Первая сексуальная революция на Руси

Клим Дорохов
    Из истории мы знаем,что во времена языческие поклонение сексуальности было весьма распространённым явлением у всех народов мира. После богов Солнца и Огня, боги Любви и Плодородия были на третьем месте по степени популярности. Древняя Русь не была исключением. До 10-го века она была чисто языческим православным государством со своими нормами, обычаями, ритуалами, традициями обожания сексуальности, т.е. со своей сексуальной культурой, сформировавшейся в результате поклонения древних русов своим богам любви, веселья, плодородия: Ярилы, Лады, Леля, Костромы и пр. Это позволяет нам утверждать, что в культуре Древней Руси, как и в других языческих культурах, существовал режим сексуальной теократии.

  Сексуальный темперамент славян отличался от темперамента южных народов, но от этого их сексуальная жизнь была не менее активной. Благодаря свободе нравов и тому, что в славянских племенах женщин всегда рождалось достаточно, проблемы реализации сексуального интереса для молодых людей не было. По этой же причине не было замечено у славян и фактов существования педофилии, мужеложства, скотоложства, характерных для Византийской культуры. Именно из Византии информация о многогранности и изощрённости сексуальной жизни вместе с христианством стала проникать на Русь. До этого молодые люди свободно сходились с девушками на игрищах, где собирались представители разных родов и девушки могли совещаться с ними для связи или бегства с целью замужества.

  Взрослое население тоже любило не только пировать, но и веселиться с женщинами. Иностранные летописцы отмечали любострастие и гостеприимство славян. По старому обычаю хозяин мог предложить «дорогому гостю» не только кров и пищу, но и жену, взрослую дочь или наложницу, о чём красноречиво говорит автор в песенке:
«А ещё играл я песни в домике твоём;
Запивал я песни да твоим вином;
Заедал я чарку да хозяйскою едой;
Целовался сладко да с хозяйскою женой».

  У славян не возбранялось многожёнство. Материально обеспеченные мужчины могли иметь по две-три жены, а также наложниц (любовниц), дети которых имели равные права с остальными детьми главы семейства.
  В 988 году князь Владимир Святославович на манер древнеримского императора Константина принял крещение и с этого момента на Руси началось насильственное насаждение христианства в ортодоксальной его форме. До этого русские познавали богов (как все язычники) «по стихиям Природы», т.е. по законам Природы. Познавая эти законы, язычники учились жить в согласии с ними. Таким образом в их сознании постепенно формировались основы Естествознания. С приходом христианства их стали заставлять познавать Бога «по учению Христа».

  Как известно, христианство сформировалось на базе иудаизма, унаследовало от этой веры свой "Ветхий завет", поэтому христианские миссионеры везде начинали свою деятельность с уничтожения языческой культуры, особенно сексуальной её составляющей, т.е. по сути дела с сексуальной революции так же, как делали это иудеи при переходе евреев от язычества к монотеизму. Характерной особенностью этой революции было то, что она была сексуальной по содержанию, но по своей идейной направленности она была антисексуальной. В её основу был положен христианский идеал сексуального аскетизма. Основной целью христианских идеологов было желание подавить сексуальный интерес, сексуальную активность населения с целью установления режима всеобщего сексуального спокойствия на всех христианских территориях, т.е. режима диктатуры сексуального аскетизма. Проводники и проповедники новой веры сразу потребовали, чтобы вопросы, связанные с заключением брака, а также половая жизнь в браке и вне его, регулировались только нормами церковного права и наставлениями христианских священников.

  Церковь регулировала сексуальное поведение своих прихожан посредством чтения проповеди, системы исповеди верующих, а также с помощью церковных судов. Сохранились интереснейшие канонические памятники 13 — 18 вв., сборники «покаянных» или «исповедальных» текстов, состоящих из:
а) описания метода подготовки и проведения исповиди;
б) вопросов, которые священник мог задавать на исповеди каждому прихожанину;
в) примерных текстов исповеди для кающихся;
г) перечня налагаемых на грешников наказаний в виде «епитимий».
В каждой из версий сборников большинство вопросов ориентировано на грехи сексуального характера! Начиная ритуал исповеди священник осведомлялся в том числе о сексуальных жизни верующих и как бы невзначай напоминал при этом, что праведность их души перед глазами Господа в гораздо большей степени будет зависеть от целомудренности их сексуального поведения, чем от других праведных дел.

  Сами по себе «вопросники» интересны тем, что часть статей из «Книги правил святых апостол и святых отец» в 17-ом веке вошла в Соборное уложение 1649г., поэтому мы сочли необходимым привести в качестве примера тексты, датируемые 16-ым веком:
«Если кто впадёт в блуд в святой день, или в господский праздник, или в воскресенье блудит — грех злой сотворит тем, да приимет епитимью 6 дней, а поклонов - по 30 на день».
«Грех есть сзади блудить с женою, это языческое. Епитимья - 40 дней, сухоядение. Если же не откажется от своего поступка, значит он чужой веры».
«Грех есть говорить срамное слово кому-либо. Епитимья 3 дня, поклонов - 60 в день».
«Грех есть замолвить срамное слово ради похоти - мужу ли, жене ли. Епитимья - 50 дней, поклонов - по 100 на день».
« Грех есть сказать срамное слово, хуля святые книги, проповедующие воздержание и осуждающие приложение на игру. Епитимья - 2 года, поклонов - по 150 на день».
« Грех есть ручной блуд в свою руку или в чужую. Епитимья - 3 года, поклонов - по 100 на день».
«А иные многие со своими жёнами что творят! В задний проход или то же спьяну. Епитимья - год, если же не хватит - 3 года, поклонов - по 100 на день».
« А иные кумы с кумами, с ближними блуд творят. Епитимья - 5 лет, поклонов по 100 на день».
«А иные с присными беззаконство творят - в рот дают лобзати уды свои, и сами лобзают срамные же уды. Епитимья - 3 года».
« А иные со скотом, со свиньями, со псы. Епитимья - 3 года, поклонов - по 110 на день».
« А иные с черницами (с монашками), или с попадьями, или с просвирницами блуд творят. Епитимья - 3 года, поклонов - по 150 на день»... И так далее, всего около 70 предписаний и столько же описаний способов «творения блуда» не только в реальной жизни, но даже и во сне, и в мысленных фантазиях.
Те же вопросы для исповеди прихожан в 18-ом веке, которые прямо так и называются «О блудниках»:
-Не согрешил ли блудно прелюбодей? — 13 лет епитимьи и 300 дней поклонов
-Мужеложник? — 26 лет епитимьи и 300 дней поклонов
-Блудник? — 7 лет епитимьи и 300 дней поклонов
-Птицеложник? — 3 года епитимьи и 300 дней поклонов
-Изнасиловал девицу? — 16 лет епитимьи и 300 дней поклонов
-Отец с дочерью? — 30 лет епитимьи и 500 дней поклонов
-Мать с сыном? — 30 лет епитимьи и 500 дней поклонов
-Сын с мачехой? — 20 лет епитимьи и 400 дней поклонов
-С крёстной матерью? — 20 лет епитимьи и 500 дней поклонов
-Брат с родной сестрой? — 14 лет епитимьи и 400 дней поклонов
-С сестрою сводною по отцу или матери? — 12 лет епитимьи и 300 дней поклонов
-Отец с невестой сына? — 11 лет епитимьи и 300 дней поклонов
-Дед с внучкою? — 20 лет епитимьи и 300 дней поклонов
-Отец и сын с единой блудят? — 6 лет епитимьи и 150 дней поклонов
-Зять и тесть с единою блудят? — 5 лет епитимьи и 100 дней поклонов
«Если муж свою жену или чужую блудит в задний проход, даже если по её воле , или неволей; если муж жену на себя пускал, аще ли семена изыдут; если кто со скотом сблудивший, мясо которого в пищу не употребляется, если же скот будет снедной, скотину убить и не есть её;
- не играл ли с кумами до излияния скверны( т.е.спермы);
- не блудил ли рукою или ногою сквозь портки, не давал ли жене языка в рот или другу своему;
- не ступал ли жёнам на ногу с похотью;
- не блудил ли жену свою, а чужую при этом за сосцы держа или ино что;
- не клал ли жене в лоно руку и перст;
- не смотрел ли с похотением женские срамоты в бане и у спящих работных своих и чужих;
- не показывал ли жёнам и мужам детородный уд, не мигал ли жёнам с похотением блудным, не давал ли жене срамный уд целовати, не прикладывал ли нос, бороду, голову к женскому сраму;
- не рукоблудствовал ли своеручно, не рукоблудствовал ли друг с другом, ты — его, а он — твой уд,
не блудил ли жён сзади в передний проход, понеже не лицом к лицу, но по скотски», и т. д. и т. п.. И за всё это полагалось наказание от 1 года (если смотрел с похотением на попадью или дьяконицу), до 80 лет епитимьи (например, за взаимную мастурбацию), хотя возможно в цифре имеется опечатка.

  Об отношении простых людей ко всем этим запретам ясно говорится в известной русской поговорке: «Грех, пока ноги вверх, а опустил — так бог и простил»!
После ознакомления с правилами святых отцов возникает естественный вопрос: половая жизнь какого народа изображена в этих текстах?
На первый взгляд кажется, что это жизнь наших предков.
Но тексты-то канонические. Значит, на Русь они были доставлены готовыми из Византии. Поэтому, ошибочно было бы полагать, что в них отражена сексуальная жизнь именно русского народа.

  Краткие выводы.
Для истории важно отметить, что после акта Крещения Руси христианская церковь, наряду с иными преобразованиями, приступила к реформированию сексуальных отношений общества с целью установления на новых территориях режима диктатуры сексуального аскетизма вместо режима языческой сексуальной теократии. Правовой базой для этого служили церковные нормы, изложенные в книге «Правила святых апостол и святых отец, поместных и вселенских соборов», а также "покаянные" и "исповедальные" тексты, специально предназначенные для регулирования сексуальных отношений верующих.