Судьбы в единую слиты

Нина Пигарева
(Фото автора)

В своём мимолётном замужестве Евгения не успела даже познать радость материнства.

Нет страшней того дня,
Содрогнулась земля,
Содрогнулась сторонка родная.
Весть быстрее стрелы
О начале войны
Облетела от края до края.

С первых дней ушёл на защиту Родины муж Евгении Иван Кубышкин - сотрудник райисполкома.

А в апреле 1942 года его примеру последовала Женя, работавшая в райкоме комсомола. В числе таких же добровольцев - трёхсот женщин и девушек земли воронежской - комсомолка Женя была зачислена в четвёртый женский зенитно-пулемётный полк третьей дивизии ПВО. Всего лишь к одному месяцу свелась боевая подготовка девчат.
      
С наступлением противника на Воронеж части противовоздушной обороны получили приказ к отступлению и занятию новых рубежей под Борисоглебском.
      
К тому моменту Иван находился в госпитале. После тяжёлого ранения в боях под Ельней и продолжительного лечения его силы постепенно восстанавливались, о чём он писал на фронт Женечке. В каждой весточке он напоминал о своей огромной любви к ней, надеялся на скорую встречу.

Однажды почтальон вручил Евгении письмо - треугольник, в котором муж сообщал о полном выздоровлении и возвращении в свою часть. А по пути обещался задержаться на узловой железнодорожной станции, где Женя несла службу. Всю ночь не сомкнула глаз молодая женщина в ожидании скорого свидания. Но на заре их часть была спешно переброшена на другую позицию. От обиды и отчаяния Женя несколько дней не знала куда деться.
Не легче перенёс это и Иван.
      
…В марте сорок третьего в сражении под Харьковом отделение Ивана Кубышкина попало в окружение противника и после короткого неравного боя захвачено в плен. И теперь Иван просил у судьбы одного - поменьше мук и истязаний.
       
…Получив сообщение о пропавшем без вести муже, Женя старалась гнать от себя жуткие мысли, не дававшие покоя ни на минуту. Оплакивала каждый холм, каждую могилу неизвестного солдата, иногда заходясь криком до беспамятства. Как могли, утешали фронтовые подруги Евгению, доселе знавшие её крайне отчаянной, неунывающей, физически очень крепкой и сильной женщиной.
 
…При охране станции Дарница под Киевом командир зенитно - пулемётного расчёта сержант Евгения Кубышкина сбила немецкий истребитель, за что была награждена медалью «За боевые заслуги» и грамотой от самого Сталина «За боевые успехи в противовоздушной обороне Родины в дни Великой Отечественной войны». Позже к этим наградам прибавились другие медали и орден Отечественной войны 2 степени.
      
Больше года тянулся для Жени кошмар неведения, заставлявший всё настойчивее поверить в вероятность гибели мужа. А мать Ивана и вовсе не пережила известия о потерявшихся следах сына. Не надеялся уже и отец солдата на его возвращение. Своей болью делился с невесткой, продолжавшей с ним переписку. Именно свёкор первым обрадовал Женю, что Ваня жив. Чудом удалось тому бежать из фашистского заточения. Не пришлось ему долго доказывать «фильтрационной» комиссии свою невиновность. Случайно встретившийся Ивану знакомый офицер подтвердил его личность и обстоятельства, при которых он был пленён.
      
А впереди до Победы оставались ещё долгие дни и ночи в бесконечной череде кровопролитных боёв, несчётные километры огненных дорог, так ни разу не соединивших Евгению с Иваном за всю войну.
      
9 мая 1945 года Евгения встретила в Германии на реке Одер. Домой же вернулась лишь в августе. Ещё дольше, до середины сорок шестого, продолжал выполнять священный долг перед Отчизной её Иван, пока они, наконец, не встретились.

Встретились, чтобы уже не расставаться никогда. Жить они стали в родном селе Ивана Верхнее  Марьино, вместе с его отцом в старинном кирпичном доме.
      
В. Марьино - деревушка моего детства. Я очень хорошо знала Ивана Алексеевича и Евгению Ивановну, наша семья была их соседями. Иван Алексеевич всё время бригадирствовал в полеводстве. Мы, детвора, его ужасно любили. По доброте и простоте своей души он всегда уделял нам внимание. Вся малышня села ласково называла его «дружком».
      
Евгению Ивановну высоко ценили в тогдашнем колхозе «Россия». По праву считалась она знающим специалистом, техником по искусственному осеменению КРС.
      
В день 9 мая мы, соседские дети не забывали поздравить ветеранов войны супругов Кубышкиных, эту дружную жизнерадостную пару с их праздником. Тётя Женя, помнится, в ответ всякий раз угощала нас сладостями.
      
А вот образ их единственного сына Саши в памяти почти не сохранился. Он лет на десять меня старше. По завершении срочной службы Александр  предпочёл остаться военным человеком.
      
Теперь Александр Иванович полковник запаса. В данный момент трудится при кафедре Воронежского военного института электроники. Женат. Имеет двоих взрослых сыновей. Старший - военный лётчик, младший по окончании высшего учебного заведения работает в Москве.
      
Жаль только, что успехам внуков никогда уже не порадуется Иван Алексеевич. В 1986 году его не стало.
      
Одиноко, на пороге всё того же старого дома с радостью встречает тётя Женя самых дорогих и близких ей людей…
--------------
Май 2003 год, с. Верхнее Марьино.