Несостоявшаяся любовь

Лада Романова
Встреча двух людей - это встреча двух
химических элементов. Реакция может и не произойти,
но если произойдёт, изменятся оба.  Карл Юнг

- Скажи, Владимир, я тебе нравлюсь как женщина? – задала она вопрос соседу.
- Ты красивая, - ответил он.
- Женись на мне!
- Ты делаешь мне предложение?
- Ну да. Что тебя смущает? Я работящая, материально обеспеченная.
- Предложение заманчивое. Я сам устал от одиночества. Особенно в долгие зимние вечера. Конечно, хочется, чтобы рядом был кто-нибудь, с кем можно было бы поговорить, провести остаток дней своих.
- Ладно, забудь то, что я тебе сейчас сказала.
- Подожди. Почему ты так резко меняешь решения? Не торопись. Я же не отказываюсь. Давай начнём общаться, чтобы лучше узнать друг друга, приглядеться друг к другу. Ты мне нравишься, но нужно понять, подходим ли мы друг другу.
Людмила находилась в состоянии активного поиска мужа. Понимала, что на эти поиски ей отведён короткий отрезок жизни. Её шансы выйти замуж с каждым годом уменьшались.  Она была в том возрасте, когда женщина еще остаётся привлекательной, стройной, но приметы увядания постепенно начинают  проявляться. Небольшие отёки под глазами после пробуждения, морщинки возле глаз и на щеках, истончающаяся кожа рук, которой уже никакой крем не помогал.
- Я за тобой наблюдаю, - заявил Владимир, - в последнее время у тебя год идёт за два.
Особой деликатностью он не отличался: что думал, то и говорил: «Да и я, конечно, не молодею. Я зачем это говорю? Не для того, чтобы тебя обидеть. Я хочу сказать, что нужно успеть привязаться друг к другу, чтобы потом доживать вместе. Вместе быть не просто. Особенно в нашем с тобой возрасте». 
В душе она чувствовала себя достаточно молодой, полной сил и энергии, оставалась наивной и доверчивой.
Мила (ей нравилось, когда её так называли) искала повод зайти к соседу в гости. И не потому, что он очень нравился, а потому, что устала от одиночества. Надоело выполнять по дому всю мужскую работу: что-то подкручивать, подвинчивать, менять, прочищать. Хотелось найти опору и надёжную защиту. Готовить для кого-нибудь, заботиться о ком-нибудь. Одним словом, надо было найти того, на кого можно было бы обрушить свою нерастраченную нежность и любовь и перевесить бытовые проблемы.
Позвонила ему по телефону:
- У тебя есть какая-нибудь интересная книга? Мне совершенно нечего читать.
- Конечно, заходи, посмотришь, выберешь.
Он предложил ей вина, она отказалась.
- Если можно, горячего чая с молоком.
Часа три пролетели незаметно. Говорили обо всём. Он рассказывал о своей семье: отце, матери, братьях и сёстрах. Говорил, что с детства приохотился к чтению (соседская девочка заразила этой страстью). В девятом классе активно изучал статьи в научных журналах, выиграл Всероссийскую олимпиаду по математике, впоследствии поступил в МГУ, работал в Курчатовском институте…
- Ты был женат?
- Да.
- Где сейчас  твоя жена?
- Мы развелись.
- Почему?
- Были оба молодые и дурные.
- А дети есть?
- Да, взрослая дочь. Живёт отдельно.
Стемнело.  «Я пойду», - сказала Людмила.
Он предложил ей остаться у него. Она отказалась.
- Понимаешь, я не могу. Не хочу, чтобы по городу поползли слухи. Да и мне самой себя уважать хочется.
- Ты же хочешь быть со мной. Какая разница: есть штамп в паспорте или нет. От штампа любви ни прибавится, ни убавится. Останься.
- Извини.  Не могу.
- Я всегда добиваюсь своего, - проговорил он негромко, провожая её.
Ей стало неприятно от этих слов.  «Неужели мужчин привлекает только женское тело? И вся их любовь сводится к тому, чтобы овладеть женщиной?»
В то же время она старательно приручала его к себе: кормила блинчиками, пирогами, пловом. Когда он что-то рассказывал, с восхищением смотрела ему в глаза, делала ему комплименты: «Какой ты умный! У тебя на всё есть своё мнение, не банальное, не почерпнутое из книг, не взятое из интернета, а своё, выношенное, взвешенное, продуманное. У тебя железная логика. Ты легко разбиваешь все мои умозаключения в пух и прах! Как много ты знаешь!»
- В последнее время я часто думаю о том, что если бы мне дали шанс заново прожить молодость, я потратил бы её исключительно на знания. В мире так много того, чего я ещё не знаю…
С ним было интересно. Говорил он неспешно, не любил, когда его перебивали. Как-то рассказывал какую-то длинную сказку. Она, не выдержав, захотела продемонстрировать свой ум и сообразительность, взяла инициативу в свои руки и попыталась предугадать дальнейшее развитие сюжета. Он замолчал.
- Мне эту сказку в детстве рассказывала мать. Она была прекрасной сказительницей.
- Прости меня, - промолвила Людмила. – Продолжай, пожалуйста.
 Он стал говорить совсем о другом. 
Владимир был последним, шестым ребёнком в семье, «поскрёбышем», самым любимым. Мать старалась обласкать его, уберечь от грубой жизни.  Отец воспитывал в строгости и послушании. Нагружал работой, обучал разным ремёслам. Но отцу нравилось, что ребёнок много читает…
- Я полюбил тебя, - заявил однажды Владимир.
- Не любил, не любил и вдруг полюбил, - удивилась Мила. – Как это?
- Внутри что-то щелкнуло. Теперь всё зависит от тебя.
Людмила не стала выяснять, что это всё. Она ему не поверила.
- Ты меня не уважаешь, - прошептала она, уходя.
- Уважаешь. Не уважаешь. Мне бы твои проблемы.
Для женщины любовь – это забота. Она чувствует себя любимой, когда о ней заботятся, опекают, помогают.
Мила не видела  заботы о ней с его стороны, он никак не давал понять, что она занимает важное место в его жизни.  Напротив, иногда, выкладывая на стол коробку конфет, случайно или специально, чтобы пробудить её ревность, говорил: «Это Иришка подарила» (Иришка – это другая соседка, тоже одинокая).
Несколько дней после его «признания» в любви она старалась не попадаться ему на глаза. Даже дом его обходила стороной. Но по вечерам было скучно, не хватало общения.   «Почему бы нам не быть просто друзьями?» - задавала Мила себе вопрос.  Да, она знала, что просто дружбы между мужчиной и женщиной быть не может. Но они с соседом были не молодыми. Лично её устроили бы дружеские отношения. Замуж за Владимира она уже не собиралась: понимала, что они очень разные, не подходят друг другу по темпераменту, привычкам. Но скучала по беседам.
Накануне ей показалось, что он уехал в Москву. Вечером не было его машины. Зияло пустотой то место, где она (машина) раньше стояла. Мила даже приоткрыла плотные шторы, чтобы подглядывать: подъехал – не подъехал.  На сердце опустилась тоска. Почему-то нужно было, чтобы он был рядом, никуда не  уезжал. Вот странная какая: мириться не хотела, соблюдала гордость. Думала: пусть он проявляет инициативу, звонит, предлагает встретиться, останавливает её, когда она проходит мимо его дома. А сердце ждало встреч, сердце хотело биться от волнения, от радости общения. Сердце хотело жить…
Что же делать? Как вести себя? Ведь он мужчина, это он должен добиваться её, ухаживать за нею. 
Его раздражало, когда Людмила подчёркивала разницу между ним и собой, основанную по половому принципу.
- Никакой разницы нет. Мы люди. Человеки, а не мужчина и женщина.
- Разница колоссальная! – возражала она. – Мы к миру относимся по-разному: для вас, мужчин, главное - цель, перспектива. Вы мечтаете чего-нибудь добиться, состояться, быть социально признанными. Женщине важнее детали, мелочи, она определяет, как жить, общаться, любить и т.д.
- Глупости ты говоришь! – резко говорил  Владимир.
 - Ты замечал, что для тебя важна информация, а для меня – эмоции, чувства? Да, я иногда веду себя очень странно: только что говорила одно, вдруг - совершенно противоположное. Я импульсивна, порою поступаю необдуманно, по первому порыву. Потом жалею об этом. Женщина не умеет взвешивать всё по сто раз и принимать верное решение (наиболее рациональное). Но у нас хорошо развита интуиция. Мы поступаем так, как нам подсказывает сердце. Слышал такое выражение: «по наитию»?
- Бред!
- По наитию – под действием шестого чувства…
- Это вы умеете – жить неосознанно, тупо…
- О Боже, почему ты стараешься выглядеть хуже, чем ты есть на самом деле?
- Я такой, какой я есть. И ничего из себя не строю…
- Не  помню, где я это прочитала, что основная задача женщины – выбрать достойного мужчину, человека, которого есть за что уважать и ценить.
- Это что значит:  ты будешь искать, перебирать?
- Это происходит на уровне понимания.
- В народе это называется по-другому…
Людмила не обиделась, просто спросила: «Ты извиниться не хочешь?» Спросила спокойным, ровным голосом.
- Я никогда не извиняюсь. Если хочешь, чтобы я извинился, приходи ко мне, извинюсь.
Она сразу вспомнила его фразу: «Я всегда добиваюсь своего». Естественно, ни звонить, ни приходить она не собиралась, однако по-прежнему тосковала. Начала есть много сладкого, утоляя тем самым свою печаль, одиночество.
Как-то утром развешивала бельё на балконе, делала это не спеша, старательно встряхивая каждую вещь, закрепляя её прищепкой. Не торопилась, потому что соскучилась по нему, его коротким, ни к чему не обязывающим вопросам: «Как дела? Как день провела? Чем занималась?».  Его резким замечаниям, его советам: как правильно шпатлевать, красить, какая стремянка более безопасная. Он был умелым, мастеровым, постоянно что-то улучшал: то калитку менял, то гаражные ворота  переделывал, чтобы они открывалась автоматически, то тротуарную плитку клал возле своего дома.
Он был в своём садике, когда она развешивала бельё, поднял глаза вверх, сказал: «Привет!». У него глаза побитой собаки. Видно, что сильно переживал эту неделю, когда они не общались из-за того, что он нагрубил…
- Что-то ты не звонишь, не заходишь? – тихим голосом спросил Владимир.
Она почувствовала его страх потерять её. Видно, и у него выработалась потребность видеться, говорить, обсуждать что-то. Ей показалось, что за эту неделю он даже исхудал, приуныл. Зачем хамил?
 - У меня перестало закрываться окно. Ты не посмотришь, что с ним? – волнуясь, спросила Людмила.
«Так, надо успокоиться, взять себя в руки, не показывать, что я заинтересована в нём, скучаю по нему, - приказывала себе она. - Подумает ещё, что я жутко к нему привязалась» (так оно на самом деле и было).
Где-то она прочитала, что любовь – совокупность взаимной доброжелательности партнёров и их концентрации друг на друге. При этом мужчинам легко быть доброжелательными, но они рассеивают своё внимание, то есть им трудно быть верными. А женщины, наоборот, быстро и легко привязываются (влюбляются, готовы хранить верность), а по-хорошему относиться к мужчинам, особенно когда те ветрены и легкомысленны,  не могут, обижаются, не прощают. Вот она и разница.
Вечером он пришёл, но починить окно не удавалось.   
- Я спрошу у мужиков, что с ним делать, - сказал Владимир.
- Ладно, садись пить чай.
- Послушай анекдот, - обратился он. - Сначала Бог создал землю и отдохнул. Потом Бог создал мужчину и снова отдохнул. Потом Бог создал женщину, с этого момента ни Богу, ни мужчине не удавалось отдохнуть.
- Согласись, что без нас, женщин, вам было бы скучно жить.
- Конечно, кто же еще намекнёт мужчине на его лысину и живот.
Людмила не знала, что мужчины так болезненно реагируют на эти замечания. У неё в голове крутилась фраза, что мужчина должен быть чуть-чуть красивее обезьяны. Как-то неосторожно она «прошлась» по его лысине и животику. Думала: забавно, оказалось – обидела.
Он был трезвомыслящим человеком:  «Нет ничего, кроме этого мгновения здесь и сейчас. Надо уметь видеть красоту восхода и заката, полёта птицы.  Надо жить без оглядки (грех - не грех). Гореть от любви…»
- Моя нынешняя жизнь будет определять последующую, - заявляла она.
- Зачем тебе ещё жизнь, ты этой-то не умеешь радоваться. Ты не живёшь…
Она пристально посмотрела на него: надутый индюк. Самоуверенный, наглый.  «Нет, он никогда не будет уважать меня!» - подумала она, а вслух сказала:
- Забери свою книгу. Мы так часто с тобой ссоримся, что будет лучше, если я ничего тебе не буду должна.
- Мы ругаемся? – удивился он.
Владимир не замечал оскорблений там, где их видела она. Ему казалось, что он просто откровенно выражает свои мысли и чувства. Она же по природе своей была очень ранимой и обидчивой.
 «Слова не скажи ей», - ворчал он.
Людмила не умела держать паузу, первой шла на контакт, даже если считала его в чём-то виноватым. «Гордости у тебя нет! - внушала ей её лучшая подруга (она жила в другом городе). - Надо уважать себя, тогда и другие тебя будут уважать».
- Это ты не понимаешь, - возражала она подруге. – Мне, чтобы жить, надо любить. Без любви я умираю…
Вновь, не дождавшись инициативы с его стороны, Мила позвонила Владимиру:
- Володя, почему ты не звонишь, не заходишь?
- У нас нет тем для разговора, - ответил он достаточно резко.
Странно, но на душе стало спокойно. Она перестала ждать, перестала надеяться, поняла: ничего с Владимиром у неё  не получится.  Ничего и не могло быть. Но надо было пройти этот путь волнения, напряжения, самообвинений: а не была ли я слишком резкой? Не обидела ли? Не задела ли самолюбие мужское? Не показалась ли грубой?
Оказывается, если мужчина по-настоящему не заинтересован в женщине, он не будет напрягаться, прилагать усилия, стараться. Он переложит ответственность на женщину и будет играть её чувствами. А когда поймёт, что ничего не получит, просто отойдёт в сторону. А если она не сможет сразу отпустить его, он скажет об этом прямо и грубо, чтобы «как отрезало»…