Рубежи жизни

Анатолий Федосов
РУБЕЖ – интересное слово. Полагаю, что мало кто задумывался над смыслом этого слова, а уж тем более – над его происхождением. Для подавляющего большинства, это слово ассоциирует с границей, чертой, водоразделом и пр. Славные рубежи нашей Родины, рубежи обороны, зарубежье… оставим всё это в стороне, как некий признак социального инфантилизма, или по крайней мере, дань менталитету того или иного народа, общности или культуры. Вернемся к самому слову – может его этимология выручит нас, или хотя бы оправдает и вознаградит за наши догадки.

Слово короткое – всего то, пять букв, и как выделить в нем главную суть – трудно понять. Может быть оно произошло от слова БЕЖАТЬ – так именно бежали в необжитые свободные земли свободолюбивые люди, уходя за рубежи государства. От его податей, законов, устоев и налогов. Я, же, обратил внимание и на его редко встречающийся синоним РУБКА – а иначе как объяснить наличие вот этого самого предлога РУ? Здесь проглядывается сразу же намек на решительность действий – военных, нравственных, физических и пр. направленных на преодоление, победу, обрубание, переход в новое состояние, пространство…

Мне, все же, хотелось бы поговорить о социальном значении этого слова – о его применении в отношении возраста и развития самого человека, как единицы общества. Вспомним «Обыкновенную историю» И.Гончарова:
« Я уже дошел до того рубежа, где — увы! — кончается молодость и начинается пора размышлений».
Ну, так то у Гончарова – герои его романов никогда не отличались бегом по жизни – жили непринужденно, вольно и не спеша. Когда же она начинается эта самая пора размышлений? И сколько вообще следует преодолеть таких рубежей, человеку, в его жизни?

Наука утверждает, что такая пора наступает где-то в 40 лет – и если человек в этом возрасте не задумывается о своем предназначении в жизни, о своих обязанностях и способностях, в смысле их воплощениях в жизнь, следует уже говорить о его ЛИЧНОСТНОМ ИНФАНТИЛИЗМЕ. Женщины, рубежи которых более насыщены и тесны и вместе с тем, более прозаичны и определенны, чувствуют этот рубеж уже к 30 годам. Свойственно ли это для нашего времени, так сжатом прогрессом и событиями? И «да» и «нет». Вы думаете мало сейчас Обломовых? Сколько угодно! Только все они скрыты, замаскированы за своими гаджетами, внедорожниками, мирками, сообществами, традициями и железными дверями. И попробуйте извлечь такого современного Обломова из мира его увлечений, денег, удобств, бизнеса, субкультуры… Куда бы он не приехал или не пришел – он будет создавать или выбирать себе только то, что не заставит его действовать или мыслить по иному – чтобы не заглянуть за новый рубеж своей жизни.

И если для детей ещё простителен социальный инфантилизм, зачастую, так поддерживаемый и поощряемый родителями, то для взрослого человека он непростителен и губителен для его продвижения вперед, как личности. Вот именно в эти 40 лет и заканчивается, в общих чертах, СОЦИАЛИЗАЦИЯ человека.
Далее, он уже, как правило, движется по «накатанной» дороге, пользуясь своими наработками, достижениями, привычками, авторитетом и пр. Недаром именно в этом возрасте человек нередко задумывается о написании мемуаров, начинает подводить первые итоги – и, спохватившись, начинает примитивно и жадно наверстывать упущенное, не сделанное вовремя. Когда это было бы наиболее естественно, полезно, эффективно и приятно.

Может есть ещё какой важный рубеж, рубежи? Есть, но к великому сожалению, очень не для многих – это рубеж МУДРОСТИ.  Именно в этом возрасте – для одних он наступает раньше, для других позже. Но, не позже 85 лет. За этим рубежом, уже всякая мудрость тоже идет по накатанной дороге, используя то, что было сделано и заготовлено  ранее. Как-то, может и странно это звучит, но только мудрые доживают приблизительно до этого возраста. Да и то, только те «мудрецы», что мудрят с жизнью – легко устраиваются, так, чтобы не тратить себя, слишком: духовно, физически и нравственно. Когда «проклевывается» эта самая мудрость? У всех по-разному – у Льва Толстого ещё в детстве, отрочестве и юности. Почитайте его одноименную книгу, его дневники. Бежал, бежал великий человек по своим рубежам, торопился, спешил сказать другим главное и необходимое. Забегать вперед, преодолевая раньше времени очередной рубеж - яркий, очевидный и хорошо заметный признак таланта. Если, разумеется, для того есть весомые предпосылки или провидение, в виде помощи, примера и понуждения человека или события, ниспосланных Небом.

Так что – их всего три, главных рубежа: Детство, Социум и Свобода? Думаю – нет, даже уверен, что их больше! Только не подумайте, что вот эти все вехи жизни: школа, ВУЗ, армия, работа, семья, дети… - это тоже рубежи. Вспомните: БЕЖАТЬ, и РУБКА – только эти слова могут являться признаками рубежей. Ну скажите на милость, кто после ВУЗа бежит определиться на работу, обрубая все привычки и устои предыдущей жизни, кто бежит в армию…? Скорее бегут от неё, набирая лишний вес и пр. Есть, есть такие, которые стремятся и туда и сюда – следуя семейным традициям и воспитанию, девушки стремятся создать семью, юноши – так те, скорее, бегают, стремясь найти путь, который позволит скорее встать «на ноги». Такова жизнь, современная и насыщенная удобствами и достатком или недостатками родителей, что особенно то «бежать», «обрубая» все остальное, что было ранее или должно быть впереди, закономерно и естественно, редко кому удается, а скорее – не хочется.

А для того, чтобы достигнуть чего-либо и преодолевать очередной рубеж жизни - бежать и обрубать свои лишние желания приходится. И это все более и более входит в «моду», разрушая естественность человека, его здоровье и дальнейшую судьбу. Общество, с молчаливого согласия родителей, а то даже и при их активном участии, безрассудно заставляет человека бежать, бежать и бежать вперед, разрушая веками устоявшиеся стереотипы рубежей жизни. Такие «бегущие» впереди своего возраста, - удивляют, даже восхищают, поначалу. Их нередко называют вундеркиндами, им посвящают телепрограммы: «Лучше всех!» и пр., всевозможные конкурсы, соревнования, чемпионаты и олимпиады.

Ладно, если это происходит естественно и имеет под собой прочный фундамент, в виде выдающихся способностей и талантов, которые позволят в будущем стать востребованным специалистом. деятелем. профессионалом. А если это просто прихоть родителей, чтобы их ребенок хоть в чем-нибудь был особенным: знал столицы всех государств, ученых, политиков, ….знал то, что, в его возрасте совсем не естественно и не положено и дальше никак не потребуется в жизни, а если и потребуется, то для этого не достанет дальнейших сил и интереса – не будет ли это похоже на то, как если бы ребенка заставить заниматься тяжелой атлетикой. Такие дети, забегающие преждевременно за рубеж своего детства, не только надорвут свое тело и свою психику, но и станут заложниками своего раннего успеха. И рано или поздно, разочаровавшись или остановившись из-за того, что это было не вполне естественно и обоснованно, перейдут в лагерь догоняющих именно тех, кто нужен и востребован обществом – про таких и в спорте, и в учебе говорят: «Выдохся!» Нет печальнее зрелища выдохшегося, разочаровавшегося и остановившегося человека.

Подводя итог, следует сказать, что бегущий с большим отрывом, опережающий свой рубеж в развитии, таланте, достижениях – всегда вызывает восхищение, а у некоторых – зависть и желание последовать его примеру. Только вот специальное культивирование этого феномена, в особенности на детях – вызывает горькую досаду и закономерный протест. Все должно быть естественным и своевременным – только тогда оно не рушит здоровье, психику и личность человека. Здесь ведь, надобно ещё учитывать, что за вывеской отдельных способностей, мы можем проглядеть куда более важный основной талант ребенка,  для которого эти его рано проявившиеся способности являются лишь составной частью, дополнением и условием.
              Вот так то!!!