В ресторане Иль Патио и на выставке Анатолия Звере

Алла Валько
В ресторане «Иль Патио» и на выставке Анатолия Зверева

             Из серии «Московские впечатления-2018». Ч.13

Приятным событием во время пребывания в Москве явилось празднование в парке «Фили» дня рождения моей приятельницы. После занятий скандинавской ходьбой мы, четыре женщины, уютно расположившись за столиком кафе на открытом воздухе, мило беседовали, пили приятное вино и закусывали его фруктами, сладостями и сыром фетаки.

Через некоторое время в итальянском ресторане «Иль Патио» за праздничным столом снова собрались близкие имениннице люди – на этот раз родственницы, подруги и коллеги по работе. Гости заказали стейк из лосося, который запивали белым вином. Моё место за столиком оказалось напротив памятника Маяковскому. Через оконное стекло я видела скульптуру певца советской эпохи на Триумфальной площади, стихи которого я полюбила ещё в школе.

Со временем мои симпатии к ним не уменьшились, хотя мода на поэтов меняется. Мне на память непроизвольно пришли строки из его стихотворения «Товарищу Нетте – пароходу и человеку». Учась в школе, я никак не могла понять, что означает сочетание слов «пароходу и человеку». И лишь позже осознала, что именем дипкурьера Нетте был назван пароход. Мне и сейчас нравятся эти стихи. В них представлен образ истинного героя, до конца преданного делу революции, бесстрашного, готового отдать жизнь за сохранность вверенных ему документов. И не имеет значения, как в целом относиться к революции, здесь важна цельность личности Нетте и то, как это художественными средствами сумел передать Маяковский.
 
А разве не прекрасна мечта поэта, чтобы
 «в мире
          без Россий,
                без Латвий
жить единым
           человечьим общежитьем»?

И не замечательны ли лирические строки из поэмы «Хорошо», где поэт говорит, что виной всему тому, что он написал и сказал, это
          «глаза-небеса,
             любимой
                моей
                глаза…»?
Или другие, полные нежности, слова: «…к любимой в гости, две морковинки несу за зеленый хвостик»?

В поэме «Во весь голос» я явственно слышу голос «агитатора, горлана главаря»:
         «Парадом развернув
               моих страниц войска,
                я прохожу
                по строчечному фронту.»

В стихотворении «Домой!» меня привлекает желание поэта убедить руководство страны в понимании значимости гражданской поэзии. Маяковский, хотя и упоминает в нём имя вождя, однако делает это без какого то ни было идолопоклонства:
        «Я хочу,
             чтоб к штыку
              приравняли перо…»

Я была занята своими мыслями и какое-то время не прислушивалась к разговору приятельниц. Из задумчивости меня вывел вопрос одной из них:
- Ты была на выставке Зверева?
Я ответила вопросом на вопрос:
- А кто такой Зверев?
- Как, - ахнула она, - ты не знаешь Зверева???
- Не знаю. В своё время я знала Зверева – министра оборонной промышленности СССР, - парировала я, - и ещё знаю Зверева — парикмахера, дизайнера причёсок, визажиста, певца, шоумена.
   
Про себя же подумала: «Всегда находятся люди, которые считают необязательным иметь компьютер, не пользуются интернетом, не знают фамилии ни одного современного известного политолога, экономиста, журналиста, но стоит им прочитать какую-нибудь модную книгу или побывать на нашумевшей выставке, они начинаются кичиться перед другими своей начитанностью, своим знанием искусства.»
 
Тем не менее, когда после ресторана гости решили отправиться на прогулку по улицам Москвы, я-таки направилась на находившуюся поблизости выставку «Зверев-GALA», открывшуюся в частном музее AZ (Анатолия Зверева), на которой экспонировались шедевры мастера. Всего в музее насчитывается более 1500 произведений художника - шестидесятника и авангардиста.

Я узнала, что первые выставки Зверева в 1959-1962 годах были квартирными. Его первая персональная зарубежная выставка открылась в 1965 году в парижской галерее «Motte», затем в Женеве. В 1957 году гравюры Анатолия Зверева экспонировались на Молодёжной выставке в Москве, приуроченной к VI Международному фестивалю молодёжи и студентов. В 1959 году репродукции его картин поместил на своих страницах американский журнал «Life», а в 1961 году три его акварели приобрёл Нью-Йоркский музей современного искусства. Выставки Зверева были организованы в Нью-Йорке, Париже, Копенгагене, Вене, Лондоне, Брюсселе. На родине единственная прижизненная персональная выставка состоялась в 1984 году в Горкоме графиков.

Как свидетельствует Википедия, репутация Анатолия Зверева на родине сравнима с репутацией Венечки Ерофеева, лирического героя знаменитой поэмы Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки», который также попадает в разные истории, постоянно находится в алкогольном бреду, ведёт полубродяжнический образ жизни.

Экспозиция выставки «Зверев-GALA» была развернута на трёх этажах, в неё вошло свыше 250 работ разных жанров.
На первом этаже, остановившись перед портретной галереей, я сначала ничего не могла понять. Мне помог проспект, в котором были указаны названия картин. Только тогда я начала улавливать смысл изображённого. Здесь были представлены: «Мужской портрет» и «Автопортрет» в нескольких вариантах, «Мужчина в шляпе с бутылкой», «Портрет весёлой старушки», «Гитарист», «Портрет женщины в платке», «Портрет грека», «Автопортрет в жёлтой шляпе», «Женская супрематическая фигура», «Страшный портрет». Все картины были написаны художником в разные годы жизни на бумаге акварелью, гуашью или маслом.
 
Что такое супрематическая фигура, я не имела понятия и, придя домой, обратилась к Википедии. Я поняла, что супрематизм - это разновидность абстракционизма,  метод выражения структуры мироздания в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника. Однако в том, что прямая линия имеет геометрическую форму, я сильно засомневалась, поскольку геометрическую форму имеют плоские фигуры, а не линии. Но вступать в спор, касающийся определения в искусстве, я бы никогда не решилась.
 
Картинная галерея на другой стене была не менее выразительной. Здесь, в числе других, были представлены: «Фигура девочки», «Тётка с кистью», «Сидящая фигура», «Худой мужчина», «Старуха в зелёном платке с хлебом», «Женщина,  склонившаяся над ребёнком», «Странный человек», «Обнажённая», «Старуха с вёдрами», «Девочка с бантом», «Старушка в зелёном платке», «Человек в феске», «Футболисты», «Мужская фигура».

Из третьей серии картин на первом этаже я бы отметила:
«Портрет мужчины с сигаретой», «Портрет поэта В. Хлебникова», «Портрет художника Р. Фалька», «Супрематический портрет с крестом», «На концерте», «Лицо», «Портрет с солнцем», «Виолончелистка (Н. Гутман)».

На втором этаже был представлен ряд очаровательных детских и женских портретов. Многие картины, в том числе «Девочка в очках с куклой» и «Портрет Зои Берлинской», мне действительно понравились. Многие изображённые на картинах лица выглядели вполне натурально и реалистично. Здесь же были выставлены картины с изображением пейзажей и церквей.
 
Экспозиция на третьем этаже была посвящена супрематическим композициям и циклу иллюстраций к повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего», созданному художником в 1956 году. Я посмотрела анимационный фильм, специально созданный к этому разделу экспозиции известным российским режиссером-мультипликатором Михаилом Алдашиным.

Уходя с выставки, я подошла к киоску по продаже сувениров, где можно было приобрести художественные альбомы с репродукциями картин Анатолия Зверева, подарочные тарелки с его рисунками и многое другое. Можно было также бесплатно взять открытки с копиями его произведений, так что я стала обладателем фотографии художника, репродукциями его женского портрета и картины «Девочка с бантом», а также супрематической композиции. На обратной стороне каждой открытки были напечатаны высказывания художника:
 
                БЫСТРО
                СТРАСТНО
                И ОТКРОВЕННО,
                И “ВЕРНО”,

          ЖИЗНЬ –
          САМА ПО СЕБЕ;
          ЖИВОПИСЬ –
          САМА ПО СЕБЕ,

                ИСКУССТВО – ПТИЦЫ КРЫЛЬЯ,
                ИСКУССТВО – ЦВЕТ ЗАРИ;               
                В ИСКУССТВЕ  ЖЕ,ПОПРОБУЙ-КА,
                СЕБЯ УЗРИ,               
 
           ПО РИСУНКАМ
           МОИМ И КАРТИНАМ
           МОЖНО ВИДЕТЬ
           И СЛЫШАТЬ МЕНЯ!

Посетив выставку, я познакомилась с ранее неизвестным мне художником Анатолием Зверевым и миром его видения. В этот день я получила много новых впечатлений и поэтому испытывала огромное удовлетворение от увиденного.

Окончание следует.