Горка в деревне Горки

Лариса Глухих
Вы не задумывались о том, сколько земля помнит войну? Не люди, а именно земля. Мы привыкли узнавать о событиях и героях войны из рассказов ветеранов, из книг и фильмов. Но ещё больше может рассказать земля, где проходили эти бои...

Прошлым летом я гостил на даче у друга под Солнечногорском. Совершенно случайно встретил поисковика, который с металлоискателем проходил мимо дачных участков. Парень спросил у меня  про дорогу, ведущую в лес. А я, заметив в его руках карту, поинтересовался, что он ищет в этих местах. Может, сокровища? Парень кивнул и, покопавшись в кармане, показал мне это "сокровище"- гильзу от немецкого патрона, неплохо сохранившуюся, даже на   основании  видно год 1941 и фразу на немецком (может, завод-изготовитель).
Заметив  мою заинтересованность , поисковик с важным видом положил гильзу на мою ладонь: " Бери, мне не жалко, здесь в овраге  этого добра полно". Вот так и произошло моё  первое соприкосновение с войной . С войной, которая оказалась совсем рядом, в каких-то двухстах метрах от меня. Здесь находились немецкие окопы в декабре 41-го. Поисковик ушёл, а я ещё долго стоял и пытался представить, что здесь происходило 77 лет назад... Нет дачных участков, нет лета, нет меня и моего друга.  Снег, много снега, поле, а на опушке леса, куда направился мой новый знакомый, немецкие окопы...А где были наши? Я огляделся по сторонам. Может, напротив? Даже как-то стало не по себе, как будто я находился под перекрёстным огнём.

Вернувшись домой, сразу же стал искать информацию в интернете о событиях той зимы 41-го. Оборона Москвы, Ленинградское шоссе, Солнечногорск... Я двигался по карте военных лет по направлению к даче друга, вернее к тому месту, где сейчас его дача.  Нить дороги мало изменилась , да и деревни сохранились . Вот  Обухово, Татищево, Никольское, Горки...Горки... Тут меня осенило! Как же я раньше не догадался! Конечно. наши были в Горках! За этой небольшой деревней есть пруд или озеро, пару раз с другом мы ходили туда купаться. Краем глаза я видел белую верхушку какого-то памятника, но тогда не обратил особого внимания. Памятник и памятник , их много в Подмосковье , пока к другу едешь по Ленинградскому шоссе , по пути их шесть или семь. События той войны казались мне такими далёкими и какими-то книжными, ушедшими далеко-далеко в историю. А история у меня - не самый любимый предмет в школе .
Я увеличил фотографию памятника в Горках. Вот они- наши.  552 человека, лежащие в одной братской могиле. Значит, это они стреляли по тем местам , где бродил поисковик. Почему погибли? Почему остались здесь, в Горках, а не с криком "Ура!" побежали по полю, выгоняя фашистов из окопов? Читаю на белой стороне монумента плохо различимые фамилии людей, их мало,а 442 человека без фамилий, имён, званий- они  просто"НАШИ". Они видели то же самое, что и я у друга на даче: поле, дорогу, ведущую к Клину, может, даже огромную сосну, что растёт на краю оврага. Только не дошли они до этого оврага...  Я там стоял совсем рядом,  а они пытались пройти. На памятнике указаны подразделения: 331 стрелковая дивизия, 145 танковая, 44 кавалерийская. Значит, там были ещё и танки! Ищу воспоминания тех, кто выжил, ну должен же кто-то выжить!. Безжизненными  наши окопы не могу себе представить. Ощущение, что брожу не по интернету, а по извилистым окопам в поисках живых. Есть!  Нашёл воспоминания солдата Ермоленко о тех днях :"... И вот через несколько дней наш командир увидел приближающуюся танковую группу. Мы подпустили их ближе, и после мы обрушили на них все наши патроны, снаряды, мины, гранаты … Мы отбили пять таких атак, после чего нашу линию прорвали. Мы с моим напарником схватили на плечи  противотанковое ружьё и сменили позицию. Мы встали боком к немецким танкам и начали зажигать их один за другим..."

Следующим летом я хочу снова напроситься к другу на дачу, хочу дойти до этого памятника в Горках , рассмотреть его вблизи. И ещё...для этих 552 погибших НАШИХ, не увидевших оврага и красивую огромную сосну около дачи друга, хочу передать(закопать рядом) ту немецкую гильзу. Пусть знают, что мы тогда победили зимой сорок первого, и этот маленький кусочек земли, вернее, горка в деревне Горки, осталась за ними.

----------------