Пёс

Евгений Шиков 47
      Понурив голову, по двору шёл пёс. Он чутко принюхивался, но давно знакомых запахов не было. Когда-то весь двор был полон детей. Они играли с ним и угощали сладостями. Среди детей был его хозяин – светловолосый мальчик Ваня. Именно к нему и тянулся пёс. Ваня нашёл его совсем маленьким и хотел вырастить грозного пса. Он назвал щенка Джек-Потрошитель. Но никто не объяснил щенку, что такое Потрошитель, поэтому он никого не потрошил.
    Когда всех детей звали к обеду, пёс тоже хотел забежать в столовую. Ваня готов был его взять, но в дверях стояла строгая тётя Саша. Она что-то громко и сердито говорила Ване, и он оставлял своего друга на улице.
    Нет. Голодным пёс не оставался. На улицу выходила добрая баба Нюша и выносила миску еды. Еда была вкусная. Пёс каждый раз старательно вылизывал миску. Потом он ложился под лестницу и дремал, не забывая прислушиваться. Иногда дверь дома открывалась, и самый дорогой для него голос тихо звал: «Джек». Пёс тут же вскакивал и бежал к двери. Полуодетый Ваня гладил его и нежно сжимал морду, чтобы его любимец не лаял от радости. Тайком Ваня вёл пса в детскую спальню. Там пёс ложился на мягкий коврик около Ваниной кроватки. Ваня ложился на кровать и спускал край одеяла.
    – Опять бездомную собаку в спальню привёл? – шипела на соседней кроватке рыжая Зинка. – Зря его одеялом прикрываешь. Зайдёт воспитательница, я ей всё расскажу!
    Ваня молча грозил Зинке кулаком. Она в ответ показывала ему язык и отворачивалась. Ваня нежно гладил своего любимца и засыпал.
    Для пса это было время безмерного счастья. Он ложился на спину и прикрывал глаза. Пёс нежился и вспоминал маму. Насосавшись её вкусного молока, маленьким щенком он лежал около неё, а она лизала его животик.
    
    Всё было в прошлом. Двор был пуст. Его миска под крыльцом давно высохла. В дверях детского сада не стояла строгая тётя Саша. Сама дверь была открыта. Пёс поднялся на второй этаж.
     В детской спальне было тихо. Пёс прошёл между кроватками к Ваниной. Слабый запах Ваниных ног всё ещё оставался на коврике. Пёс с удовольствием обнюхал его и прыгнул на кровать. Улёгся и задремал. В памяти опять всплыл тот самый день, когда вдруг все люди покинули детский сад.
     Утро тогда было тихое и солнечное. Взрослые быстро входили и выходили из здания. Они о чём-то возбуждённо говорили и показывали вдаль. Оттуда ветер приносил неприятный запах гари. Всеобщее беспокойство передалось и псу. Он стал озираться, ища глазами опасность, но ничего подозрительного не увидел. Пёс бегал по двору и заглядывал в глаза людям. На него никто не обращал внимания. «Джек! Джек!» – услышал он добрый голос бабы Нюши. Она стояла на крыльце с миской в руках. Пёс с радостью бросился к ней. Баба Нюша поставила миску на землю. В ней лежал огромный кусок холодного сырого мяса. Джек никогда ещё не видел так много вкуснейшего мяса. Он с жадностью набросился на еду.
    Баба Нюша стояла рядом и почему-то очень грустно о чём-то говорила. Пёс не понимал слов, но почувствовал в них печаль и большую жалость к себе. Вдруг краем глаза он увидел вышедшую на крыльцо строгую тётю Сашу. Пёс встрепенулся, боясь, что она отберёт его мясо. Но тётя Саша даже не посмотрела на него. Пёс поел и успокоился.
    Пришло время прихода родителей с детьми, но детей никто не приводил. Пёс выжидающе смотрел по сторонам. Наконец он услышал знакомый голос Вани. К нему бежал его друг и хозяин. Пёс бросился навстречу. Ваня обнимал и ласкал его,без конца повторяя: «Джек! Джек! Милый мой Джек!».
    Неожиданно к ним подбежала Ванина мама. Она схватила сына за руку и потянула к себе. Ваня отпустил собаку и стал о чём-то просить маму. Она не соглашалась. Ваня расплакался и снова обнял Джека. Ваня продолжал просить, но плакал всё сильнее. Потом мама силой оторвала его от собаки и повела опять за ворота. Ваня продолжал реветь и звать Джека. Он пошёл за ними. Все они дошли до дороги. Там стояла машина. Люди садились в неё. Ваня с мамой тоже сели в машину. Джек хотел последовать за ними, но его отогнали.
    Машина тронулась. Джек бросился за ней. Он долго бежал, пока она не скрылась вдали. В его памяти осталось заплаканное лицо Вани, который всё время смотрел через стекло машины назад на своего Джека.

    Растерянный, пёс долго бродил около детского сада. Ближе к вечеру он пришёл к его крыльцу. Никого уже не было. Входная дверь была открыта. Пёс поднялся на второй этаж в детскую спальню. Все кровати были аккуратно заправлены. У стены стоял шкаф с игрушками. Было непривычно тихо. Большая синяя муха громко жужжала и билась в стекло. Вверху была открыта форточка, но муха не летела вверх. Она упорно искала выход внизу. Но его здесь не было. Пёс лёг на коврик около Ваниной кровати и задремал в ожидании своего хозяина. В покинутом здании было тихо, но с улицы всю ночь доносился шум машин.
    Утром пёс спустился вниз. Он осторожно осматривал пустые комнаты. Его чуткий нос уловил запах мяса. Он вошёл в комнату, откуда исходил запах, и увидел открытые шкафы. Прямо на полу стояла большая кастрюля с мясом. Джек с жадностью набросился на еду. Он ел и оглядывался на дверь, боясь, что войдёт тётя Саша и прогонит его. Но никого не было. Никто не помешал ему наесться до отвала.
    Пёс вышел из здания и подошёл к кастрюльке, в которую всегда наливали ему воду. Кастрюлька была пуста. Пришлось напиться из пруда. Потом он долго бесцельно бродил около детского сада. Уходить дальше не решался. Там была территория небольшой своры безнадзорных собак. Её возглавлял лохматый пёс. Никто не знал его имени. Когда лохматый пёс потерял своего хозяина, он потерял и имя.
    Лохматый зорко следил за тем, чтобы чужие собаки не появлялись в его владениях. Людям казалось, что Лохматый бесцельно бегал со своей стаей, но это было не так. Кроме обязательного посещения помоек в поисках пищи, Лохматый всегда обходил свою территорию и метил её границы мочой. Как-то Джек нарушил эту невидимую границу и встретил такой злобный отпор со стороны стаи Лохматого, что еле унёс ноги. Больше он уже не решался появляться на запретной территории.

    Внезапно Джек услышал очень громкие резкие хлопки. Они доносились из соседнего двора. Пёс побежал туда. По двору ходили люди в пятнистой одежде. В руках они держали чёрные палки, которые грохотали, как гром. От этого грома падали на землю кошки и собаки. Лохматый храбро бросился на людей, но загрохотали чёрные палки. Лохматый жалобно взвизгнул и упал. Джек увидел, как из под него потекла на землю струйка крови. Его обуял ужас, и он помчался прочь. Забившись в тёмный угол под крыльцом, пёс слышал шаги и говор людей, но ничем не выдал себя. Когда страшные люди ушли, пёс покинул своё убежище и опять пошёл спать в детскую спальню.
    В последующие дни люди в пятнистой одежде не появлялись. Каждый день пёс слышал шум моторов. В небе громко жужжали летающие машины, а людей вокруг уже не было.
    Мясо в столовой детского сада кончилось. Его протухшие остатки доели крысы. Их появилось много. Раньше крысы прятались по подвалам, а теперь осмелели и нагло шныряли повсюду. Они ели крупы, муку и другие припасы, оставленные людьми. Пёс научился ловить крыс. Он ел крыс, но меньше их не становилось.
    Отдыхать Джек всегда приходил в детскую спальню. Здесь было столько старых запахов. Но самым дорогим был для него запах Ваниных ног на коврике у его кровати. Пёс подходил к нему и по давней привычке опасливо оглядывался на дверь.
Строгой тёти Саши не было. И давно уже никого не было. Никто не мог его прогнать.
    Первые дни Джек спал на коврике, а потом стал ложиться на Ванину кроватку. Он мог спать на любой детской кроватке, но верный пёс выбирал только Ванину. Он старался положить голову ближе к подушке, но голову на неё никогда не клал. Это
было место Вани. Только Ваня мог спать на подушке. Пёс ждал его. Ждал каждый день. Он выходил на улицу и смотрел вдаль уходящей дороги, надеясь увидеть большую машину, на которой увезли детей.
    Дорога была пуста. Ветер много дней гонял по ней какие-то бумажки, но потом дожди прибили их, и они остались лежать у обочины.

    В покинутом детском саду было всё так же пусто. Цветы на окнах засохли. Кактус стойко боролся с засухой, но и у него без людей не было шансов выжить.
    Как-то утром пёс услышал шум на лестнице детского сада. Он давно мечтал услышать знакомую поступь, но сейчас насторожился. Эти шаги были ему не знакомы.
    В детскую спальню вошли двое.
    – Смотри, как много здесь игрушек, – сказал один.
    – На что они нам? – спросил другой.
    – Продадим.
    – Они же радиоактивные, – засомневался второй. – Ими же нельзя детям играть.
    – А мы же их не детям будем продавать, – засмеялся первый, – а их родителям.
    – И что? – не понял второй.
    – А пусть не гоняются за дешевизной и не покупают всякую дрянь на базарах, – зло ответил первый.
    – В магазинах всё дорого. Не каждый может купить, – всё ещё сомневался второй.
    – Да что ты чужих детей жалеешь? Нас кто-нибудь пожалел, когда здесь авария случилась? Вывезли и бросили фактически на произвол судьбы. У нас же были квартиры, мебель, вещи. Всё пришлось бросить.
    – Ладно, – наконец согласился второй. – Давай быстро клади всё в мешок и скорее отсюда. Здесь опасно находиться. Нахватаемся радиации и подохнем. Тогда и деньги нам будут не нужны.
    – Вот так-то, – одобрительно сказал первый и открыл шкаф с игрушками.
    – Р-р-р-р-р! – грозно зарычал Джек и с громким лаем бросился защищать от пришельцев игрушки Вани и других детей.
    – Ой! Откуда здесь этот пёс?! – загораживаясь от нападающей собаки стулом, закричал второй.
    – Не знаю. Их всех давно должны были перестрелять, – растерянно ответил первый. – Пошли отсюда. Не хватало ещё, чтобы нас радиоактивная собака покусала.
    Парни ушли, а Джек, довольный, что защитил игрушки детей, опять улёгся на любимый коврик.

    Всё это было давно, а сейчас у пса болели бока, ныли суставы, и гудело в голове. Он совсем ослабел, но по-прежнему каждое утро выходил на дорогу. Город был пуст. Люди покинули его, а пёс всё продолжал ждать детей и своего хозяина Ваню. Дни уныло шли за днями. Всё повторялось, и псу было очень грустно. Иногда в своих снах он даже слышал голос Вани, мигом просыпался и выбегал на улицу. Но там никого не было. Опустив голову, пёс возвращался назад. В безмерном горе он ложился на постель и опять падал в забытьё.
   
    Как-то утром чуткие уши уловили звуки шагов. Это опять были шаги чужих. Пёс сразу почувствовал недоброе, но сил бороться теперь уже не было. Он слышал, как чужие ходили по комнатам первого этажа, громко говорили, что-то двигали и роняли. Потом они поднялись в детскую спальню. Пёс поднял голову, но даже не встал.
    Люди стали выносить детские кровати. Когда они взялись за шкаф с игрушками, пёс поднялся и оскалил зубы.
    Люди обернулись.
    – Ух, ты! Здесь собака, – сказал один из них.
    – Откуда? – удивился другой. – Всех домашних животных должны были давно перестрелять и захоронить.
    – Видимо, тогда она где-нибудь пряталась.
    – Смотрите, ребята. Все постели здесь чистые, кроме одной.
    – Бедный пёс. Он до сих пор верен своему маленькому хозяину, если спит только на его постели.
    В этих словах пёс почувствовал доброту. Он смирился, грустно посмотрел на людей и вышел из детской спальни.
    – Пёс уже сильно болен. Даже шерсть на боках вылезает, – сказал кто-то ему вслед.
    – Погибнет здесь, – с сочувствием добавил другой.
    Выйдя во двор, пёс лёг в стороне. Он безучастно смотрел, как чужие люди выносили из здания мебель и грузили в машины. Ничего понять пёс был не в силах.
   
    Когда машины уехали и люди ушли, он обошёл весь детский сад. Везде было пусто. Люди вынесли всё: все бумаги, книги, посуду с кухни и даже игрушки. Только в детской спальне, там, где спал пёс, они оставили его коврик.
    Пёс подошёл, обнюхал коврик и прилёг. В окна застучали капли дождя. Голова пса гудела, бока ныли. Он задремал.
    Утром пёс опять вышел к дороге. Кругом было так же пусто. Только теперь пёс понял, что детский сад опустел навсегда. Он вернулся и стал ловить крыс. Наевшись, опять пошёл к дороге. Долго стоял, потом медленно побрёл туда, куда уехал его хозяин Ваня.

    Шёл целый день. Часто останавливался и ложился отдыхать. На второй день он почувствовал голод. Крыс у дороги не было. Пёс начал ловить лесных и полевых мышей. Охота была неудачной. Мыши ловко прятались в свои норки, и два дня пёс голодал. На третий день он всё-таки наловчился и поел.
    Потом ему на пути стали попадаться деревни. Людей в них не было. Пёс обходил заросшие высокими сорняками огороды, пустые дворы, сараи и ловил крыс. Наевшись, снова шёл вдаль.
    Наконец, дорога привела его в город. Пёс почувствовал, что именно здесь и надо искать его Ваню. В первом же дворе он увидел детей. Пёс так обрадовался, что сразу же побежал к ним.
    – Ой! Берегитесь! Собака!
    – Откуда этот шелудивый пёс?
    – Гоните его!
    Со всех сторон он слышал испуганные и возмущённые выкрики женщин, которые присматривали за детьми. Пёс не знал языка людей, но всегда отлично понимал чувства. Жесты ясно говорили ему о намерениях людей.
    Враждебный настрой взрослых заставил пса повернуть назад. Отбежав на безопасное расстояние, он ещё раз присмотрелся к детям. Знакомых не было. Он пошёл искать своего хозяина в другие дворы.

    До вечера Джек бродил по городу. Где-то его прогоняли люди, где-то бездомные собаки. На ночь он забился в какой-то сарай. Утром снова отправился на поиски.
    Случайно пёс набрёл на детский сад. Впервые за безмерно долгое время надежда заблестела в его глазах. Джек радостно залаял, привлекая к себе внимание детей. Они стали подходить к решётке забора, за которой он стоял. Дети радовались собаке, пёс радовался детям, но его давних знакомых среди них не было. Потом детей куда-то позвали. Они ушли, а Джек ещё до самого вечера бродил около детского сада, ожидая увидеть своего хозяина.
   
    Ночь он провёл под скамейкой в ближайшем скверике. Утром снова отправился на поиски. В одном из дворов на него напали бездомные собаки. Пёс долго убегал. Когда преследователи отстали, он осмотрелся и с радостью увидел рядом ещё один детский сад. Родители ещё только приводили детей. Невдалеке от входа Джек прилёг под кустами. Он внимательно наблюдал за приходящими. Вдруг он увидел рыжую Зинку. Она была по-другому одета, но пёс сразу узнал её. Он обрадовался и выбежал к ней. Зинка не любила пса. Он это всегда чувствовал, но сейчас Зинка была частью его прежней счастливой жизни. Пёс очень обрадовался встрече с ней.
    – Прочь! Прочь! – закричала на него Зинкина мама.
    Пёс отскочил в сторону.
    – Мама, это же наш Джек! – воскликнула Зинка.
    – Какой ещё Джек? – удивилась мама.
    – Тот, который жил около нашего детского сада в Припяти. Помнишь, я тебе рассказывала? Он жил под лестницей у входа. Когда нас увезли, Ваня плакал, вспоминая своего Джека.
    – Зиночка, та собака так и осталась в Припяти. Это – другая.
    – Нет, мама, нет! Это именно Джек! Посмотри, как он смотрит на меня. Он меня узнал! Джек! Джек!
    Пёс обрадовано завилял хвостом и радостно гавкнул.
    – Вот видишь, мама! Это Джек!
    – Может быть, – неуверенно согласилась мама.
    – Джек! Джек! Он пришёл! Он жив! – радовалась Зина, а Джек вилял хвостом, разделяя её восторг.
    – Так. Джек это или не Джек, – сменила тон мама, – а тебе сейчас надо идти в детский сад.
    – А как же Джек, мама?
    – О собаке потом поговорим, – ответила мама и повела Зину в детский сад.
    Девочка оглядывалась. Джек почувствовал сочувствие и жалость. Зина ушла, а он снова прилёг под кустом.

    Вскоре после того, как все родители разошлись, Зина вышла из детского сада с какой-то тётей. В руках у неё была миска. Пёс сразу всё понял и подошёл к воротам. Зина просунула миску под воротами. В ней до краёв была вкусная еда.
    Счастье охватило голодного пса. Ему казалось, что никогда прежде он не ел так вкусно. Вылизав миску, пёс посмотрел на своих благодетелей. Тётя с большой жалостью глядела на него, а в глазах Зины стояли слёзы.
    – Подожди, Джек, подожди. Мы вылечим тебя, – сказала она.

    Всю ночь пёс провёл около детского сада, а утром его разбудил радостный крик:
    – Джек! Джек! Джек!
    Пёс узнал бы этот голос из тысячи. Его звал самый лучший человек на свете – его Ваня, его хозяин.
    Пёс бросился навстречу. Ваня схватил своего любимца и прижал к себе.
    – Джек! Милый Джек! Как ты жил? Как ты нас нашёл? Джек! Джек! – без конца повторял он, а пёс, радостно виляя хвостом, всё старался лизнуть Ваню в лицо.
    Вскоре подбежала и Зина. Она была весёлой и доброй. Потом подошли мамы.
    – Ваня. Не надо так обнимать собаку. Посмотри, какая она грязная.
    – Его надо вымыть, мама.
    – Конечно, Ваня, конечно. Мы его вымоем и откормим, а то он совсем исхудал.
    – У меня есть знакомый ветеринар, – сказала мама Зины. – Надеюсь, нам удастся его вылечить.
    – Да! Да! Джек! Мы тебя отмоем и вылечим! Как хорошо, что ты нас нашёл.
    Зина с мамой пошли в детский сад, а Ваня повёл своего друга домой.



    Сказка опубликована в сборнике "Добрые сказки" в 2017 году.

    Сюжет сказки не выдуман. Когда специальная команда приехала в Припять вывозить для уничтожения заражённые радиацией вещи, люди обнаружили в детском саду собаку. Она лежала на коврике около одной кроватки. Этот коврик был грязный. а все остальные - чистые. Это свидетельствовало о том, что пёс ложился только на него. Он был верен своему хозяину.