Ч. 45 Атака века

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/03/05/2102

Красной армии была жизненно необходима помощь союзников: чтобы понять это, достаточно прочитать переписку Сталина с союзниками по антигитлеровской коалиции. Путь через Баренцево море, Норвежское и Гренландское моря был самым коротким, а потому и самым важным. Этот переход занимал от 10 до 14 суток.

Конвои формировались в Лох-Ю и Скапа-Флоу в Англии, Рейкьявике (заливе Хваль-фьорд севернее Рейкьявика) и в Исландии. Разгружались транспорты в Архангельске и Молотовске (Северодвинске).

В 1942 году построили железнодорожную ветку Беломорск – Обозерская, после чего главным пунктом разгрузки  стал Мурманск. Маршрут, по которому шли сначала английские, а с 1942 года и американские транспорты (примерно половина) был опаснейшим.

Нигде в пути не было ни одного порта, в котором можно укрыться от шторма, произвести ремонт, исправить повреждения. Все маршруты проходили в узкой полосе. Самая широкая часть составляла от 180 до 200 миль. Это определялось ледовой обстановкой.

Зато у немцев была более благоприятная обстановка. Их флот и авиация базировались в Северной Норвегии и могли не только вести разведку, но и наносить удары по всему маршруту движения конвоев.

Чтобы попасть из Нью-Йорка в Мурманск или Архангельск, американским морякам предстояло добраться живыми до Северной Атлантики, там соединиться с британскими судами и пройти последний, не менее опасный участок пути, в советские порты. Самую короткую часть маршрута движения конвоев защищал Северный флот.

Насколько важна была помощь англичан и американцев Красной армии в критический период войны, настолько же важно было для гитлеровцев не допустить её. В 1941 году на Север пришли 7 конвоев в составе 53 судов.

Корабли Северного флота совершили 92 выхода в море по их защите. Не был потерян ни один транспорт. Обстановка резко изменилась, когда германское командование оценило помощь союзников советским войскам.

В 1942 году союзники отправили в СССР 13 конвоев в составе 181 судна. Погибли 69 судов. Корабли Северного флота совершили 317 выходов в море по их защите. Самым трагическим был переход конвоя PQ-17.

Конвой вышел 27 июля 1942 года из залива Хваль-фьорд. Он шёл в строю 9 кильватерных колонн. 34 транспорта и 3 спасательных судна охраняли 6 эсминцев, 4 корвета, 2 подводные лодки, 2 корабля ПВО и 7 тральщиков.

Мало того, в составе ближнего прикрытия были 4 крейсера и 3 эсминца, а дальнее прикрытие осуществляли 2 линкора, авианосец, 2 крейсера и 14 эсминцев. Целая армада.

Но и это не всё. Англичане развернули 9 подводных лодок на пути возможного движения больших надводных кораблей противника, а командование Северного флота выслало с той же целью к берегам Норвегии 2 подводные лодки.

На транспортах имелось 66 артустановок различного калибра, 207 пулемётов и 6 ракетных установок. Для защиты от авиации противника над конвоем подняли 13 аэростатов заграждения.
 
2-го июля немецкие подводные лодки и авиация атаковали конвой, однако от  них отбились.  4-го июля конвой атаковали самолёты-торпедоносцы. Были потоплены три транспорта. Тем временем британское командование получило сведения о выходе в море линкора «Тирпиц», 2 тяжёлых крейсеров, 7 эсминцев и 2 миноносцев.

Командир конвоя получил приказ из Адмиралтейства рассредоточиться и следовать в русские порты. Отряды прикрытия ушли, а транспорты направились к Новой Земле и Горлу Белого моря.

5 июля советская подводная лодка К-21, экипаж 67 человек, под командой капитана 3 ранга Николая Александровича Лунина атаковала, по его словам, линкор «Тирпиц», попав в него двумя торпедами, и потопила эсминец.

К сожалению, немцы этой атаки вообще не заметили, и все эсминцы оказались целы.
Николаю Александровичу Лунину ещё до этой атаки за потопление 7 кораблей и транспорта противника общим водоизмещением 49 000 тонн присвоили звание Героя Советского Союза. После войны документально подтверждено потопление только парохода «Консул Шульте» (2975 тонн).

В нашей полухудожественной, полудокументальной литературе атаку Лунина на «Тирпиц» называют «атакой века».

Всего Лунин заявил о потоплении 17 кораблей и судов противника, из которых в послевоенное время документально были подтверждены 4 победы: 2 транспорта, большой охотник за подводными лодками и невооружённый норвежский мотобот, а также повреждение ещё трех мотоботов.

Невооружённых норвежских рыбаков, ловивших рыбу на мотоботах, расстреляли из орудия, пулемёта, автомата и револьвера. Краснофлотца А. Лабутина, который упал во время этой стрельбы в море, не стали спасать.

Командир подводной лодки решил, что он утонул. Советского моряка спасли норвежцы и доставили на берег. В 1944 году матрос бежал из концлагеря и после многих приключений попал на родину.

Должен заметить, что не только наши знаменитые подводники страдали преувеличением результатов своих атак.

Не так давно я читал книгу авторитетного американского военного историка, бывшего подводника, Клея Блера «Hitler’s U-Boat War», толстенный том в 910 страниц. В ней автор сообщает, что и немецкие подводники грешили преувеличением своих успехов в докладах начальству.

Однако всё, что сообщается в послевоенных изданиях о числе потопленных судов и их тоннаже, подтверждено документально.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/03/07/1379