойке. А там уже технари разливают спирт,достают гусей,снимают перья,разламывают,горячее мясо на куски,подсолил- объедение! И так каждый день. Вот это жизнь ! Моя жена Нина Николаевна,устроилась на работу медсестрой в родильное отделение в больнице города Мончегорска.Служба и моя профессия мне нравилась.Но Заполярье имеет свои минусы. Только технарь знает.как при -40С - снять обтекатели,открыть лючки для осмотра и обслуживания оборудования. Ну ни как не получается.А если снял шерстяные перчатки и прикоснулся пальцами к металлу,кожа подушечек пальцев останется на обтекателе.Турбины утром,прежде чем запускать -грели специальными теплогенераторами. Зато на деревьях ,каждая веточка украшена пушистым инеем.  В авиации бывают и трагедии.Так случилось в нашей эскадрильи. ИЛ-28 с бортовым номером 2 - опытный экипаж в составе командира майора Якименко, штурмана -майора Незабудько и стрелка -радиста Ивана Сероуса,возвращались с разведки погоды.Шли на посадку,находясь над дальнем приводом выпустили шасси. Вдруг самолет клюнул,резко потерял высоту,шасси коснулись рыхлого льда  озера - самолёт разбился,экипаж погиб.Было предположение,что стрелок радист случайно открыл люк. Но приехавшие лётчики испытатели  имитировали открытие при посадке - не подтвердили. Вместе с нами,на аэродроме базируется полк истребителей МИГ-17 и МИГ-19. У них был случай. Пара вышла на обычный маршрут - патрулирование вдоль границы с Финляндией.В районе Кольского полуострова бывают мощные магнитные бури нарушающие связь. Вот и этот раз,один из мигов потерял связь.На аэродром вернулся только ведущий. Поиски в квадрате - результатов не дали.В полит отделе сделали предположение,что мог пересечь границу с Финляндией.Семью лишили пенсии.Стал вопрос о сопровождении жены с ребёнком, к месту жизни родителей в город Харьков. Коллеги не могли смотреть в глаза жене погибшего.И вот мой начальник, майор Дураков,обратился ко мне с просьбой сопроводить семью до Харькова. Я не отказался. На следующий год,в этом же квадрате пропал ещё МИГ-17,организовали поиски. Не нашли,зато в болоте нашли обломки прошлогоднего.В 1957 году у нас с Ниной родилась дочь Ирина. А в начале 1958 года нас всех ждал сюрприз. У Никиты Хрущова появилась "кузькина мать". ИЛ-28 решили снять с вооружения а личный состав сократить.Молодые это известие приняли нормально, и я со своей женой и маленькой дочкой,в начале марта 1958 года,уже стоял на перроне вокзала,города Туапсе.  А вот коллеги ветераны,которые прошли войну с первого дня - были к этому не готовы. Пример : старший лейтенант,техник самолёта Сухов - у него стояли слёзы на глазах - как будь то его контузили. Им почему то не засчитали в стаж время войны.Я хорошо помню этого доброго человека. Дома он разводил белых кроликов. За аэродромом, при строительстве, лес выпилили Остались пеньки. Но за это время появились молодые сосенки.Вот в этот район Сухов и ходил на охоту.В воскресенье,рано утром Сухов, собирал свой рюкзак.Кидал в рюкзак кролика,вставал на лыжи и отправлялся к своим пенькам.Подходил к своему излюбленному месту,доставал из мешка кролика и отпускал. С большого пенька сметал снег,постилал скатёрку и раскладывал не мудрёную снедь,непременно  доставал "мерзавчик". Сметал снег с малого пенька,клал подушечку и усаживался завтракать. Позавтракав,аккуратно разбрасывал крошечки,надевал рюкзак ,заряжал ружьё и на охоту,   по следу  "зайца". БАХ ! И с добычей,через весь городок шел домой и готовил для домашних вкусную зайчатину. За процессом охоты наблюдали в бинокль дежурные по аэродрому.Хохотали до слёз,когда он шел по следу кролика - это не смешно. Смешно,когда заяц шел по следу охотника и радовался,когда находил хозяина.