Кювет

Александр Ключарёв
Маркотхский хребет Кавказского предгорья западным и восточным полуостровами, выдающимися в море, образовал овальную Геленджикскую бухту. Горная 700 метровая гряда, задерживая облака, выжимает из них осадки, наполняющие многочисленные родники и ручьи, стекающие по овражистому берегу в бухту. В середине двадцатого века обезлесенный ландшафт с пологими берегами, в северо-восточной части разместил городок шириной в четыре квартала протяжённостью два километра по речке Су-Аран.
     Малочисленное население располагало свои глинобитные домишки вдоль улиц с грунтовыми дорогами, окопанными канавами для стока ливневых вод по наклонной к морю местности. В центре городка, канавы трапециевидной формы глубиной в один метр укреплялись каменной кладкой. Переходы между дорогой и тротуарами, замощенными каменным плитняком, обустраивались деревянными мостиками от значимых объектов или просто доской. В прибрежном курортном анклаве культурная публика, выделяющаяся добротной одеждой, канавы именовала кюветами на французский манер. Но как бы ни назывались прокопанные водостоки, свою роль выполняли, отводя воду от дорог и дворов.
     Постоянно сырая почва углублений зеленела взращенными влаголюбивыми растениями; роголистника, селезёночника, горцем земноводным и ряской с нитчато-зелёной водорослью. Сочными листиками лакомились водные улитки. Застойные лужи в колдобинах кишели рачками дафний и циклопов. В иле копошились всевозможные личинки подёнок, ручейников и комаров. Хвостастые десяти сантиметровые тритоны побуждали рассмотреть крокодило подобное существо. Во все времена года канавы обживались жабами, своими круглосуточными руладами утверждаясь в слякотной среде. Весной, отогревшиеся земноводные зелёных и серых жаб, возбуждаясь оглушительным кваканьем, откладывали 3-7 метровые слизистые шнуры с икрой, заполняя канавы желеобразным киселём. В дождливый сезон переполненные водостоки кишели чёрными головастиками, кормящимися в иле. Летом жабье поголовье разбредалось по дворам, огородам и садам, питаясь по вечерам и ночам ползающими насекомыми. Непривлекательное животное своей бугристой кожей с ядовитыми железами позади глаз, ведущее скрытный образ жизни, зависело только от климатических условий.
     Прошедшие полста лет превратили берега Геленджикской бухты в сплошную городскую застройку. Улицы асфальтированы меж брусчатых тротуаров. Дождевые осадки по горным склонам и дорогам затапливают город. Природная живность исчезла не только из человеческих поселений, но из водоёмов, лесов и гор.
     Дети об окружающих существах узнают только по учебникам. Печально наблюдать деградацию биосферы планеты. Все блага цивилизации не стоят одной жабы, рождённой в канаве или даже в кювете.