Загадка Ломоносова

Алексей Ратушный
Михаил Васильевич Ломоносов сбежал от родного отца и вслед за обозами отправился в Москву.
Такова официальная хроника.
Вот как она представлена в Википедии:
8 декабря получил паспорт в Холмогорах
15 декабря отправился в путь
15 января прибыл в Москву
Классический вариант текста гласит: пешком!

Случилось так, что 8 декабря родилась моя дочь Светлана.
16 декабря родился я сам.
И оттого эти даты меня очень даже привлекают.
И всё-таки так сильно влияние детских книжек, что я почти всю жизнь не задумывался.
И только теперь, уже написав «Побег с Колымы» наконец присмотрелся к сообщению.
Дело в том, что дорога из Архангельска в Москву мне достаточно хорошо известна.
Железная.
Самолётная.
А вот автомобилем не довелось.
И пешком – тоже!
Но что-то подсказывает мне, что зимой это была именно зимняя дорога.
То есть снежная трасса.
Допускаю, что вполне себе укатанная.
Допускаю, что было в среднем 5-10 градусов в минусе.
Ну да!
Он сначала трое суток нагонял (нагонял!!!) обоз, а уж потом…
С какою же скоростью перемещался обоз, если его можно было нагнать?
Как был одет будущий академик?
В день он преодолевал по сорок километров!
Римская армия в среднем пешком одолевала 30 километров в сутки.
Весь путь – 1167 километров.
Зимой!!
И вдруг до меня доползло: невероятно!!!
Невозможно!
Немыслимо!
30 дней!
1167  километров.
Зимой!
Пешком!
Да это же какая-то очень даже таинственная история!
Обоз двигался в летнюю пору не быстрее быстрого пешехода.
А мы знаем, что Михаил за три дня сумел даже перегнать обоз!
То есть пешком он шел быстрее, чем обоз «летел» по зимней трассе.
Понятно, что весь месяц снегопадов не было, ярко светила Луна, и ветерок ласково шевелил гривы бодреньких лошадок.
И вот этот, самый первый ПОБЕГ Михаила Ломоносова и есть его самая первая всем нам загадка!