Эпизоды из жизни

Николай Тямисов
Поступление в СКГМИ.
Где-то в 1967-68 годах, когда  я еще учился в старших классах, по стране прошел фильм С.Говорухина"Вертикаль" с В.Высоцким ,Л.Лужиной и другими известными артистами. Незамысловатый, в общем-то ,сюжет о альпинистах, с замечательными песнями В.Высоцкого, с красивейшими видами белоснежных гор и потрясающими скалами  побудили у меня  жгучее желание стать альпинистом. Почти одновременно с этим фильмом мне довелось прочитать  несколько романов(или повестей, сейчас уже не помню) Григория Федосеева о геодезистах, среди которых были"Смерть меня подождет","Тропой Улукиткана" и другие. Мужественные персонажи этих книг, прокладывавшие в глухой сибирской тайге трассы для будущих железнодорожных магистралей и автомобильных дорог, также потрясли мое воображение и укрепили желание стать изыскателем. Так что, к окончанию школы, у меня уже не было проблемы выбора профессии. Вопрос был  лишь  в том, куда поступать. В справочнике для поступающих в 1969г.,ближайшим городом, где был институт, готовивший инженеров-геодезистов, был Воронеж. Родители у меня были небогатые, а дорога в Воронеж из южной части Калмыкии, была неблизкой. Ближайшим институтом, где готовились специалисты похожей профессии, связанной с  романтикой дальних дорог, жизнью вдали от городов, а именно геологи, был Северо-Кавказский горно-металлургический институт(СКГМИ) в г.Орджоникидзе, столице Северной Осетии.
Поступать туда мы решили с другом  и одноклассником Володей. У него, может быть и не было очень сильного желания стать геологом, но было неприятие тех профессий, которые были тогда основными в нашем степном краю, преимущественно сельскохозяйственного профиля. Основными профессиями тогда были учитель, врач, агроном, ветеринар, сельский механизатор, зоотехник, и еще, пожалуй, гидромелиоратор, т.к тогда в степи строились каналы и внедрялось искусственное орошение полей.
С автобусными перевозками тогда было не очень, и поэтому мы с ним на попутном транспорте доехали до села Арзгир Ставропольского края, оттуда уже на автобусе добрались до станции Георгиевская и там вечером или уже ночью, сели на проходящий поезд и утром  были на железнодорожном вокзале в г.Орджоникидзе. Днем нашли институт, сдали документы в приемную комиссию и уже, как абитуриенты устроились в общежитие по улице Иристонская. Экзамены начинались через несколько дней и после беглого ознакомления с городом, а именно, прогулки по проспекту Мира, откуда открывался потрясающий вид на вершину горы  Столовой  и катания на лодке в городском парке, я стал готовиться к предстоящим экзаменам. Мой друг Володя, однако, через несколько дней затосковал, готовился к экзаменам плохо, часто отлучался в кино, или катался на трамвае по городу. Было видно, что он не горит желанием поступить в институт. Первый экзамен тогда во всех технических вузах проводился по математике письменно, второй по математике устно, третьим  шла физика. Экзамен по литературе(сочинение) шел последним и был непрофилирующим, главное было не получить за сочинение двойку. Так вот, на первом  же экзамене Володя получил двойку, ничуть этому не расстроился, забрал свои документы и уже вечером того же дня я провожал его домой на железнодорожном вокзале. Причина его такого поведения открылась мне немного позже, когда я узнал, что буквально через месяц после возвращения домой, он женился на нашей с ним однокласснице, а уже осенью его забрали в армию.
Я же получил за первый экзамен пятерку, но остался совсем один в чужом городе. Ко второму экзамену готовился спустя рукава и только чудом не получил двойку. Меня спасли дополнительные вопросы профессора Льва  Автономовича  Белянского, который проверял мою письменную работу и поставил за нее пятерку. В результате я получил тройку .К физике я уже стал готовиться основательнее, да за это время успел познакомиться с несколькими ребятами, будущими однокурсниками, которые как и я поступали на геолога и жизнь стала веселее. Так что за физику я получил четверку, а четвертый экзамен по литературе(сочинение) написал на  5,но это не имело большого значения. Профессия геолога в то время была популярной, и конкурс на 1 место тогда, в 1969году,был 4,5 человека на 1 место. По окончании экзаменов стало известно, что проходной балл для зачисления в институт по нашей специальности равен 13.А у меня было 12,и я не оказался в списке принятых, который был вывешен в вестибюле института. Огорченный донельзя, я поплелся в деканат, чтобы забрать документы. Когда я пришел туда, мне сказали, что с несколькими абитуриентами, которые, как и я, недобрали один балл до проходного ,завтра будет проведено собеседование комиссией горно-геологического факультета во главе с самим деканом.
На следующий день, со страхом ,но и с надеждой в назначенное время я пришел в деканат. Деканом в то время был профессор Николай Митрофанович Гапоненко, который производил очень яркое впечатление своей внешностью. Он был невысокого роста, но очень широкий в плечах, почти что квадратной формы и очень плотного телосложения. К тому же был абсолютно лысый, его голова напоминала бильярдный шар и при этом была очень блестящей.Николай Митрофанович обладал пронзительным взглядом очень живых  голубых глаз и характерной мимикой. Едва я вошел, он впился в меня прожигающим взглядом и спросил: " Ты кто?".Я тут растерялся и не нашел ничего лучшего, как ответить:"Человек."."Да нет, ты откуда и кто ты по национальности ?" уже мягче переспросил он."Калмык"-ответил я ,уже смелее. Он засмеялся:"Калмык! Ну тогда берем!".Так я стал студентом горно-геологического факультета Северо-Кавказского горно-металлургического института.
Через некоторое время, еще в годы моей учебы, Н.М.Гапоненко стал ректором нашего института. И вообще, это был удивительный человек. Его отец был альпинистом и погиб в горах. В Северной Осетии, в урочище Мидаграбин, есть вершина его памяти-пик Гапоненко. Многие студенты нашего факультета обожали Николая Митрофановича за его справедливое отношение к нам..Но были и смешные случаи. Как-то  раз, когда я учился уже на четвертом курсе, наш факультет, а вернее иногородние студенты, проживающие в общежитии, в том числе и я, стали злоупотреблять  спиртными напитками. Произошло несколько резонансных событий, в т.ч и драк как между собой, так и с местными ребятами. Гапоненко собрал весь наш горно-геологический факультет в актовом зале института и стал воспитывать. Он сказал, что он не ханжа и понимает нас, будущих горняков и геологов, которые отмечают различные праздники и дни рождения со спиртными напитками. Но пить надо в меру, и свою меру должен знать каждый. Вот моя мера -это 700 грамм водки, и ни капли больше, сказал он. На следующий день многие из нас решили попробовать его меру, но почти никто не смог дойти до финала.