Проникновение Поэта в сознание предков

Юрий Анников 2
Даже «окаянное безумие» идеологов революции не позволило «сбросить купола»   старинных словесных образов и заветов в пушкинском стихотворении «Пророк».

Очевидно, в момент творческого вдохновения Поэт, касаясь пальцами гусиного пера, обретал способность взмывать в Небесные сферы словесных образов? 

Вспомним это короткое, но ёмкое стихотворение, поясняя значение этих образов.

             Пророк

    Духовной жаждою томим,                жажда осмысления первооснов бытия
    В пустыне мрачной я влачился, -   
    И шестикрылый серафим                «серафим» – высший ангельский чин      
    На перепутье мне явился.             

    Перстами легкими, как сон             «перста» - пальцы
    Моих зениц коснулся он.                «зеницы» - зрачки 
    Отверзлись вещие зеницы,              «вещий» - способный предвидеть
    Как у испуганной орлицы.

    Моих ушей коснулся он, —
    И их наполнил шум и звон:              - услышать общие звуки жизни
    И внял я неба содроганье,              - вникнуть в драму Духовного мира 
    И горний ангелов полет,                - полёт высших сфер праведного мира знания
    И гад морских подводный ход,            - вникать в жизнь морских животных
    И дольней лозы прозябанье.              - вникать в «тихую» жизнь растений

    И он к устам моим приник,             «уста» - рот, губы
    И вырвал грешный мой язык,
    и празднословный и лукавый,              - празднословие (напр. женское) суетно и грешно
    И жало мудрыя змеи                «змея» - символ мудрости
    В уста замершие мои                - обретение способности вещать понятно для всех
    Вложил десницею кровавой.                «десница» - правая рука

    И он мне грудь рассек мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огнем,                - вдохновенная способность вещать
    Во грудь отверстую водвинул.

    Как труп в пустыне я лежал,
    И Бога глас ко мне воззвал:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,        «виждь и внемли» - смотри и вникай
    Исполнись волею Моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».               - воздействовать словом на души и сердца людей          

** Интересно, что «Пророк», опубликованный в «Московском вестнике» в 1828 году, (как утверждал издатель этого журнала М.П. Погодин), изначально был лишь первой частью цикла, состоящего из четырех частей. Но три части остались загадкой. Они не дошли до наших дней или просто не были написаны.  Возможно, подумав, поэт понял, что после сказанного Богом, всё остальное излишне! **

                ***
А теперь давайте вдумаемся в тему, обозначенную в заголовке.
Желая проникнуть в сознание предков, пытающих осмыслить самих себя в Мире, созданном Богом, поэт обращается к их языку, помня, что «В начале было Слово…»
И на нас обрушивается поток красиво звучащих слов, используемых предками. Слова эти нередко требовали самостоятельно додумывать прочитанное, постигая их таинственный смысл. Это открывало безудержный полёт внимающей фантазии. И помогало каждой личности по-знавать, размышляя самостоятельно!
Перечислим ещё раз эти слова и понятия и переведём их на современный язык.

*) «Духовная жажда» отдельных личностей, склонных к осмыслению первооснов бытия.
*) Ей противостоит «мрачная пустыня» инертности общей людской массы, склонной думать только о бытовых проблемах своей семьи. (Хотя и это тоже – жизненная задача!)
Есть ли какое-то «объединяющее начало» у личностей и у традиционного познания?
Есть. А именно, - вера в Сознание Бога, сотворившего и Мир, и Жизнь, и людской разум.

*) Что посланник Бога «переделывает» в разуме ищущего истины поэта, чтобы он прозрел?
Мыслящий взор, чтобы он стал «вещим». Наделил умением слышать «шум и звон» жизни.  (Нашими высокопарными словами – умение слышать общую симфонию жизни).
*) Далее. Позволил внимать «неба содроганье» то есть проникнуть в драму Духовного мира, разрешение которой зависит и от человека! Тем самым дал понять поэту, что нет простых решений. Они созревают в процессе постижения Жизни!
*) Увидеть, как разнообразна Жизнь… и в морях, и у растений, и … во всём окружении!
*) Заставил отказаться от словесного празднословия и грешного лукавства…
*)…и устремиться к несуетной мудрости. И умению увлечь сердца и души людей праведным словом!
*) Для этой очень трудной задачи сердцу поэта придётся гореть пылающим огнём!
*) И хотя полностью задачу эту поэту не осилить (она  – на века!)… Но воздействовать на души и сердца людей словом и пламенной речью («виждь и внемли») поэт-пророк ОБЯЗАН. Это воля Бога.
*) Вот что ждёт Поэта, которому даруется вдохновенная способность вещать.


Итак. Во все времена неистребима «духовная жажда» в «мрачной пустыне» человеческой ленности думать «о вечном»! О том, невидимом нами Духовном Мире, из которого «на желающих слышать» льётся Свет праведного по-знания.

Для этого наши предки, размышляя «о высоком», выстроили в своём сознании (ещё не зашоренном логикой земного разума), не только Духовный Мир, но и посредников между Небом и землёй – ангелов-вестников. Они, отзывались на духовную жажду людей, особо одарённых способностью предчувствия и открывали им допустимые частицы Духовного Знания. Да, лишь частицы, потому что «поедать» плоды дерева познания недопустимо земному разуму.   

 Эти частицы были словно лучики света, указывающие направление движения земному праведному разуму. «Пра-вед-ный» - значит, ведающий правду. (В отличии от пра-виль-ных выводов земного разума, которому приходится «вилять», а то и извиваться в потёмках незнания верного направления в путях познания).    

Людей-праведников наши предки называли «святыми людьми». Их лики смотрят на нас с икон в храмах Божьих. А одному из них возведён Храм Василия Блаженного.

** Примечание. Люди иногда утверждают, что слова блаженный и сумасшедший – синонимы. Однако в древности это слово без всяких оговорок переводилось как "радостный" или "счастливый".
Кстати! А есть ли в природе радость «блаженства без всяких оговорок»? Есть!  Её испытывает весь живой зелёный покров земли и океана, впитывая Свет, дарованной им Богом способностью. И не только живая природа  радуются миру Божьему, но и те люди, которые обретают счастливую умиротворённость, гуляя среди этой зелени и её цветов. Есть выражение: «природа лечит человека» и возвышает его помыслы.
 
Наука называет эту способность впитывать свет - «хлорофиллом» (или планктоном). Но как эти слова блеклы и бездушны в сравнении с выражением «дарованная Богом способность впитывать Свет и радоваться Жизни».

«И велено траве расти. / Кормить всю живность и цвести! / А человек внимать обязан, / Как весь мир Мыслью Бога связан!!»  **Конец примечания.

          И, наконец, последнее. Итоговое размышление.
 
Достаточно ли сегодняшним предкам Поэта зажигаться красивыми поэтическими воззваниями?
Нет, недостаточно! - отвечает сегодняшний разум. Воззвание Поэта – это Красота Слова! Его можно сравнить с эмоциональным (женским) восприятием жизни.
А логика мужского по-знания жизни разумом – требует ответа на некоторые  вопросы к поэтам-пророкам…
 1. Сам Поэт удовлетворил ли свою духовную жажду? Сумел ли он, обладая помощью Неба в умении видеть и вникать – отвергать какие-то другие искусственные ценности общественного светского мнения того времени?
2.  Да нет, к сожалению, не сумел! Об этом рассказывает другой великий поэт того времени – М.В. Лермонтов. Вот его слова в ответ на «Смерть поэта»:

«Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид…»

Разве человек, являющийся «невольником чести», может претендовать на звание поэта-пророка?! Нет! Мало того, «невольник чести» - это лукавое представление о такой «чести», которая разжигается «клеветой молвы» т.е. великосветскими сплетнями, а не зрелым пониманием требований жизни! После чего «вдохновенная способность вникать» в прекрасную взаимосвязанность разных граней жизни, вложенная в душу поэта ангелом-вестником – улетучивалась! И её место заполняла «жажда мести», умело нашептываемая слугами противника Бога – лукавого. И только для «невольника чести» могут казаться «позором» мелочные обиды светского общества того времени.
Кстати! Исследователь культуры того общества (В. Моров) утверждает, что сам царь убедил Пушкина дать знать ему, если возникнет ситуация, ведущая к дуэли! Царь обещал сгладить эту ситуацию, не задевая гордость молодых пылких душ. Знал он и о симпатиях поэта к декабристам, прощая ему незрелые порывы поэтических эмоций. Но…!

Впрочем… и сам М. Лермонтов был в не меньшей степени «невольником чести» того светского общества. Он позволял себе совершенно пижонское отношение к дарованной ему Богом способности жить и  радоваться! Героями его внимания становятся «лишние люди»… Наконец, и сам он своими ненужными колкостями в адрес сослуживца довёл его до согласия на дуэль. Разве по-мужски: недюжинно умному человеку утверждаться в своём превосходстве над ординарностью? Конечно, нет!
И даже когда само небо закрылось грозовой тучей, намекая на недопустимое отношение молодого поэта к Жизни... он - «невольник чести» - не нашёл в себе силы попросить прощения за нанесённые обиды. И выстрелом вверх (в Небо!) позволил Мартынову все свои обиды вложить в смертельный выстрел в грудь 27-летнего поэта.
Это было настолько недопустимым по отношению к Жизни, что сразу же после выстрела разразилась гроза с ливнем! Будто природа оплакивала молодого поэта, не умеющего совмещать свои гениальные способности с необходимым уважением к обычным людским заботам и, тем более, к Заветам Жизни!

Кстати! У Лермонтова тоже есть стихотворение «Пророк». Но таких ли пророков ждёт Бог, ожидая от людей прозрения в своём предназначении. Видимо, человеческий разум даже в 21 веке ещё не созрел для зрелых выводов  общественного людского сознания – как надо «праведно жить»?

Впрочем, до сих пор значение слова «праведный» не стало общепризнанным.

Доколе ж будем мы «вилять» логикой земного разума, готового всё объяснить и привести к любым заранее желаемым выводам?

Не пора ли людям искать такие пути праведного познания, которые приводят к Гармонии общего доброжелательного Миропонимания, устремлённого к светлому Небу!? Разумеется, это непросто и трудно! Но что может быть более важно?! 
Пожалуй, только необходимость ЖИТЬ !