Импульсивность - предвестник волевых черт

Татьяна Морозова 7
Под влиянием воспитания у детей постепенно вырабатывается стереотип жизни, и этот стереотип оказывает влияние на функции нервной деятельности, изменяя их. Люди могут регулировать своё поведение, управлять темпераментом и изменять стереотипы в соответствии с обстоятельствами жизни, а также благодаря тренировке и контролю. В зависимости от приобретённых привычек и навыков, от содержания характера меняется картина темперамента.

Воспитание и самовоспитание являются системами регуляции и саморегуляции нервной деятельности путём образования определённых стереотипов поведения. Путём длительной тренировки различными опытами можно укрепить слабую нервную систему и изменить тип поведения так, что негативные проявления темперамента будут сглажены. Внимательные родители, определив тип темперамента своего ребёнка, могут с помощью специальных упражнений, занятий в кружках или спортивных секциях помочь своим детям приобрести нужные привычки и навыки: холерику выработать усидчивость и сдержанность, флегматику — подвижность, меланхолику — уверенность и так далее.

Воспитание таких черт характера, как мужество, самообладание, выдержанность, решительность, целеустремлённость, формирует самоуправление нервной деятельностью и помогает устранить её недостатки. Темперамент является первичной, наиболее общей картиной поведения человека, и она меняется в процессе накопления жизненного опыта. ИМПУЛЬСИВНОСТЬ является специфическим свойством темперамента и предвестником волевых черт характера человека. Чем сильнее проявляется импульсивность в детстве, тем больше возможностей выработать волевую активность, сильную волю. Если же воспитание и обстоятельства жизни не превращают импульсивность в волевую активность, она может развиваться и играть отрицательную роль в жизни ребёнка.

Решающее значение для развития темперамента имеют не задатки, а реальные взаимоотношения, зависящие от обстоятельств жизни, воспитания, направленности деятельности, характера самой деятельности. В реальной жизни трудно выделить в темпераменте то, что в нём заложено задатками, а что является следствием жизнедеятельности или психического состояния.

Наиболее естественное проявление темперамента наблюдается в детском возрасте. По мере взросления взаимоотношения ребёнка с миром усложняются, и он всё больше испытывает его воздействия, изменяющие особенности темперамента. Становится труднее выделять темперамент, так как его свойства сплетаются с качествами характера. Именно в ранние детские годы доминирует темперамент, и обстоятельства жизни определяют те воздействия, от которых зависят функциональные особенности деятельности нервной системы. Одни условия жизни могут способствовать развитию силы и быстроты протекания психических процессов, возбудимости, впечатлительности, а другие наоборот подавляют активность и способствуют развитию медленного психического темпа.