Новый виток

Ольга Криводанова
МОИ НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ
 
 
Дядя Яша живёт в соседнем дворе уже года три. Со всеми ладит. Дети любят его за готовность помочь в любое время суток. Сколько велосипедов отремонтировал да разных самокатов – не счесть. К дяде Яше можно прибежать, когда собака потерялась и надо её обязательно отыскать. Он идёт неторопливо, бормочет что-то себе под нос. Интуитивно выбирает нужное направление - из одного двора в другой. Если надо, то и весь микрорайон «прочешет», но потеряшку найдёт. Собаки любят дядю Яшу.
 
 
Любят дядю Яшу соседки. На него можно малыша оставить, когда надо сбегать в магазин, что в торце дома. Он и коляску с пятого этажа вынесет, и сумки тяжёлые поможет дотащить.
 
 
Когда-то у дяди Яши была другая жизнь. Он работал конструктором в НИИ. Жена, сын,  свой домик с садом – всё, как у людей. Но лихие 90-е эту жизнь искорёжили. Институт закрылся, жена тоже осталась без работы. Все вокруг выживали, как могли. Семья дяди Яши занялась цветочным бизнесом. Первый раз тюльпаны к 8 Марта в старенькой тепличке вырастили. Получили небольшой доход. Распорядились по уму: часть на скромную жизнь, часть – на развитие бизнеса. В соседнем кафе договорились цветы для свадеб продавать,  а позже ещё и рассаду для дачников высаживать начали.
 
 
В общем, из кризиса вылезли. Сын подключился - подержанную машину купили, стали подвозить клиентам свою цветочную продукцию по месту требования.
 
 
На многое не замахивались, но жить стали хорошо. Пока  в одночасье не случилось большое горе. В ДДП погиб сын. По вине пьяного водителя, не справившегося с управлением своего внедорожника. На  благополучной жизни была поставлена жирная точка.
 
 
Вскоре после гибели сына жена засобиралась в Россию, где уже давно жила вся её родня. Дядя Яша наотрез отказался. Родина его здесь, в бескрайних степях. Здесь сын похоронен. Любит он эту землю, и уезжать никуда не  намерен. Продали дом, купили ему маленькую «однушку». На том и разъехались.
 
 
Началась у дяди Яши совсем другая жизнь: ни семьи, ни бизнеса, никаких радостей. Но он и при этих обстоятельствах устоял. Устроился в частную фирму охранником.  
 
 
Полетели дни и годы. Наступило время, когда дядя Яша охранником уже не мог работать по возрасту. Как он сам считает, жизнь вывела его на новый виток. О том, что тогда у него случилось, рассказывать  не хочет и не любит. Имеет право.
 
 
Всё лето теперь проводит на дачах своих друзей – работает от души весь сезон, живёт там и кормится огородом. С наступлением холодов и закрытием дачного сезона возвращается в город. В таком режиме существует. И опять не сетует на судьбу. Говорит: «Каждому свой сценарий, свои испытания».
 
 
Доход случайный и небольшой. Выручают соседи: супчик горячий принесут, выпечку домашнюю, пасхальные куличи. С одеждой помогают.
 
 
Приходят мужики  с бутылочкой  – делят спиртное по-братски. Чисто для согрева. Пьют ровно столько, сколько надо  для жарких разговоров о большой политике. Дядя Яша в политике разбирается хорошо, читает свежие газеты. Президентов не ругает, на бедность не сетует, себя в обиду не даёт. Да его никто и не обижает.

Библию хорошо знает, Новый Завет цитирует. Эрудированный.


Дядя Яша ещё спорт обожает, особенно футбол. За «Спартак» всю жизнь болеет.  

В своём дворе он знаменитость  - Человек без определённого места жительства. Дядя Яша – БОМЖ. Зимой  живёт на  трубах городской тепломагистрали. У него там много тёплых одеял. Под трубами ящик с посудой. В сильные морозы соседи отводят его в теплый подвал, где он приводит себя в порядок и общается с друзьями.
 
 
Работники социальных служб многократно приезжали в этот двор, предлагая дяде Яше место в приюте для таких же бездомных, как он. Не соглашается. Привык к независимости. Привык делать то, что хочет и умеет. Привык  общаться с теми, кто ему интересен. Дышать свежим воздухом привык, заносить женщинам коляски на пятый этаж.
 
 
По утрам у пристанища дяди Яши тусуются мужчины разных возрастов из соседских домов. Общаются с этим необычным человеком. В шахматы играют.
 
 
Дядя Яша не исчезает надолго - знает, что друзья волноваться начнут, искать его будут. Допустить это он не может.
 
 
Когда прохожу  через этот двор, обязательно приветливо машу дяде Яше рукой.
 
 
Живи, Человек!