Ч. 46 За ошибки расплачивались жизнями

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/03/06/1778

Целью немецкой эскадры во главе с линкором «Тирпиц» было уничтожение конвоя PQ-17. Когда немецкая эскадра вышла в море, её обнаружили английские самолёты и подводные лодки, развёрнутые на предполагаемом пути следования немецких кораблей.

Опасаясь за свои крупные корабли, английское Адмиралтейство отозвало дальнее и ближнее прикрытие конвоя и отдало приказ судам конвоя рассредоточиться и следовать в русские порты самостоятельно. Это была трагическая ошибка англичан.

Немецкая авиация обнаружила рассредоточение конвоя и отсутствие больших кораблей. Необходимость в мощной немецкой эскадре отпала, и она получила приказ вернуться в базу. Уничтожением конвоя занялись немецкая авиация и подводные лодки. Транспорты стали их беззащитной добычей.

4 судна потопили подводные лодки. 10 транспортов – авиация, и  10 транспортов потопили подводные лодки и авиация, действуя совместно. Был полярный день, и самолёты могли летать  круглосуточно. Разгром конвоя был тяжёлым ударом для союзников и для Красной Армии.

Немцы могли быть довольны: «Тирпиц» выполнил свою задачу по разгрому конвоя, не сделав ни одного выстрела. Советское командование организовало поиск уцелевших транспортов, конвоирование их, спасение людей.

Авиация Северного флота прикрывала транспорты и наносила удары по вражеским аэродромам и базам.

В результате союзники, опасаясь новых крупных потерь, остановили отправку конвоев до наступления полярной ночи. Кроме того, англичане готовились вместе с американцами к вторжению в Северную Африку (операция «Torch»), и кораблей прикрытия не хватало.
 
7 сентября 1942 года в Советский Союз из Исландии вышел новый конвой PQ-18 с военной техникой и другими важными грузами из США, Канады и Великобритании. О планах немецкого командования английское Адмиралтейство знало из расшифровки  сигналов «Ultra» и беспроводной связи немецкой авиации.

Конвой усиленно охранялся. Впервые в состав охранения вошёл эскортный авианосец «Avenger».

Немецкая служба перехвата и взламывания кодов морской разведки B-Dienst (Beobachtungsdienst) взломала британский военно-морской шифр №3 в феврале 1942 года и читала 80 процентов сообщений.

Поэтому немецкая авиация хорошо подготовилась к совместным действиям с подводными лодками.
 
В начале сентября 1942 года финская разведывательная служба расшифровала переговоры авиации Северного флота, из которых выяснила маршрут конвоя и передала эту информацию немцам.

В помощь Северному флоту англичане по воздуху   направили 32 торпедоносца из 144-й эскадрильи ВВС Великобритании и 455-й эскадрильи Королевских австралийских военно-воздушных сил, девять морских патрульных самолетов из 210-й эскадрильи и три фото-разведывательных «Spitfires» из группы фотографической разведки.
 
13 августа американский крейсер «Tuscaloosa», два американских и один британский эсминец направились в Россию с наземными экипажами и медицинской частью для обеспечения лётчиков.

Во время перелёта 6 торпедоносцев разбились. На одном из них немцы обнаружили планы конвоя PQ-18 и конвоя из Советского Союза QP-14.

У двух самолётов «Hampden» не хватило топлива, и они совершили вынужденную посадку на советской территории, а один самолёт прилетел во время налёта фашистских самолётов  и был сбит «дружественным огнём» советских истребителей.

Самолёт приводнился и затонул вместе  с раненым стрелком, остальную часть экипажа, которая сумела добраться до берега, обстреляли, их спасли только крики «Английский!».

Остальные 24 «Hampden» благополучно приземлились в Ваенге.

Я подробно рассказываю об этом конвое, потому что в нашей литературе почему-то о нём пишут, буквально, два слова.

Обычно конвоями командовали отставные английские адмиралы. Так было и в тот раз. Конвоями командовал контр-адмирал в отставке Эди Боддем-Ветен. Конвой состоял из 40 торговых судов. Одно из них имело катапульту с истребителем «Hawker Hurricane Mk I».

Отчаянные английские и американские лётчики летали на таких истребителях. Самолёт запускали с катапульты, назад он уже не мог сесть на судно.

Если ему везло уцелеть в бою, как правило, с превосходящими силами противника, потому что он был один, то сесть он мог только на воду, причём нужно было оказаться рядом с судном, чтобы его подняли.

В сущности, они были смертниками.

В числе этих 40 судов было и спасательное судно конвоя «Copeland», которое шло последним, подбирая из воды моряков с потопленных кораблей и судов.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/03/10/1801

На фотографии: два британских лётчика у самолёта, запускаемого катапультой.