Осенняя сказка

Евгений Шиков 47
   В щели под крышей жил маленький воробей. Рядом было гнездо ласточки. Целыми днями они летали, грелись на солнышке, а вечером возвращались к своим гнёздышкам. Воробей рассказывал ласточке о красивых цветах на лугу, жуках в траве и весёлых бабочках. А ласточка вспоминала голубое небо, белые облака и прохладный ветерок. Им было интересно слушать друг друга. Они дружили.
   Шло время. Птенчики воробья и ласточки вылетели из своих гнёзд. Теперь ласточка летала далеко и высоко, а воробей продолжал жить около своего деревянного дома. Но они продолжали дружить и часто встречались. Как-то раз ласточка прилетела грустная и сказала, что скоро она должна улететь далеко-далеко.
   – Зачем? – спросил воробышек.
   – Чтобы не погибнуть с голоду и не замёрзнуть. Будет зима, – ответила ласточка.
   – Но ведь сейчас тепло! – удивился воробышек. – Для меня много вкусных зёрнышек, а для тебя – мошек. Мы и здесь не умрём.
   – Нет, – печально сказала ласточка. – Старые птицы говорят, что когда солнышко начинает вставать поздно, а заходить рано, то сначала часто идут дожди, потом листья на деревьях желтеют и становится холодно. Все ласточки должны улетать в тёплые страны. А лететь туда надо долго-долго.
   – А как же я полечу так далеко? – спросил воробышек. – Я не могу лететь долго. Я быстро устаю. Что же мне делать?
   – Не знаю, – растерялась ласточка.
   Пригорюнились птички, задумались. Долго думали, да так ничего и не придумали.
Наутро решил воробышек со всеми друзьями посоветоваться. Полетел в поле. Встретил бабочку.
   – Бабочка, бабочка, ты знаешь, что скоро зима, будет холодно и все ласточки улетают в тёплые страны?
   – Знаю, воробышек, знаю.
   – Ты тоже улетаешь? – спросил воробышек.
   – Нет, я не улетаю. Я найду себе старое дупло или просто сяду на травку, и закроет меня опавший листик. Под ним я усну до весны. Весной проснусь и опять буду летать.
   – А что же мне делать, бабочка? Я не могу уснуть под листочком.
   – Не знаю воробышек. Спроси у жука, – ответила бабочка. – Вон он бежит.
   – Жучок-бегунок, скажи, что мне делать? Скоро зима, холод. Ласточки в тёплые страны улетают, бабочка под листочком на зиму спать ложится, а мне как быть? – спросил воробышек.
   – Залезай вместе со мной под камешек. Я уже себе там маленькую норку вырыл. Там и уснём вместе до весны.
   – В твою норку я не залезу. Она маленькая, а сам рыть норку я не могу, – грустно ответил воробышек.
   – Тогда не знаю, чем тебе и помочь, – сказал жучок. – Лети к кустам. Там улитка живёт. Может, она знает.
   Прилетел воробей к улитке.
   – Улитка, улитка, скоро очень холодно станет. Листья с деревьев опадут, кругом белый снег выпадет. Ласточки в тёплые края улетают, бабочка под листиком спать будет, жучок – под камешком, а мне что делать?
   – Как что? – удивилась улитка. – Построй себе раковину, а когда холодно станет, закроешься в ней и будешь спать до весны. Я уже две зимы так провела. В раковине ни мороз, ни снег не страшны.
   – Не могу я раковину строить, – печально сказал воробышек и полетел к пауку.
Паутина на солнышке блестит, а в середине её паук сидит. Подлетел к нему воробышек, сел на веточку и спрашивает:
   – Паучок, паучок, серенький бочок, скоро зима. Ласточки в тёплые края улетают, бабочка под листочком спать будет, жучок – под камешком, улитка – в раковине, а мне что делать?
   – Залезай вместе со мной в щёлку под корой старой ивы! Так и посидим там до весны, – предложил паучок.
   – В щёлку я не пролезу, я большой, – грустно сказал воробышек и полетел дальше.
   Прилетел к мышке.
   – Мышка-норушка, скоро зима, снег и холод будут. Ласточки в тёплые страны улетают, бабочка под листочком заснёт, жучок – под камешком, улитка – в раковине, паучок – под корой дерева, а мне что делать?
   – Делай гнёздышко под старым пнём. В холод будешь в нём спать, а как есть захочешь, то нароешь под снегом норок и будешь зёрнышки собирать, – сказала мышка.
   – Не могу я норки рыть, а в твоём гнёздышке мне тесно. Полечу к синичке, может, она мне скажет, как от зимы спрятаться.
   Синичка жила на краю леса. Прилетел к ней воробышек и спрашивает:
   – Синичка, синичка, скоро зима. Холодно будет. Ласточки в тёплые страны улетают, бабочка под листочком на зиму спать ложится, жучок – под камешком, улитка – в раковине, мышка – в норке, а мне что делать?
   – Да ничего. Нам с тобой зима и холод не страшны. Ласточки должны улетать, потому что зимой мошек нет. Им есть нечего, а мы и зимой себе зёрнышки найдём. А когда их в лесу будет мало, то полетим к домам. Там детишки в кормушки для нас крошки и зёрнышки насыпать будут. Они и помогут нам зиму пережить.
Обрадовался воробышек и полетел провожать ласточку в дальний путь, в тёплые края.


Сказка опубликована в сборнике "Экологические сказки"