Оля вышла из школы. Настроение было плохое. Домой идти не хотелось. Она зашла в маленький магазинчик и купила пирожок с мясом. В ближайшем сквере села на лавочку. «Плохие все, плохие, – с горечью думала Оля. – Никто мне сегодня не помог». Она достала пирожок, но её отвлекли невесть откуда прилетевшие голуби. «Кыш! – крикнула Оля. – Нет у меня для вас хлеба!» Голуби не поняли слов девочки, и продолжали толпиться прямо у её ног. «Как вы мне все надоели!»
Она подобрала небольшой камешек и бросила в птиц.
Стайка шумно вспорхнула и улетела. Но не успела Оля и кусочек пирожка съесть, как невдалеке сел воробышек.
Он видел упавшие на асфальт крошки, но боялся подлететь ближе. «Что смотришь? – зло спросила его Оля. – И тебе что-то от меня надо? Улетай подобру, поздорову!»
Вдруг к скамейке подбежал бездомный пёс. Голодными глазами он просительно смотрел на пирожок, но Оля подняла руку с пирожком вверх. «И ты на мой пирожок позарился?!» – спросила она собаку. Пёс понял, что пирожок ему не дадут, и грозно зарычал. Оля так испугалась его оскаленной пасти, что вмиг вскочила на скамейку, а пирожок случайно уронила. Пёс жадно проглотил пирожок и убежал.
Оля растерянно стояла на скамейке. Слёзы навернулись на глаза. Всё было плохо.
– Девочка, почему ты стоишь на скамейке? – спросила Олю проходившая мимо старушка.
– Собаки испугалась.
– Собаки уже нет. Слезай.
– А вдруг она опять вернётся?
– Не вернётся, – уверенно успокоила её старушка.
– А Вы откуда знаете, бабушка?
– Не знаю, откуда, но знаю. А почему у тебя глаза на мокром месте?
– Потому что мне не везёт. А сегодня совсем плохо. Даже пирожок собака утащила, – всхлипнув, объяснила Оля.
– У тебя дома лежит раковина с моря, помнишь? – неожиданно спросила старушка.
– Помню, – растерянно подтвердила Оля.
– Тебе её старичок подарил.
– Да. Подарил, – глаза Оли округлились от удивления.
– Он шёл с палочкой, но споткнулся, и его палка упала вниз со склона. Ты её достала, и старичок подарил тебе эту раковину. Он ещё сказал, что она волшебная.
– Да, сказал, – хлопая глазами от удивления, подтвердила девочка. – Про его палочку я забыла, а про раковину помню. А Вы знакомая этого старичка?
– Нет, я его не знаю. Но я хочу тебе помочь.
– Почему?
– Потому что ты со злобой в душе ходишь. Трудно тебе жить. О себе можешь не рассказывать. Я и так знаю, что ты болела неделю, пришла в школу, расписание изменилось, ты не принесла нужные учебники и тетради, попросила у одноклассников, но тебе никто ничего не дал.
– Да, – со страхом согласилась девочка. – Всё так. А кто Вы?
– Зачем тебе знать? Лучше слушай.
– Слушаю. Но я уже забыла, куда ту раковину положила.
– Раковина того старичка действительно волшебная. Найди её. Когда тебя кто-нибудь о чём-нибудь просить будет, приложи раковину к левому уху и слушай, что раковина тебе скажет. Так и поступай. Будешь раковину слушаться, и все люди вокруг станут для тебя добрыми.
– Раковина будет говорить? – не поверила Оля.
Старушка не ответила и тихо пошла по аллее. Оля растерянно постояла, а потом всё-таки решила её ещё раз спросить.
Она подбежала к старушке, тронула её за плечо, но это оказался просто дым, напоминающий образ старушки. Лёгкий ветерок развеял его и унёс вдаль.
Оля в полной растерянности стояла посредине аллеи. Она ничего не могла понять. Мысли путались в её голове: «Что это было? Может я с ума сошла?» «Нет, – решила, наконец, Оля. – Пойду домой. Если я не сумасшедшая, то надо найти раковину. Вдруг она и вправду волшебная? Неужели она сделает всех людей ко мне добрыми?»
Дома Оля первым делом начала искать раковину.
– Как дела в школе? – поинтересовалась мама.
– Отстань!
– Почему матери грубишь? – с укором спросила её старшая сестра Лена.
– Я не грублю! Тебя это не касается!
– Касается. Хамить в семье – это всем настроение портить. Совсем правила культуры забыла.
– Сама учи эти правила! Надоели вы мне все со своими правилами!
– Какая ты стала грубая!
– Не грубая я! Не грубая! Просто все ваши замечания мне надоели! Я уже выросла. Хватит меня воспитывать!
– И откуда в тебе столько злости? – удивилась Лена.
– Оттуда! – огрызнулась Оля и стала рыться в шкафу. «Куда же я её забросила? Может, в коробку со старыми игрушками?» Она перерыла все игрушки, но раковины не нашла. «Где же она?» – задумалась девочка.
– Что ты ищешь? – поинтересовалась мама.
– Раковину, что я с моря привезла.
– Так вот же она! – показала мама на полку в серванте.
– Нет, не эта. Эту большую и красивую мы в магазине купили. А мне нужна маленькая, некрасивая, с отломанным краем, которую ты даже выбросить хотела, – объяснила Оля.
– И зачем она тебе? – удивилась Лена.
– Нужна. Очень!
– Подробное объяснение. Сразу всё стало понятно, – съязвила сестра.
– А тебе и не надо понимать. Всё равно не поверишь.
– Странно. Что это ты вдруг ломаной раковиной заинтересовалась? Ты же ко всему придираешься. Даже свою любимую куклу выбросила, потому что у неё причёска испортилась. А тут вдруг какую-то раковину ищешь.
– Куклу я не выбросила, а положила в коробку. Вышла я уже из детского возраста, чтобы в куклы играть!
– Ладно. Не хочешь говорить – не надо, – немного обиженно сказала Лена и ушла в другую комнату.
Оля ещё долго рылась в своих вещах, пока, наконец, нашла нужную раковину.
– Ух! Наконец-то! – обрадовалась она. – Теперь проверю, волшебная раковина или нет.
– Ты что? Сама с собой разговариваешь? – спросила из соседней комнаты сестра.
– Нет. Тебе послышалось!
– Оля! Иди обедать! – позвала мама.
– Сейчас не хочу! Потом! – откликнулась Оля, которой так хотелось проверить волшебные свойства раковины. Она приложила раковину к левому уху и услышала: «Иди обедать». «Что это? – пронеслось у неё в голове, – раковина действительно может говорить? Мне надо её слушать?»
– Иду, мама! – после некоторого замешательства откликнулась Оля и пошла обедать.
– Доченька, мне сегодня нездоровится. Помой, пожалуйста, посуду, – попросила мама.
– Ой, мама, мне столько в школе на дом задали, ты лучше Ленку попроси.
Мама промолчала, а Оля приложила раковину к уху и услышала: «Помой посуду».
«Слушать раковину или не слушать? – задумалась Оля. – Попробую послушать. Как-никак теперь ясно, что раковина, действительно, волшебная».
– Ладно, мама, не проси Лену. Я сама помою посуду, – согласилась Оля.
– Спасибо, доченька. Ты у меня добрая, – похвалила мама.
На другой день Оля взяла раковину в школу, вдруг пригодится. Она села за свой стол, а Сашка – сосед по парте – стоял и рылся в своих вещах.
– Ручку забыл, – в растерянности сказал он. – У тебя нет запасной?
– Нет, – не задумываясь, ответила Оля.
– Нашёл, у кого просить! – усмехнулся сидевший сзади Петька. – У неё зимой снега не выпросишь!
– Оля обиделась, но ничего не сказала, а незаметно зажала в кулачок раковину и приложила к уху. «У тебя есть ещё одна ручка. Дай Саше», – услышала она тихий голос раковины.
Оля и сама знала, что у неё есть запасная ручка. Она спрятала раковину и достала ручку.
– Саша, возьми. У меня оказалась вторая ручка.
– Спасибо, Оля. – В благодарном взгляде мальчика было искреннее удивление.
На третьем уроке была контрольная. Петька, вредный такой, легонько ткнул Олю в спину и прошептал: «Дай списать». Оля ничего не ответила и опять приложила раковину к уху. «Не давай», – сказала раковина. «Хорошо, – подумала Оля, – я и сама не хотела ему давать списывать». Она ничего не ответила Петьке и не стала отвечать на его злобный шёпот.
На следующий день Оля опять взяла с собой раковину в школу. Но никто у неё ничего не просил. Раковина не понадобилась. По дороге домой она увидела плачущего мальчика.
Оля подошла к нему.
– Что случилось?
– Я шёл с мамой, – всхлипывая, объяснил мальчик, – а потом побежал за птичкой. Теперь мамы нет. Я потерялся.
– Пойдём в полицию. Там помогут найти твою маму.
– Нет! Я не хочу в полицию! – в голос заревел мальчик. – Я хочу к маме!
«Он просит, – поняла Оля. – Послушаю-ка я раковину».
Она приложила раковину к уху. «Идите в переулок. Его мама за углом», – услышала девочка совет раковины.
– Пошли! – обрадовалась Оля.
– Не пойду! – воспротивился мальчик. – Я не хочу в полицию! Я хочу к маме!
– Не надо нам в полицию. Я отведу тебя к маме.
Мальчик немного успокоился, и они пошли в переулок. Как только завернули за угол, мальчик радостно закричал:
– Мама! Мама!
Они вместе добежали до мамы, и мама обняла сына.
– Спасибо тебе, добрая девочка! Спасибо! – горячо благодарила Олю счастливая женщина.
– Пожалуйста, – смутилась Оля. – Я пойду.
Дома Оля пообедала и стала смотреть телевизор. Вскоре вошла мама.
– Олечка, помоги, пожалуйста, в комнате уборку сделать.
– Ой, мама, я уже в школе намаялась. Даже голова болит. Дай отдохнуть. Мне ещё уроки делать надо.
– Ладно, – согласилась мама.
Оля вспомнила про раковину: «Я ведь соврала про больную голову, – подумала она. – Интересно, что раковина скажет?» Оля приложила раковину к уху и услышала тяжёлый вздох. Потом тихий голос сказал: «Это мама устала, а не ты. Помоги».
– Хорошо, – нехотя согласилась Оля. – Помогу.
– С кем это ты разговариваешь? – спросила мама.
– Ни с кем, мамочка! Это тебе послышалось! – опять соврала Оля. «Эдак я совсем врушей стану», – подумала Оля и встала с дивана.
– Мама, я помогу, я уже отдохнула. «Сколько же можно врать?» – пронеслось в голове. – Теперь ты отдохни. Я сама всё сделаю!
– Спасибо, доченька! – ответила мама и ушла к себе.
На другой день в школе Оля услышала разговор:
– Коля, завтра будет контрольная по математике, а я так и не понял, как решать новые задачи. Ты не можешь мне объяснить?
– Не могу, Серёжа, я сам в них толком не разобрался.
Оля услышала в разговоре просьбу и приложила раковину к уху. «Помоги мальчикам», – посоветовал тихий голос. Помогать мальчишкам ей совсем не хотелось. Вспомнилось, как этот Серёжка ей недавно снежком прямо в голову попал, и вместе с Колькой они громко над ней смеялись. Девочка вздохнула, но всё-таки решила послушаться совета волшебной раковины.
– Серёжа, я хорошо поняла, как решают эти задачи. Если хочешь, то давай останемся после уроков, и я тебе всё объясню, – предложила она.
– На свидание приглашаешь, – ухмыльнулся проходивший мимо Сашка. – Влюбилась что ли?
– Глупый ты! Можешь и ты после уроков остаться. Я и тебе объясню!
– Ещё чего! Не нужна мне ваша математика! Контрольная будет, у кого-нибудь спишу!
– А я бы остался, – тихо сказал Коля. – Я тоже эти задачи не понял.
– Оставайся! Оставайся! – обрадовалась Оля. – Я хорошо объясню.
После уроков они задержались в школе, и Оля показала мальчикам, как решать новый тип задач.
Домой Оля пришла позднее обычного.
– Что-то ты сильно задержалась, – заметила старшая сестра, открывая дверь.
– Мальчишкам решение задач объясняла.
– Ты?! Мальчишкам?! – поразилась Лена. – Ты же всё время говорила, что все они плохие, злые и противные.
– Не совсем они плохие, – сдержанно ответила Оля и пошла обедать.
После обеда мама попросила Лену:
– Сходи, пожалуйста, в магазин.
– Я схожу, – неожиданно для себя вызвалась Оля.
– Хорошо, доченька, – согласилась мама.
– Ты, сестрица, сильно изменилась, – приметила Лена.
Оля ничего не сказала и пошла в магазин.
………………..
Через несколько дней раздали тетради с написанной контрольной работой по математике. Оля получила пять. На перемене к ней подбежали Коля и Серёжа.
– Оля, ты нас спасла! Спасибо тебе! Мы так рады!
– Когда это она вас спасла? Из воды, что ли, вытащила? – насмешливо спросила всегда гордая Света.
– Почти. Мы бы утонули на контрольной!
– Списать, что ли дала? – не унималась Света.
– Почему списать? Мы же далеко от неё сидим. Списать невозможно.
– Тогда как она вас спасла?
– Она позанималась с нами и объяснила, как решать эти задачи.
– Оля? Позанималась с вами? Это что-то новенькое! Никогда бы не поверила, – пожала плечами Света.
– Не обращай на неё внимание, Оля. Светка всегда была зазнайкой. Ты теперь наша лучшая подруга! – громко объявил Серёжа.
– Да, Олечка, – добавил Коля, – если тебе что-нибудь понадобится, мы всегда будем рады тебе помочь.
– Спасибо, мальчики. Вы такие добрые, – ответила Оля, а сама подумала: «Кажется, волшебная раковина действительно превратила вредных Серёжу и Колю в моих добрых друзей».
С той поры Оля с раковиной не расставалась. Попросит её кто-нибудь о чём-нибудь, она раковину к уху приложит и делает то, что голос раковины посоветует. Тане карандаши одолжила, Юле ластик и чистую тетрадь подарила, а с Машей, когда она учебник не тот принесла, за одну парту села, чтобы вместе учебником Оли пользоваться. Даже гордая Света взяла у Оли телефон, чтобы родителям позвонить, когда её телефон разрядился. А уж Светка была такая зазнайка, что ни у кого
ничего не брала.
Каждый вечер Оля благодарила раковину за добрые советы, а раковина день ото дня всё больше плохих одноклассников превращала в хороших. Теперь уже никто не обзывал Олю жадиной. Многие хотели с ней поговорить на перемене, а Маша предложила дружить. Оля согласилась. Теперь они вместе гуляли и заходили друг к другу в гости. Как-то Маша заметила, что Оля часто что-то держит в руке. Поинтересовалась:
«Что это у тебя?»
– Раковина, – разжала кулачок Оля.
– Ты её часто в руке держишь. Нравится?
– Нравится.
– Дай посмотреть.
– Пожалуйста.
Оля протянула раковину.
– Ничего особенного. Маленькая, простенькая и край обломан.
– Мне её врач посоветовал в руке держать, чтоб какое-то там заболевание лечить, – с ходу придумала Оля.
– Какое заболевание? – удивилась Маша.
– Название я не запомнила. Сама знаешь, что врачи болезни как-то очень мудрёно называют. У меня в пальцах покалывания начались, вот врач и посоветовал раковину в руке держать, – соврала Оля.
– А-а-а, – понимающе протянула Маша и больше о раковине не спрашивала.
Потом пришла весна. Оля и Маша гуляли. Оля промочила ноги и заболела. Дома её навещала Маша и другие одноклассники. Почти каждый день приходили Серёжа и Коля. Они рассказывали о том, что проходили на уроках. Когда Оле стало лучше, мальчики вслух читали ей тексты из учебников, чтобы Оля не отставала от других по программе. Мама Оли и старшая сестра удивлялись и радовались, что у Оли такие хорошие друзья.
– А ты всех мальчишек считала плохими, – укоризненно сказала Лена.
– Давно это было. Теперь всё изменилось, – ответила Оля.
– И ты изменилась. Раньше у тебя ни друзей, ни подруг не было, а сейчас вон сколько! Просто чудо какое-то произошло!
– Нет, Лена, я не изменилась, но чудо действительно произошло.
– Какое чудо, сестрица? – не поняла Лена.
– Помнишь, я осенью болела?
– Помню.
– Потом я пришла в класс, а расписание уроков изменилось. Я попросила у одноклассников учебники, а мне никто ничего не дал.
– Об этом ты не говорила.
ка и рассказала о волшебной раковине.
– Не говорила, – подтвердила Оля. – Я очень расстроилась, купила пирожок и пошла в скверик. Там собака меня напугала и съела мой пирожок. Вдруг ко мне подошла старушка и рассказала о волшебной раковине.
– Ой! Сестрица! – вздохнула Лена. – Что ты мне голову дуришь? А я уже и впрямь уши развесила. Слушаю тебя. Выдумщица ты!
– Нет! Лена, я правду говорю! Потом эта старушка в дым превратилась и улетела.
– В дым? – рассмеялась Лена. – Улетела? Ты случайно не свихнулась? Я сейчас про твой бред маме расскажу, она к тебе психиатра пригласит.
– Нет, не рассказывай маме, – поняла печальную перспективу Оля. – Это я так просто придумала.
– Ладно. Лежи. Раз у тебя такая буйная фантазия, может, ты потом фантастические романы писать будешь, – успокоилась Лена и ушла к себе.
«Не стоит никому о раковине рассказывать, – решила Оля. – Волшебства нет. Так нам в школе говорили. Меня просто положат в больницу. Ещё и уколы будут делать». Настроение у Оли испортилось. «А как же быть с раковиной? Да никак! Не буду о ней никому рассказывать, и всё тут!»
Так и сохранила Оля свою тайну. Иногда у раковины советы спрашивала, и хороших людей вокруг становилось всё больше. Оля делала всем добро, и ей делали добро. Друзей у Оли стало много. С ними Оля стала счастливой. Хорошая раковина! Она изменила мир вокруг Оли. А это так хорошо жить в прекрасном добром мире!
Сказка опубликована в сборнике "Добрые сказки " в 2017 году.