Об отношении в России к Западу

Олег Шахназаров
В течение столетий в России формировалось двойственное отношение к Западу. В итоге, в общественном сознании возникли интровертное и экстравертное миропонимания, адепты которых оказывают решающее влияние на внешнеполитический курс страны в зависимости от того, кто из них приходит к власти.    

Предтечей интровертности стало ощущение своей богоизбранности почти одновременно со становлением христианства, пришедшего в Россию в конце Х века из Византии. Её императоры, считавшие, что только они могут претендовать на первенство среди православных народов, отвели Киевскому князю в табеле о рангах низший титул стольника, а Киевской митрополии в Константинопольских книгах записей (диптихах) - последнее место. Реакция не заставила себя долго ждать. Первый же митрополит славянского происхождения Иларион (1030-1050) отказался признавать особое положение Византии. Он отверг чьи бы то ни было посягательства на право богоизбранничества, но при этом заявил, что миру еще предстоит увидеть, какая русским отведена роль. Через несколько десятилетий в «Повести временных лет» право других на особую роль уже не обсуждается, а прямо утверждается богоизбранность  русского народа. 
 
 Последовали столетия татаро-монгольского нашествия XIII-XV вв.. Идея богоизбранности забыта не была, но и особого развития тоже не получала. Хотя бы потому, что богослужения игнорировали не только неохотно расстававшиеся с язычеством простолюдины, но и не очень-то отличавшиеся от них поместные князья, на которых духовенству приходилось искать управу в Орде (!). К концу этого периода Иосиф Волоцкий (1439-1515), знавший о ситуации не понаслышке и сетовавший по поводу того, что Русская земля осквернилась в нечестивых и безбожных делах,  тем не менее, возобновил повествование о народе, который своим благочестием всех превосходит. Он  выражал господствующее в Русской церкви мнение и потому был причислен к лику святых.

В 1551 г. состоялся судьбоносный Стоглавый Собор, окончательно утвердивший особую роль русского народа в качестве щита христианской веры. Постановления Собора оградили русских от «лживых пророков» [Стоглавъ 2002, С.114-118], осудили общение с иностранцами, обязали соблюдать национальные традиции во внешнем облике и одежде, дистанцироваться от «носителей чуждой культуры» [Календарь Древлеправославной Поморской Церкви 2001, С. 63].
 
Между тем богоизбранность себя реально никак не проявляла, что подвигло скептиков на утверждение того, что русский  народ богопризван, а не богоизбран, что только князь, является избранником Божьим. В 1461 появилось «Слово об осьмом соборе», согласно которому московский князь является хранителем заповедей Господа Бога. В 1492 г. митрополит Зосим объявил князя Ивана III «новым царем Константином нового града Константинополя – Москвы и всея Руси» [цит. по Зеньковский 1995, С.30]. Первый русский царь Иван IV (1530-1584) заявил, что волен царь, а подданным следует быть в его воле, «а где государевой воли над собой не имеют, яко пьяны шатаются и никоего же добра не мыслят» [Иван Грозный Послание Сигизмунду II С. 245]. В 1589 г. в Москву с небескорыстной целью приехал константинопольский патриарх Иеремия.  Теперь и от него все услышали, что русский царь всех благочестием  превзошел, что под его рукой собрались все благочестивые царства, и что он один под небесами именуется христианским царем во всей вселенной.
 
К концу XVI века в обществе сформировалось  двойственное понимание места и роли России в мире. Низы продолжали считать, что русский народ богоизбран, тогда как верха придерживались противоположного мнения. Характерно, что и в странах к западу от России, где возникало ощущение своей богоизбранности,  инициатива также шла снизу.

Событие, с которого можно прослеживать вторую цепь причинностей, разворачивавшихся с некоторым отставанием от основной, стало вторжение летом 1219 г. 100-тысячной орды во главе с Чингисханом в Среднюю Азию. Те, кого из оказавшихся на его пути судьба миловала, бежали в земли нынешней Турции. В 1299 году их объединил Осман I. Прошло еще полтора века. Войско турок-османов в 1453 г. захватили Константинополь, но еще до того серб Пахомий Логофет, описывая в «Хронографе» (1442 г.) складывающуюся в южно-европейском  ареале православия ситуацию в результате усиления Османской империи, в пику болгарам вывел заветную формулу: «Москва – Третий Рим», имея в виду не силу князя московского, а растущее могущество русских братьев по вере. [История РПСЦ С.2] C той поры русские для православных сербов – братья на века, а для православных болгар – по ситуации.
В продолжение идеи «Москвы – Третьего Рима» появилась «Повесть о Белом Клобуке», объяснявшая причину перемещения в Россию вселенского центра христианства. После раскола в русском православии (1666-1667 гг.) на староверов и Русскую Церковь (теперь РПЦ) Повесть была стёрта в сознании паствы господствующей церкви. Память о ней сохранили староверы. 

Идея «Москвы – Третьего Рима» развивалась в противоположных по смыслу ипостасях. В понимании интровертов она означала обособление от падшего мира, отказ от вмешательств, войн и территориальных приобретений при том, что и своей святой земли ни пяди не отдадут. Для их противников - экстравертов - идея «Москвы – Третьего Рима», наоборот, означала имперские амбиции, распространение влияния за пределы национальных границ, присоединение земель, войны и союзы с другими государствами.

Событием, завершившим формирование альтернативных курсов, стала польско-шведско-литовская интервенция в первой четверти XVII века, которую часто называют «русско-польской войной» отнюдь не для краткости. Россия вела войны со многими, но эта отличалась от всех. Поляки в отличие от прочих побывавших в России захватчиков хотели силой навязать русским чуждую веру - католицизм. Ими двигало желание делать добро на свой лад, как это делает сегодня Запад в мире ислама.
Даже столетия татаро-монгольского «ига» не вызвали у русских реакции, спровоцированной двухлетней войной с Польшей, потому что в Орде строились православные храмы, на монетах чеканилось изображение Богородицы, а иные ордынские вельможи обращались в православие. Для носителей идеи русской богоизбранности польская агрессия 1611-1612 гг. стала решающей в определении ранее размытого образа врага конкретно в «угрозу с Запада».  Польша стала для них олицетворением зла с болезненными в последующие века для поляков последствиями, породив ответное чувство. С той поры в русско-польских отношениях возникла глухая взаимная неприязнь.

Экстраверты не восприняли польско-шведско-литовскую интервенцию как нечто, характеризовавшее Запад вечным врагом, для них она стала очередной схваткой за добычу и территориальный передел, но, как и «богоизбранные», они сохранили враждебное отношение конкретно к полякам. Не случайно капитуляция захватившего Московский Кремль польского гарнизона празднуется как День народного единства современной России.

Различия в России относительно Запада сохранялись по вполне понятным причинам. Пришедшие в 1613 г. к власти Романовы со временем породнились с правящими западноевропейскими правящими домами и, по генеалогическим правилам, российская императорская династия должна бы именоваться  не Романовской, а Гольштейн-Готторп-Романовской [Дурасов 1906, С. 19]. Кроме неё в императорском доме  Романовых возникли ветви: Лейхтербергская, Ольденбургская и Макленбургская-Стрелицкая. Германский император Вильгельм II, британский король Георг V и русский император Николай II были двоюродными братьями. Собираясь в Лондоне у "бабушки всей Европы" Виктории, они называли друг друга не иначе, как Вили, Джорджи и Ники. В этой связи много позже для главы дома Романовых в изгнании были естественными симпатии к пусть даже нацистской Германии и поддержка вторжения в СССР.
 
В итоге, во второй половине XVII века произошло окончательное оформление двух общественно-политических течений. Интровертность угнездилась в среде староверов, в провинции, в социальных низах и отчасти в низших и средних клерикальных кругах, а экстравертность – в высших слоях светской и клерикальной власти, среди жителей немногочисленных городов, торговавших с западными соседями. Характерно,  что представители обоих течений, вынужденные в ходе почти трёхвековой религиозной войны покидать Россию, и на чужбине сохраняли сложившееся на родине различия. Экстравертная (православная) эмиграция уже во втором поколении начинала ассимилироваться с населением принимающих стран, а интровертная (старообрядческая) эмиграция  поныне сохраняет свою идентичность, будь то в США или Австралии, в Латвии или Южной Америке.
 
До 1917 г. в отношении имперской России к Западу предсказуемо превалировал экстравертный подход с дружбой и враждой, родственной близостью и интригами, войнами и перемириями какие могут случаться в большой семье, где нет мировоззренческих разногласий, но есть, что делить.

Староверы, добившиеся в XIX веке успехов на экономическом поприще [Шахназаров 2005 С. 53, 64], уже не придерживались полного запрета Стоглавого Собора на кон-такты с падшим миром. Староверы-бизнесмены закупали на Западе промышленное обо-рудование и технологии, посылали детей в западноевропейские университеты, но при этом препятствовали, как могли, распространению в России западного влияния. Рожденное в ареале староверия разграничение между желанными технологиями, оборудованием и знаниями, с одной стороны,  и отвергаемой  «тлетворной атмосферы», в которой эти технологии, оборудование и знания создавались – с другой, сохраняется по сей день.
 
Главной опорой и действующей силой всех трёх «революций» и последовавшей гражданской войны была 37-миллионная старообрядческая масса, но к власти она пришла не одна, а с попутчиками, которые были против западного империализма, но - за западные социал-демократические идеи. Это помешало сразу же опустить «железный занавес», спроектированный на Стоглавом соборе.
 
До февраля 1917 г. староверами руководили единоверные промышленники, которые, на эзоповском языке Сталина: «отошли от царизма из-за неспособности (царизма – прим. авт.) проложить дорогу к Константинополю» [И. Сталин Т.3, С.279], но «победив царя, … не захотели взять власть в свои руки… ведомые дурными пастырями (верхушкой старообрядчества – прим. авт.)» [И. Сталин Т.3, С.387]. Ленин, который за несколько месяцев до февраля 1917 опубликовал за рубежом статью о том, что свержение царизма - дело неопределенного будущего, поспешил вернуться в Россию с «Апрельскими тезисами». Со слов Сталина, «необходима была новая ориентировка партии в новых условиях борьбы. Партия (её большинство) шла к этой новой ориентировке ощупью … и не решилась сразу сделать шаг вперед от старого лозунга диктатуры пролетариата и крестьянства к новому лозунгу о власти Советов. […] Эту ориентировку дал партии Ленин», это было «поворотным пунктом в развитии нашей партии» [И. Сталин Т.6, С.333-334]. В этой связи следует со всей определённостью отметить, что эсдеки никогда не претендовали на роль создателей и вдохновителей Советов, которые к началу ХХ в. уже более 200 лет были органами самоуправления старообрядческих общин.

До этого момента фаворитами староверов были не большевики. Старообрядческая масса связывала своё будущее с эсерами, с которыми их объединяло братство по оружию в терроре против «антихристовой власти» ещё с «Народной воли» [Шахназаров О.Л. Старообрядчество и большевизм С. 76-77], но эсеры допустили стратегический просчет. В их среде возобладало близкое к марксизму мнение, что “российская революция или перешагнет... узкие национальные рамки” и тогда ей будет “дана сила мировая, европейская, вместе с тем всемирная”, или ей “грозит опасность задохнуться в этих узких своих тесных, в этих ограниченных рамках”. [1-й съезд Советов C. 99; Антонов 2000 С.2].  Они утратили привлекательность для староверов, а Ленин, еще студентом случайно познакомившийся с деятельностью одной федосеевской коммуны [Шахназаров Старообрядчество и большевизм С.82], а потом получавший от староверов деньги и помощь для публикации и распространения в России «Искры» [Шахназаров Старообрядчество и большевизм С. 83], позволившей карликовой РСДРП встать на ноги, пошёл на ревизию марксизма, выдвинув  в 1915 г. тезис о возможности победы «социализма … в одной, отдельно взятой, капиталистической стране» [Ленин т.26., С. 355], который во второй половине 1920-х гг. стал краеугольным камнем теории русского социализма, соответствовавшего идее «Москвы-Третьего Рима».

Старообрядческая масса - эффективная  на местах, но не имевшая ни теории, ни опыта централизованного управления - сделала свой выбор. Генералам без армии – эсдекам - доверили координацию Октябрьского восстания, а потом – до середины 1920-х гг. пребывать в Кремле. В 1919 г. им удалось учредить в России Коминтерн для содействия мировой революции. Сподвижники Ленина до 1925 г. читали лекции, в которых призывали к «всесторонней европеизации России», к перенесению учреждений европейской культуры  «на нашу вовсе не самобытную почву», прочили себя в гегемоны, считали, что это «азбучная истина», которую «умудряются извратить сознательные и бессознательные враги Коммунистического интернационала» и называли германских социал-демократов «своими учителями» [История ВКП (Б) 1926 C. 4, 15, 18, 382]. Менее категорично высказался в вышедшей в 1924 г. брошюре и Сталин: «Для окончательной победы социализма, организации социалистического производства усилий России недостаточно. Нужна помощь пролетариата западных стран» [И. Сталин О Ленине и ленинизме С. 48–49]. Эту оплошность он больше никогда не повторял.
 
В кремлёвский период эсдеков Исполком Коминтерна (ИККИ) воспринимался как центр грядущей мировой революции, в которой РКП (б)/ВКП (б) отводилась роль лишь одного из участников, несмотря на то, что финансирование осуществлялось из российского бюджета. ЧК/ОГПУ обслуживали потребности Коминтерна. Наркоминдел согласовывал с ИККИ свои планы.
 
Между тем, эсдеки-инструкторы ЦК в ходе инспекций первичных парторганизаций в областях, где староверы обладали влиянием, с недоумением обнаруживали  «неизжитость религиознобытовой обстановки», «слишком низкий уровень сознания» [РГАСПИ С.7, 11]. Их поражало посещение членами партии «ленинского призыва» церквей на Пасху [РГАСПИ С.12], «убожество работы ячеек и состояния их руководителей» [РГАСПИ С.15]. Их ставило в тупик, что у секретарей парторганизаций  дома – иконы,  что члены могут выходить из партии «из-за несогласия с НЭПом» или из-за того, что им возбраняется посещение церкви [РГАСПИ С.31, 94-95, 119]. Прошло 80 лет, но российские СМИ по-прежнему с недоумением сообщают, что на Урале в домах, оставшихся после смерти последних  хозяев, за иконами обнаруживаются революционные прокламации 1917 г..

К середине 1920-х гг. староверы освоились с новым для себя положением победи-телей. Принципиально важную роль в изменении баланса сил в ВКП (б) с декабря 1925 г. стал играть Орграспредотдел, три из четырех руководителей которого, были староверами. [Shakhnazarov 2008 P.77-78]. Конфессиональную принадлежность четвёртого мне установить не удалось.  Прозападные социал-демократы стали быстро терять своё влияние. Готовившиеся для мировой революции в Европе боевики были переданы Красной Армии.  С 1925 г. имели место первые случаи преследования деятелей Коминтерна, в 1930-е годы в их среде прошли аресты. Апологету мировой революции Л. Троцкому пришлось Россию покинуть. Раньше Россия рассматривалась как орудие Коминтерна, теперь Коминтерн превратился в орудие внешней политики и филиал советских спецслужб для формирования агентурной сети внешней разведки.  Многие сотрудники ИККИ были поставлены на учет в войсках НКВД.

Не только эсдеки не понимали происходившего. Русские неправославные христиане (протестанты), появившиеся в России в предшествующие столетия по инициативе выходцев с Запада и считавшие себя международными по принадлежности, до 1925 г. были уверены, что государство  «взяло под защиту права верующих и неверующих, было намерено защитить свободу совести от возможного принуждения политическими методами исповедания убеждений» [Из истории церкви адвентистов С. 223-224.]  Оказывающие помощь голодающим на Волге британские квакеры контактировали с комсомолом. Представители русских протестантов встречались с Лениным, проводили свои съезды в колонном зале Дома Союзов, пусть на третьих ролях, но в органах государственной власти появились доморощенные протестанты - молокане. Бонч-Бруевич В.Д., который по заданию РСДРП с 1902 г. изучал «сектантов», считал их, а не староверов, первыми русскими коммунистами ещё со времён Ивана Грозного. Предполагалось, что их сельские общины станут витриной советского сельского хозяйства.

Хлынувшие в Россию  западные протестанты посчитали её доступной зоной распространения своих учений и влияния. Численно доминировали американские энтузиасты - в основном, баптисты и методисты,  а также немецкие  лютеране, стараниями которых «Mein Kampf» Гитлера чуть позже в 1930-е годы увидел свет. Ряд первенцев советской индустриализации были построены по их чертежам, с их финансовой помощью и при их непосредственном участии. Но и на них пошла охота. Протестанты – резиденты России  оказались под прессом. Вернувшиеся из России американцы стали инициаторами преследования коммунистов в США. Немцы-лютеране, помогавшие строить в России «новый мир», вернулись домой разочарованные и обозлённые. Они стали членами Национал-социалистической немецкой рабочей партии (NSDAP) и уничтожили или подавили почти все ячейки Коминтерна в континентальной Европе.
 
Коминтерн, де-факто так и не сыгравший отводившейся ему роли, де-юре прекратил существование в мае 1943 года. Его Исполком был преобразован в Международный отдел ЦК КПСС, директивы которого имели мало общего с идеологией основателей Ко-минтерна. Созданный в 1948 г. Коминформ также исключал идеологическое влияние За-пада. В 1948-1953 годы были подавлены проявления «западничества», появившиеся после возвращения из западной Европы миллионов советских солдат и офицеров с  изменившимися представлениями о «падшем мире».
 
В образованном после войны «лагере стран  народной демократии» - вчерашнем Западе – «староверы», вопреки расхожему мнению, не собирались насаждать социализм – царство справедливости на земле - который, по определению, мог быть только в России. Более того, местным «товарищам» было  настоятельно «рекомендовано» не торопиться со «строительством социализма» [Аксютин  2000 С. 136-137].

К примеру, после того как в ноябре 1943 г. состоялось провозглашение Национального комитета по освобождения Югославии в его адрес уже в декабре 1943 г. пришла телеграмма Наркоминдела Вячеслава Молотова и Сталина, в которой совершенно недвусмысленно указывалась: «Мы считаем необходимым объяснить, что не планируем советизации Югославии, а вместо этого предпочитаем поддерживать контакты с демократической Югославией, которая будет союзницей СССР». Страны Восточной Европы  рассматривались лишь как буферная зона на случай вторжения с Запада. Коммунистам надлежало возглавить министерства обороны, внутренних дел и госбезопасности. Остальные - следовало отдать другим политическим силам. Общение, переписка, дружба, браки с гражданами этих стран были также нежелательны, как и с гражданами капстран, а если имели место, то под контролем органов госбезопасности для предотвращения распространения чуждой идеологии.
 
В обратную сторону маятник качнулся лишь к середине 1950-х гг. Предвестники разворота появились в 1938 г.. Ранее Сталин в силу своей жажды власти при покорности обстоятельствам и в силу принятых регламентов был не более чем подписантом постановлений о расстреле, а в 1938 г. он впервые стал его инициатором. Казнён был организатор «большого террора» в Советской России, генеральный комиссар госбезопасности Н.И. Ежов – «старовер-бегун» крайне радикального толка [Shakhnazarov 2008 P. 79-83;]. Надо полагать, Сталин сознавал,  чем это ему лично грозит. Во главе свой личной охраны он поставил выходца из православной среды и стал методично повышать удельный вес  «нестароверов» в руководстве СССР.

Об этом в своих воспоминаниях писала  дочь А.Н. Косыгина (из православных):  «В (…) беседах с отцом у меня  сложилось впечатление, что (…) Сталин уже накануне войны стал искать (…) молодых руководителей, которое могли бы помешать старым "соратникам" занять его место». Сталин отказался «от сложившейся практики назначения руководящих кадров» по идеологическому принципу [Гвишиани-Косыгина, Л. Об отце. С. 176, 188]. В 1940-е гг. тенденция стала нарастать.


В 1941 г. Сталин взял на себя обязанности главы правительства СССР. До него этот пост занимал сначала старовер Алексей Рыков (1924-1930) [Шахназаров 2005 С. 55], который фактически руководил исполнительной властью еще при жизни больного Ленина, изолированного в подмосковной усадьбе Саввы Морозова, где все кроме Ленина и его родственников были староверами. Вторым советским премьер-министром опять стал человек со старообрядческими корнями - Вячеслав Молотов (1930-1941) [Шахназаров  2005 С. 55]. В 1946 г. староверы утратили и монополию и в сфере законодательной власти, которую до своей смерти бессменно возглавлял выходец из староверов Михаил Калинин [Шахназаров 2002 С. 77]. На смену ему Сталин провел выходца из православных Николая Шверника. Размыванию старообрядческого фундамента в КПСС способствовала и Великая отечественная война. На высокие посты в армии и в промышленности стали выдвигаться «православные» профессионалы, которых Ежов не успел уничтожить.
 
Антистарообрядческая политика Сталина имела свои последствия.  10.02.1951 Политбюро приняло решение, согласно которому Маленкову из «староверов-прозелитов»   [Маленков 1992 С. 9] и «потомственному староверу» Булганину [Мокроусов 2002 С.18] поручалось поочередно председательствовать на заседаниях президиума Совмина СССР, а также издавать принимаемые  на этих заседаниях постановления  и распоряжения за подписью председателя Совета Министров СССР И.В. Сталина без его санкции. Раньше он был живой иконой, теперь стал каучуковой печатью и, в конечном итоге, был отравлен. [Полторанин М.Н. 2008 г.]
   
Одновременно в общественное сознание был успешно внедрен миф о «культе личности», к которому приложил руку выходец из староверов-спасовцев М.А. Суслов [Шахназаров 2002 С. 93], ставший в 1950 г. главным идеологом КПСС. Истинная цель мифа была не в осуждении Сталина, а в ограждении непогрешимости ВКП (б) - КПСС, что позволила «староверам» вернуть утраченные посты. Правительство СССР один за другим возглавили Георгий Маленков (1953-1956) и Николай Булганин (1956-1958). Климент Ворошилов - потомок сосланных стрельцов-староверов  [Ворошилов 1971 С. 6, 7, 11] - стал Председателем Президиума Верховного Совета СССР (1953-1960). Однако годы правления интровертов были сочтены.

В 1957 г. на пленуме ЦК КПСС было принято постановление об «антипартийной группе». В частности, Министру иностранных дел СССР В.М. Молотову, по существу, инкриминировалось препятствование становлению социализма за рубежом. Его обвинили в неверии в возможность различных путей перехода к социализму вне России, выступлении против идеи о возможности предотвращения войн в современных условиях, против курса на мирное сосуществование между государствами с различными социальными системами, против установления дружественных отношений СССР со всеми народами мира и т.д. [РГАНИ Л.127об -128об].

«Антипартийной группе» предъявили обвинение в «сектантстве, догматизме и начетничестве». Именно эти слова иерархи Русской церкви (с 1943 г. РПЦ) использовали применительно к староверам. В частности, у староверов «начетничество», т.е.  начитанность и учёность, пользовалось особым уважением, а для православных это слово имело ругательный смысл,  поскольку начётники охраняли старообрядческую веру от миссионеров господствующей церкви.
В де-юре КПСС, а в де-факто коммунистической псевдоцеркви, в середине XX века вновь образовались два крыла – интровертное «старообрядческое» и  экстравертное «православное». Формально все они считались атеистами, но сохраняли те же идеологические разногласия, что и в XVII в.. В 1667 г. выиграли православные, в 1917 г. – староверы, в 1956 г. - вновь «православные». «Староверы» потеряли почти все рычаги управления, но сохранили позиции в Общем отделе ЦК КПСС, в КГБ, в Министерстве культуры.

С середины 1950-х начался переходный период. Пришедшие к власти «православные» вновь обратили свои взгляды вовне. Они отличались не только от дореволюционных имперских предшественников, но и от коминтерновцев, мечтавших о мировой революции, которая вернула бы Россию в состояние ученицы Запада. Обновлённые экстраверты  решили не учиться, а учить социализму.  Стали устанавливаться контакты с «коммунистическими и рабочими» партиями в Европе, Африке, Азии, Австралии, Южной и Северной Америке.

«Лагерь стран народной демократии»  был переименован в «лагерь социализма». Инициатива строительства социализма там стала приветствоваться. Для этого наряду с Международным отделом ЦК КПСС была создана самостоятельная структура, неофициально называвшаяся «братским отделом».

Сохранились, но стали ослабевать запреты на зарубежную одежду, музыку, танцы, одновременно появился импорт из «братских» стран. Сохранялись запреты на ввоз печатной продукции из-за рубежа, но появились отечественные публикации, о которых ранее и не помышляли. Сохранились преследования за несанкционированные общение и браки с иностранцами, но для «политически грамотных» «морально устойчивых» и «в быту скромных» граждан появился возможность побывать в странах «лагеря социализма».
 
Страна, внёсшая решающий вклад в разгром Германии и её сателлитов, залечившая раны войны и готовившаяся послать в космос первого человека, настолько уверенно  смотрела в будущее, что позволила вернувшимся к власти экстравертам перейти от ожидания неминуемой гибели падшего мира к практике мирного сосуществования и состязательности. Это был коренной пересмотр догмата. Надежда на первенство подкреплялась статистическими данными о реальных достижениях в базовых отраслях [Шахназаров  2001 С. 16].

Переход к строительству социализма в Восточной Европе был отмечен восстанием в Венгрии в 1956 г., потом в Германии и Польше. Тем не менее, переход от интровертности  к экстравертности начинался мажорно. В 1957 г. в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов под лозунгом  «За мир и дружбу». Около 1960 г. заработал ранее существовавший только на бумаге Совет экономической взаимопомощи стран «лагеря социализма». В 1960-70-е годы Министерство обороны СССР под Красноводском возобновило подготовку борцов за социализм, правда, теперь не для Европы, а для Азии, Африки и Латинской Америки. На закрытых дачах в Серебряном бору в Москве они проходили идеологическую подготовку. В Институте общественных наук на Ленинградском проспекте обучались руководящие кадры легальных коммунистических и рабочих партий со всего мира, которым помимо прочего предоставлялась финансовая поддержка, как во времена Коминтерна.
 
Вопреки ожиданиям экстравертов послевоенный экономический рост сменился застоем, а затем и кризисом, связанным с неспособностью народного хозяйства, построенного на принципах, вытекающих из марксистской теории стоимости, перейти от  нацеленного на эксплуатацию недр геоцентризма к основанному на интеллекте антропоцентричному развитию. [Шахназаров 1999 С. 203-206]

К началу 1987 г. из 500 тысяч специалистов высшей квалификации  трудились рабочими в связи с более высокими заработками - 32%, из-за несоответствия полученной специальности профилю предприятий – 24%, в связи с отсутствием соответствующих вакансий – 9%. Более 4 млн. должностей руководителей были заняты лицами, не имеющими специального образования при том, что около 4 млн. дипломированных специалистов оказались лишними и были заняты на рабочих местах, не требующих такого уровня подготовки. В стране насчитывалось 10 млн. грузчиков и их не хватало, а еще не хватало ремонтников для выпускаемого парка машин и станков. [Шахназаров 1987 С. 41, 47] Периодичность обновления машинного парка составляла 18-19 лет против 3-4 лет на Западе. К концу 1970-х поражение в мирном соревновании стало очевидным. Экономика была не в состоянии производить потребительную стоимость, способную удовлетворять растущую избирательность массового спроса. Импортные товары стали предметом вожделения.

К 1970 году выросло первое послевоенное поколение, с новыми надеждами и намерениями. В общественном сознании обозначился прозападный сдвиг. В российской интеллигентской среде в 1970-80-х годах стала популярной идея отказа от ленинского постулата  «слабого звена», подвёрстанного под мечту о «Москве-третьем Риме»,  и возврата к марксистскому толкованию закономерностей становления социализма. Затем получила развитие гипотеза сближения социализма и капитализма («конвергенция»). Процесс переосмысления места России вступил в завершающую фазу после избрания «православного» М.С. Горбачева генеральным секретарём ЦК КПСС. Теория «конвергенции» уступила место признанию господствующего положения  Запада и стремлению  интегрироваться в его систему экономических, культурных и социальных ценностей.

Попытка масштабной трансформации российского  общества состоялась в 1990–е годы. Особая роль в этом процессе принадлежала США. Социологические опросы свидетельствовали, что в 1990 г. удельный вес тех, кто считал, что США – это «государство с высоким уровнем жизни», «свободное общество с развитой наукой и техникой, где успех зависит от личных усилий» и «американские власти настроены доброжелательно» по отношению к России превышал долю тех, кто разделял альтернативные точки зрения. [Левинсон 2010] Этот настрой был свойствен, в основном, молодому экономически активному населению. Западное идеологическое влияние нарастало вплоть до финансового кризиса 1998 г., который большинство населения расценило как результат целенаправленной политики Запада.  Если в начале десятилетия с Западом связывали надежды, то в конце – разочарования. В 2000-м году 76% против 14% опрошенных считали, что реформы 1990-х годов принесли больше вреда, чем пользы. [Левинсон 2010] 

Запад неадекватно оценивает свою роль, полагая, что смог победить Россию в «хо-лодной войне». В действительности, потенциал открытости западному влиянию был сформирован многовековыми причинностями, обусловивших цикличность общественных ориентиров. Этот переход был не только возможен, но и реально востребован в обществе в силу вышеуказанных объективных обстоятельств, мало или вообще не связанных с деятельностью западной пропаганды, спецслужб, политического и экономического давления, хотя они действительно имели место быть.

Более того, вмешательство Запада в  естественный ход событий не только не способствовало открытости России внешнему влиянию, а, наоборот, усилило оппозицию этой открытости. Во-первых, потому что, способствуя распаду СССР, Запад разъединил экстравертов России и их нерусских единомышленников, занимавших гораздо более влиятельное положение в союзных республиках, оставив российских экстравертов одних лицом к лицу с сильным оппонентом. Во-вторых, Запад  к концу 1990-х годов получил в большинстве русских не своих адептов, а своих противников в силу того, что его участие в происходивших в России процессах позволило интровертам утверждать, что виной «свинцовых мерзостей» 1990-х гг. является именно Запад. Вновь громко и убедительно было заявлено об «угрозе с Запада», реанимировавшей историческую память большинства русского народа. К власти вернулась политическая сила, совершено не соответствовавшая западным намерениям.

В переходное десятилетие страну  возглавлял человек, чья судьба в полной мере соответствовала характеру времени. Президент РФ Б.Н. Ельцин был родом из уральской деревни Бутка (Талицкий р-н. Свердловская область), имеющей старообрядческие традиции «двоеданов» или,  как их называли в европейской части России со времен Петра I, «записных» староверов.  В зрелом возрасте по ряду причин, среди которых, был и брак с женщиной иной конфессии, Ельцин прервал связи с общиной, стал утрачивать и воспитывавшийся с детства менталитет.  Тем не менее, воспринятая в семье идеология постоянно давала о себе знать, поскольку в возрасте до шести лет человек узнаёт больше, чем за всю последующую жизнь, а Ельцин пробыл в этой среде до 18 лет. Усвоенные установки в отношении Запада самым очевидным образом проявлялись в непоследовательности его действий на президентском посту и в выборе преемника. Поименно были известны вероятные кандидаты на пост следующего Президента РФ – все экстраверты, но итог оказался неожиданным.

Буднично вплетаются в повседневность малозаметные события, не привлекающие всеобщего внимания, но, в реальности, превосходящие по значимости всё, что в данный момент кажется важным.

Два человека, из ближайшего окружения Б. Н. Ельцина, как и он сам имевшие старообрядческие корни – Бородин П.П. (управляющим делами президента) и Коржаков А.В.  (первый помощник президента и начальник службы его безопасности) [Старообрядецъ № 29, Ноябрь 2003. С.3], в первой половине дня в понедельник 5-го июня 1996 г., по обыкновению, обсуждали вызывающие озабоченность проблемы в кругу лиц, принимавших участие в принятии текущих решений. Среди прочего было отмечено,  что на выборах в Петербурге дела пошли не так, как хотелось бы, и что следовало бы перевести одного потерявшего работу толкового сотрудника из петербургской мэрии на работу к Бородину в Москву.

Через пару месяцев в Кремле появился человек, которого, как он сам свидетельствовал, мать крестила с помощью с «набожной»  «бабы Ани» - соседки по коммунальной квартире [От первого лица С. 14], что у православных невозможно, а у староверов-беспоповцев – в порядке вещей «… Ибо как получил кто, так может и дать. (…) На крещение простолюдинское, совершаемое без миропомазания, Святой Дух сходит» [Кондратьев 2004 С. 9,10]. Прошло еще четыре года, и он на десятилетия получил возможность определять внешнеполитический курс страны. Россия стала вновь отгораживаться от западного идеологического влияния, сохраняя заинтересованность в торговых связях и в доступе к западным достижениям в научно-технической сфере.

Эта политика гармонирует с позицией современной РПЦ, которая больше не называет советскую власть  «безбожной» и «бесовской», утверждая, что «несмотря на декларативный атеизм советского государства, во многом доминировали христианские ценности и традиционная этика, сформированная в христианском обществе» [Патриарх Кирилл 2016]. РПЦ отказывается принимать «либеральные поведенческие стереотипы и моральные ценности, которые были сформированы без нашего прямого участия» [Митрополит Кирилл 2006], отрицает утверждения «о встречных путях развития России и Запада» и «о догоняющем векторе российского развития» [Патриарх Кирилл 2016].
 
Убежденность в своей богоизбранности не была отличительной чертой староверов.  За рубежом формировалось аналогичное мировоззрение, но оно принципиально отличилось от русского варианта. Если бы носителями идеи исключительности оставались социальные низы, как в России, то и там развился бы изоляционизм, но идея была воспринята национальными элитами с более широким кругозором. Исключительность  приобрела экстравертный, т.е. мессианский характер. Его адепты стремились наставить другие народы на «путь истинный», как они его понимали, часто прикрывая мессианством имперские, колониальные и чисто грабительские интересы. К примеру, охотившиеся на купцов-католиков английские пираты считали себя орудием Божьим и пользовались покровительством британской короны.

Помимо Англии, где инициаторами были странствующие голландские проповедники-лолларды, а носителями идеи стали англикане, ощущение своей богоизбранности  возникло в  Германии где, как и в России, оно рождалось в социальных низах, было сопряжено с церковным расколом и появлением лютеран. Другие протестантские страны не претендовали на превосходство из-за того, что были слишком малы для подобных претензий. Собственно и немцы, которые почувствовали себя исключительными еще в XVI веке, не пели  Deutschland Uber Alles пока Бисмарк не объединил разрозненные германские княжества в империю в 1871 г.. 

Франция не назвалась «богоизбранной» только потому, потому что инициаторы так называемой  буржуазной революции в конце XVIII в. – гугеноты/кальвинисты - смогли её инициировать, задать направление, и даже какое-то время побывать у власти, но на закрепление успеха сил у них не хватило. [Шахназаров 2005 С. 74]

Соперничество между хронологически первыми экстравертными претендентами на особое место в христианском мире временами обострялось, провоцируя локальные и мировые войны. США - последнее вошедшее в их число государство. Фундамент ощущения исключительности заложили эмигрировавшие из Европы протестанты в XVIII-XIX вв., и прежде всего пуритане, но апогея, в силу известных обстоятельств, мессианская идея достигла лишь после Второй мировой войны. Особенность сложившегося в настоящее время положения в том, что все экстравертные претенденты на особую роль в мире признали исключительность США,  перестали враждовать между собой, сплотились в ведомую сюзереном мессианскую коалицию со всеми вытекающими для всего мира и России последствиями.
 
Эта коалиция, не сознавая того, способствовала возврату российских интровертов к власти вмешательством во внутреннюю жизнь России, поддержкой сепаратистов, ставивших своей целью территориальный раздел страны, усилением военного присутствия на её границах, поддержкой выхода США из договора 1972 г. по противоракетной обороне с РФ, порождением хаоса в мире ислама у южных границ, провоцированием охлаждения и обострения отношений России с соседями и т.д.

Работа над статьёй была завершена в декабре 2016 г. за месяц до введения нынешнего Президента США в должность. Уже тогда было ясно, костяк его избирателей  - американцы среднего возраста без высшего образования – это опора изоляционизма из-за присущих им особенностей менталитета и экономических интересов не только в США [Шахназаров  1989 С. 97-100], но и во всех  развитых странах Запада равно как и в России. Они  представляют собой уходящее в прошлое производительные силы и уже в 1980-е годы составляли от силы 20-40% населения [Шахназаров 1989 С.96, 100] этих стран. С ускорением развития антропоцентричной экономики их доля за прошедшие три десятилетия  ещё больше сократилась. Рычагов политического влияния, кроме участия в выборах, у них нет. Даже если их противникам не удастся сместить президента до официального завершения его срока правления, повторить успех им не дадут. Если коррекция во внешней политике лидера коалиции всё-таки произойдёт, то только на предстоящий 4-летний президентский срок.
 
В этом случае структура коалиции претерпит изменения. Оставшиеся без признанного лидера протестантские страны - Британия, Голландия, Дания, Швеция, Норвегия, Эстония, Латвия и, может быть, балансирующая на грани  протестантская Финляндия плюс в силу известных причин католические Польша и Литва - сплотятся под эгидой временно исполняющей соответствующие обязанности Британии.  Роль католико-протестантской Германии будет зависеть от того, останется ли она под управлением лютеран. Толи она разделит бразды лидерства в коалиции с Британией, толи присоединится к католическим - Франции, Италии, Испании, Португалии, которые лидерства Лондона не признают. В любом случае, давление на ситуацию в мире и на Россию, в частности, начнёт ослабевать. Временно сократится и интенсивность интровертности в России.
 
В настоящее время интровертная идеология пользуется в России поддержкой свыше 80% населения. Её сторонники представлены разными политическими партиями с противоречиями, касающимися социально-экономической политики. Происходящее за рубежом  их интересует постольку, поскольку это способствует или препятствует процветанию России. Им не свойствен мессианизм, но не потерпят они и навязывания чуждых правил. Русские, сохраняющие экстравертное миропонимание,  трижды меняли ориентиры в ХХ в. Сегодня они пользуются поддержкой менее 20 % населения, представлены карликовыми партиями, открыты влиянию Запада и идеологическим заимствованиям.

Исходя из длительности циклов интровертности и экстравертности, составлявшей  в ХХ в. около 30 лет с 5-7-летними переходными периодами (суммарно – срок смены полутора поколений), можно полагать, что интроверты в России сохранят власть до 2025-2030 гг. даже при сохраняющихся неадекватных темпах перехода национальной экономики к парадигме антропоцентричного развития.  Если прорыва так и не произойдёт, то нарастание технологического разрыва с Западом приведёт к переменам в общественном мнении, изменению баланса политических сил, и цикличность вновь даст о себе знать.
 
Вероятность смены парадигмы, исходя из прошлого опыта,  наблюдается за 8-10 лет до реальной смены курса. В конце 1940- начале 1950-х гг. – это был космополитизм, а в конце 2010 гг.- рост числа подумывающих  об эмиграции. Результаты регулярных опросов «Левада-центра», свидетельствуют о нарастании этих настроений  главным образом среди молодежи в возрасте 18-24 лет. В сентябре 2019 года более половины опрошенных (53%) этого возраста выразили желание переехать за границу на постоянное место жительства. Отвечая на вопрос, что подталкивает их на эти размышления,  респонденты в первую очередь отмечали «желание обеспечить детям достойное будущее за рубежом (45%), экономическую обстановку в России (40%),  высокое качество медицинских услуг за рубежом (38%), политическую обстановку в России (33%) и больше возможностей для карьерного роста за рубежом (28%)» [Степан Гончаров, Денис Волков 2019]

  1.Бонч-Бруевича В.Д. не расстреляли в 1930-е, как почти всех соратников Ленина - эсдеков-марксистов, потому что у него хватило чутья не отрицать вероятность «социализма в отдельно взятой капиталистической стране», но за любовь к протестантам он всё-таки поплатился. Полноценно утвердившиеся во власти староверы во второй половине 1920-х гг.  лишили его всех постов и перевели на "научную работу", на которой он незаметно завершил свой жизненный путь.   

  2.К 1917 году насчитывалась до двух десятков неправославных церквей, с названиями которых была постоянная путаница из-за недостаточности информации о расколах, объединениях, отпочкованиях в их среде. По оценкам, их численность составляла от 1-го до 5 млн. По моим подсчетам, исходя из имеющегося статистического материала, их было от 1,63 до 2,26 млн. человек [Шахназаров О.Л. История развития общества: русский путь. // «Общество и экономика» № 2, 2000 cc.152-182 c.181] за вычетом духоборов, организованно выехавших с помощью Л.Н. Толстого и британских квакеров из России в Саскачеван (Канада). Они, как и предсказывал Бонч-Бруевич, стали костяком местной организации Компартии Канады. Сегодняшние духоборы сохраняют память о своих корнях,но в отличие от староверов процесс ассимиляции зашел достаточно далеко. Я бы не смог понять значения слова  "дьюкоборо", если бы не знал, с кем разговариваю.

  3.Отец Г.М. Маленкова был родом из семьи православных дворян. Вопреки воле родителей, он женился на Анастасии Георгиевне Шемякиной. Род Шемякиных уходил своими корнями в мятежное племя стрельцов, сосланных под Астрахань еще Петром I, а затем и вовсе рассеянных по Оренбуржью Екатериной II после подавления Пугачевского бунта. Брак этот не состоялся бы, если бы жених не принял староверия. В православной семье этот брак не признали, и Максимилиан порвал с семьей. Это было распространенной практикой в те времена. С моим дедушкой Арамом произошло тоже самое после брака со старообрядкой вопреки сопротивлению семьи христиан-григорианцев. Я не знал ни одного родственника по линии Шахназаровых из-за полного и бесповоротного разрыва связи по крови. Сын Маленкова считал "чудом" что его отец избежал репрессий даже после того, как некто публично заявил о его (Г.М.Маленкова) дворянском происхождении. Это было одним из "чудес", которые для понимающих историю (именно понимающих, а не только знающих)были, есть и будут проявлением неизвестных закономерностей.

  4.К. Е. Ворошилов родился 04.02.1881 близ села Верхнее, Бахмутского уезда, Екатеринославской губернии. Местное население, со слов Ворошилова, были потомками «избежавших казни и высланных из Москвы  стрельцов (восставших за веру отцов –прим.автора), потомков тех бунтарей, головы которых торчали на крепостных стенах в разных местах Москвы». Отец - Ефрем Андреевич Ворошилов (1844 - 1907) - родом с хутора Воронов Боровской волости, мать – из самого села  Боровское Старобельского уезда Харьковской губернии. В этих местах зарождалось восстание Кондратия Булавина (1707-1708 гг.) за старую веру, здесь был убит посланный на их усмирение князь Ю.В. Долгоруков, здесь «в Боровском набралось (…) бунтовщиков тысяч з две» [ЦГАДА ф.9, кабинет Петра 1, отд.2, кн. №7. л.894-895].  «Вот они достойные предки моих родителей!» -  с гордостью писал Ворошилов. 

  5. В этой связи нелишне заметить, что генерал-лейтенант КГБ/ФСБ Коржаков А.В. совместно с единоверным генерал-лейтенантом КГБ/ФСБ, комендантом Большого Кремлёвского дворца Деминым Н.А. финансировали в подмосковном селе Молоково (с XIII в. было известно как Ирининское)  строительство освящённого 10 октября 2004 г. старообрядческого храма, службы в котором Коржаков еженедельно посещает. ["Старообрядецъ" №32, январь 2005 г.] Отец Коржакова – из православных, но принял старообрядчество, чтобы жениться на матери Коржакова Екатерине Никитичне из Молоково, как в своё время поступил отец Г.М. Маленкова и многие другие, получившие таким образом пропуск  в коридоры молодой советской власти (см. выше). Оба родителя Дёмина Н.А. – староверы, уроженцы Молоково. Иначе говоря, речь в данном конкретном случае идёт не о «староверах», а о староверах в полном смысле этого слова, но это обстоятельство не помешало, а, наоборот, помогло Саше Коржакову стать лейтенантом КГБ не в 1920-1930-е гг., а в 1970 г., и за 20 лет дослужиться до звания генерал-лейтенанта! При этом нужно знать, что отбор в КГБ вёлся не по желанию кандидатов, а по инициативе кадровой службы КГБ, которая, прежде чем сделать предложение, проверяла не только всех их родственников и родителей, но и более далёких предков, включая места их захоронения, если они уже шли из жизни.

Ссылки
Митрополит Кирилл 2006  - Выступление Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на X Всемирном русском народном соборе Вера. Человек. Земля. Миссия России в ХХI веке  // «Известия» № 2093549.  5.04.06

Патриарх Кирилл 2016– Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на XХ Всемирном русском народном соборе Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы  http://www.patriarchia.ru/db/text/4656175.html

Аксютин 2000 С. 126-155. - Аксютин Ю.В. Шестой советский премьер: Булганин Н.А. // «Россия 21 века» 2000, №1.

Антонов 2000 С.2 – Сергей Антонов Выборы и старообрядцы // Старообрядецъ. (Газета для старообрядцев всех согласий) Нижний Новгород. 2000. №16.

Бонч-Бруевич C.402-403 - Бонч-Бруевич В.Д. Воспоминания о В.И. Ленине 1917-1924 гг. Избранные сочинения в 3-х т. Том 3. М.: АН СССР, 1996.

Ворошилов 1971 С. 6, 7, 11 - Ворошилов К.Е. Рассказы о жизни. (Воспоминания) Книга первая. М.: Политиздат, 1971.

Гвишиани-Косыгина 1997. С. 176, 188 – Гвишиани-Косыгина Л. Об отце В кн. Премьер известный и неизвестный. Воспоминания о А.Н. Косыгине. Составитель Фетисов Т.И. М.: Республика,  1997.

Дурасов 1906 – Дурасов В.А. Родословная книга Всероссийского дворянства Ч. I., Град св. Петра [Санкт-Петербург]: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1906.

Левинсон 2010 –Левинсон А.Г. Общественное мнение о реформах начала 1990-х годов. Аналитический центр Юрия Левады. М. 2010  http://www.ru-90.ru/node/1129

Ленин т.26, С. 355 - В. И. Ленин  О лозунге  Соединенные Штаты Европы  ПСС т.26

Зеньковский 1995 - Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М.: «Церковь» , 1995.

Иван Грозный Послание Сигизмунду II C.245- Археографический обзор посланий Ивана Грозного / Сост. Д.С. Лихачев и Я.С. Лурье // Послания Ивана Грозного С. 239-277/ Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. СПб.: Наука, 2005

И. Сталин О Ленине и ленинизме С. 48–49 - И.В. Сталин О Ленине и ленинизме. М.: Гос-издат, 1924 - 147 с.

И. Сталин Т.3, С.279 - И.В. Сталин Вторая волна. Сочинения. Т.3, М.: ОГИЗ, 1946.-  С.279-285.

И. Сталин Т.3, С.387  - И.В. Сталин Что нам нужно? Сочинения. Т.3, М.: ОГИЗ, 1946.-  С.387-390

И. Сталин Т.6, С.333-334 - И.В. Сталин Троцкизм или ленинизм. Сочинения. Т.6., М.: ОГИЗ, 1946.-  324-357

История ВКП (Б) 1926 C. 4, 15, 18, 382 - История ВКП (Б) Том I, Выпуск первый. Соста-вили Е.М. Ярославский, Г. Крамольников, Р. Эльвов, О. Римский по общ ред. Е.М. Яро-славского. Государственное издательство М.-Л. 1926.

История РПСЦ C.12- История Русской Православной Старообрядческой церкви. Краткий очерк. М.: Тверская Никольская старообрядческая община в Москве, 2000

Календарь Древлеправославной Поморской Церкви 2001 C.63 - Календарь Древлеправо-славной Поморской Церкви на 2001 год. Издание Российского Совета Древлеправослав-ной Поморской Церкви.

Кондратьев 2004 С. 9,10 - Кондратьев Ф.П. О таинствах святого крещения и покаяния. Библиотека поморских писателей. Доклад на Первом Всероссийском Соборе Христиан-поморцев приемлющих брак (1909). М., 2004.

Маленков 1992 С. 9 - Маленков А.Г. О моем отце -Георгии Маленкове. М.: Фермер. 1992.

Мокроусов 2002 С.18 - Из воспоминаний Африкана Ивановича Мокроусова -головщика и хозяина предельновской молены // Старообрядецъ. (Газета для старообрядцев всех согла-сий) Нижний Новгород.  2002. № 26 

От первого лица С.14 – От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным. Вагриус, Москва, 2000 ISBN 5-264-00257-6

Православный собеседник С.73 - Православный собеседник,  Часть 1-2  Казань: Казанская духовная академия, 1863

Полторанин М.Н. 2008 г. - Заявление вице-премьера М.Н. Полторанина - председателя Специальной комиссии по архивам (создана 20 мая 1992 г.) при Президенте Российской Федерации для рассекречивания документов в высших органах КПСС центральных и местных органов власти и управления, сконцентрированных в бывших партийных архивах, архивах Министерства безопасности, государственных федеральных и местных архивах. Программа Андрея Караулова «Момент истины» 23.05-24.00 от 4 февраля 2008 г. (канал ТЦ).

РГАНИ Л.127об-128об  - РГАНИ Л.127об-128об  -  «Российский государственный архив новейшей истории» Ф.2. Оп.1. Д.259. Л.127об-128об. Постановление  «Об антипартийной группе Маленкова Г. М., Кагановича Л. М., Молотова В. М.»

РГАСПИ С.7, 11,12, 15 - РГАСПИ Ф.17. Оп.69. Д.19

РГАСПИ С.31, 94-95, 119 - РГАСПИ Ф.17 Оп. 69, Д.47

РГАЭ. Л.30-30 об. - РГАЭ. Ф. 478. Оп. 1. Д. 1151., Л.30-30 об. Машинописная копия

РГАЭ. Л. 10-11 - РГАЭ. Ф. 478. Оп.1. Д 1269, Л. 10-11. Машинописная копия

Теппоне 1993 С. 223-22 4– Теппоне В.В. Из истории церкви адвентистов седьмого дня в России. Калининград, 1993.

Старообрядец 2003 С.3 – Новый храм в Молокове // Старообрядецъ. (Газета для старообрядцев всех согласий).  Нижний Новгород 2003. № 29
Степан Гончаров, Денис Волков 2019 -  Степан Гончаров, Денис Волков Эмиграционные настроения. Пресс-выпуски Левада-Центр, 26.11.2019  “Левада-Центр” в 2016 г. внесена Минюстом РФ в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Стоглавъ 2002 С.114-118 - Стоглавъ. Собор Русской православной Церкви, бывший в Москве в 1551 г.. Издание второе, исправленное. Санкт-Петербург: Воскресение, 2002

1-й съезд Советов C. 99 - Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских де-путатов : [В 2-х т.] / Центрархив. - М. ; Л. : Гос. изд-во, 1930-1931. - (1917 год в документах и материалах / Под общ. ред. М. Ф. Владимирского, А. С. Енукидзе, М. Н. Покровского, Я. А. Яковлева). - На тит. л. загл: Первый Всероссийский съезд Советов Р. и С. Д.

Шахназаров 1987 С. 41, 47  - Шахназаров О.Л.  Право на труд и право на безработицу. М.: Знание, 1987.  М. ББК 65.011.5

Шахназаров 1989 С. 96, 100 - Шахназаров О.Л. Частная собственность: тихая революция // Международная жизнь. 1989. Июнь, С. 91-101 ISSN  01 30-9625

Шахназаров 1989 С. 97-100 - Шахназаров О.Л. О классовой борьбе // Международная жизнь. 1989. Ноябрь. С. 91-102 ISSN  01 30-9625

Шахназаров 1999 С. 203-206 - Шахназаров О.Л. Смена формаций: ситуация в России // Общество и экономика. 1999. № 6, ISSN 0207-3676

Шахназаров 2001 С. 16 - Шахназаров О.Л. Цена тарифов на энергию в стоимости систем-ных преобразований // Человек и труд.  2001. № 4, С. 13-20

Шахназаров 2002 С. 76, 77, 83, 93 – Шахназаров О.Л. Старообрядчество и большевизм // Вопросы истории. 2002. № 4. С. 72-97 ISSN 0042-8779

Шахназаров  2004 С. 53, 55, 64 - Шахназаров О.Л. Отношения собственности у староверов (до 1917 г.) //Вопросы истории. 2004. № 4.  С. 53-70 ISSN 0042-8779

Шахназаров 2005 С.74- Шахназаров О.Л. Роль христианства в политической жизни За-падной Европы и России // Вопросы истории. 2005. № 6. С. 58-76  ISSN 0042-8779

Shakhnazarov 2008 P.77-78, 79-83, 84 - Shakhnazarov O.L. People of the Schism (1667–2007) // Anthropology & archeology of Eurasia, vol. 46, no. 3 (Winter 2007–8), pp. 64–92. © 2008 M.E. Sharpe, Inc.. ISSN 1061–1959/2008