Не удите рыбу в худую погоду

Владимир Игнатьевич Поздняков
У меня есть друг Митя.Он заядлый рыболов.Я не о том что он любит рыбалку,он жить без неё не может.И летнюю и зимнюю — всякую.Плюс к этому категорично не понимает как вообще люди
могут жить без неё.Он на червячка поплёвывает даже когда спит дома.Я тоже люблю рыбалку,но сны у меня другие обычно.
А на зимней я вообще никогда не был.Хвастать тут нечем,конечно.Хвастать вообще нельзя,а тут ещё и нечем... .
В зимнем отпуске особо много удовольствий не могу придумать.Вот ему и говорю,поделись своими,возьми меня с собой.Долго ждать не пришлось.Позвонил,сказал во сколько автобус,рано утром,и велел одеться потеплее,мороз,ветерок будет.Остальное он сам захватит всё необходимое.
Ни о какой водке не было и речи.Он практически не пьющий,а я хотел просто порыбачить.
Скепсис некий был в сознании.Как может зимняя рыбалка сравниваться с летней?Как танцовщица с холодным трупом?Как песня соловья и окуня?
Пока так рассуждал достал,не пожалел,новые валенки,кальсоны с начёсом,перчатки не забыл.Термос с чаем.Бутербродов мама завернула на двоих.
По будильнику встал рано,недовольный затеей.Но помылся,побрился и засветилась искорка в душе в предвкушении интересного.
К автобусу заранее явился.Подтягивались и другие пассажиры,почти всё рыбаки.С ящиками рыбацкими и в неимоверно неуклюжем одеянии сгрудились с заветренной стороны остановки.
Пришёл Митя.Пришёл автобус — сели и поехали.Народ был сонный,тряслись на ухабах молча.
Минут через 20 стали выбираться наружу в рыбацкой деревеньке на берегу Ловати.Постояли с папиросками.Я не курю.И двинулись гуськом по еле заметной тропинке в темноту.Я несколько раз оглянулся на деревню с жёлтыми огоньками, и больше не оглядывался.
В быстром ритме движения появилась в мозгу моём мозоль.Видимо перепутал валенки и левый обул на правую ногу,а правый … .Остановиться невозможно,я как вагон в товарном поезде.
Митю спрашиваю — Долго ли нам? - Да не... . - Всё конкретно.Только незнакомое превращение левой ноги в правую,а правой... .
А воздух густой,свежий.Так и бьёт в лицо невидимыми, колючими снежинками.Сбивает дыхание.Лбом упираешься и носом его режешь.Вперёд!Рваные облака цепляются за Луну,а ей тоже нипочём,упрямо летит вперёд,по левую руку,с нами попути.
Не обгоняет нас,но и не отстаёт!
Скрип морозного снега,молчаливое,сосредоточенное пыхтение цепочки мужиков нагруженных ящиками и прочим вооружением.Мы партизаны!Идём взрывать мост.В ящиках динамит!Я налегке,видимо пленный,или раненый в голову командир.
«Что у вас ребята в рюкзаках?
Мыло,полотенце и рубашка... .»
Стучала в голове детская песенка,которую когда-то мы с Митей пели в Доме Пионеров,а сзади нам подпевал хор мальчиков.Мне стыдно было, даже без рюкзака за спиной идти с пакетиком в руке.Не скажешь ведь кому — давай помогу.Засмеют.Зимние рыбаки народ суровый.
А на востоке зелёно-жёлто-красная полоса на горизонте.Как здорово!Какая радость что я встал так рано! Это жизнь!А то бы не жил сейчас всем этим,а спал.Т.е. был как убитый.
Спустились в реку.Разошлись.Я сам пробурил себе лунку,недалеко от Мити,моего хозяина положения.И стал ловить рыбу.Сесть не на что,неудобно.Но нормально.Стал ждать поклёвки.Насчёт валенок успокоился,когда переобул.Они просто новые,их делают без акцента на левый и правый.Как носки тоже.
Ловить зимой рыбу,если не клюёт,можно с энтузиазмом пол-часа.Ну час,если рядом хронические энтузиасты этого дела.Потом красоты природы начинают оскудевать.Мороз,холодно.Пару раз высморкался на ветру неудачно... .Очевидная бесполезность подёргивания мормышки возбуждает в тебе несогласие.Думаю: ну вот дёрну ещё ровно 10 раз и пойду скажу Мите — довольно!Я возвращаюсь к старым жизненным радостям!Ну вот ещё разок дёрну... , доем бутерброд и встану.Стыдно,конечно.
Встал.Выпрямился.Подошёл к Мите.
- Что-то я замёрз,дружище.Промахнулся с одёжей с непривычки.Поеду-ка я домой.
- Автобус не скоро.В деревне магазин уже открылся,там печка есть.Погрейся.Я за тобой зайду к ближайшему рейсу.Клёва почти нет сегодня.
Такие радостные новости может сообщить только друг.
Если новые валенки обувать почаще и бегать поскрипывая в них по снежной тропинке,то они скоро растопчутся и начнут приносить удовольствие беглецу.
Магазинчик — изба с трубой.Из трубы дым.Дверь на пружине — чтобы беречь тепло.Я не удержал её и она злобно проскрежетав громко хлопнула об косяк!На секунду,от неожиданности,забыл зачем явился.Эта дверь не вписалась в доброе утро.
А внутри тепло.Пахнет свежим хлебом.Продавщица молодая,румяная с морозца — улыбается ясными глазами.
- Что,не клюёт?
Сразу родная стала.
- Обогрейте меня.Напоите и накормите.И денег моих не жалейте.
- Рубль сорок чекушка водки,лимонад двадцать две копейки и возьмите,коль рыбы не поймали,свежий,копчёной скумбрии рулет.
Завернула его в крепкую бумагу,стаканчик дала.
- А вилку?
- Вилки нету.Ешьте рыбу руками.
«Рыбу,птицу и девицу положено брать руками» - вспомнилось.
- Я посижу тут у Вас скромно в уголку до автобуса?
- Да хоть на ночь оставайтесь.
Взглянул в глаза — улыбаются.Начал я оттаивать.
В одной руке бутылки,в другой рулет.Посередине моё удовольствие на лице.И никак его и нечем стереть.Торчу я как большой палец на руке посреди магазина.Чувствую как мне хорошо тут.
А тут ещё зацокали каблуки по дощатому полу.
Переобулась!
Волна скромности поднялась от сердца к ушам,зажгла их и я начал искать себе место.Между печкой и поленницей берёзовых дров.Взглянул на хозяйку — она кивнула согласно.Сел на пол,вытянул ноги.Валенки снять наглости не хватило.
Начал думать как дальше быть.
Чистого родника голосок пропел:
- Хотите горячего,свежего хлеба отломлю Вам кусочек?
- Хочу!
И все мои желания кинулись,было,к сдавленному горлу.Взял протянутую горбушку,и правда горячего хлеба.Прижал к губам и к носу.
- Спасибо! Хотите маленькую рюмочку водки и рулета из скумбрии с горячим,чёрным хлебом?
- Нет- улыбка у неё с лица так и не сходит — Сейчас люди потянутся за свежим хлебом.А Вы располагайтесь.Будьте как дома.
Хозяйка.Так мне приятно стало на душе.Рядом.
Всё мужское начало крутится в природе вокруг женщины.Без неё нет смысла ни бегать, ни прыгать, ни суетиться в этой жизни. Без неё не достигнуть физического отдохновения души, что называют иногда семейным счастьем. А человек обделённый им очень чуток к поглаживанию женской руки.
Меня гладили,но я так до сих пор и не женился.Толи лучшей доли искал, толи не верил в искренность.Фальши много.А тут чувствую всё так просто,вкусно и красиво.Как свежий хлеб из печки.
На!
Шапку я снял.Пригладил волосы.
Взглянул по новому на товар в магазине.
Рюмки ещё не пил,а Она мне уже нравилась.Красивая.И видимо умная.Молчит.
Нынче в деревне надо искать себе жену.В городе у них когти накрашены и загнуты внутрь.Чтоб не
сорвался.Там борьба за существование.Там тесно с широкой душой.Даже если и есть она,не развернуть,не показать. А тут так близко я увидел возможность счастия своего.Так необходимого мне уже и по возрасту и по смыслу жизненному.
Сел в угол.Лицом посветлевшим к ней обернулся.
- Можно я буду Вам стихи читать свои.Про любовь?
И тут снова заскрежетала пружинная дверь,и мучила слух мой пока все не вошли,а потом громко хлопнула,наконец,злорадно,изо всей своей силы.В клубах морозного пара ввалилась туча закутанных,притоптывающих валенками,почтенного возраста односельчанок,разной степени зрелости и багажа женского счастья за плечами.
- О-ой,гляньте-ка,она уже себе нового кавалера завела!Уже с бутылкой сидит,с утра пораньше.Когда вы напьётесь только,алкаши.Всё пропили,и честь и совесть.
Видимо эта тема была для говорившей очень близкой и болезненной.
Я взглядом извинился за неё перед хозяйкой.И чтобы не мучить себя нависшей паузой — храбро налил и выпил.
- Ваше здоровье,добрые люди!
- О,и откуда вас сюда чёрт приносит.
Встали ко мне спиной,загородили мне весь свет и загалдели.
«Почему чёрт?Кого нас?»
Я нахмурился над пакетом с жирным рулетом.Развернул его,стараясь не испачкать пальцы.Стал отщипывать большие куски и класть в рот.Немного погодя начал жевать.
Шум стоял как в метро на эскалаторе.И лиц красивых и приветливых видно мне не было.
Пальцы жирные! Подбородок тоже,наверное.Вытереть нечем.Да на меня никто и внимания не обращает.
Я выпил ещё водки,хмуро посмотрел на рыбу и вытер подбородок рукавом.
- А в соседнем селе в магазин, в дверь полез. - якобы продолжил я - На хлебный дух пошёл!
Гомону в толпе поубавилось, стали оглядываться.
- А что я один тут поставлен, с пистолетиком, против медведя? Помял там, конечно, кто ближе к дверям
был... .
Бабы совсем примолкли, сбились в кучу от дверей.
Продавщица моя совсем заалела понятливо, от отношения ко мне ещё ярче вспыхнувшего. Не соскучишься с таким.
Я полез за пазуху важно. Вытащил чекушку и посмотрел её на свет.
- Для храбрости, гражданки.
Никто уже не возражал.
Сидя в своём углу,упираясь ногами в дощатый пол,положил руки с растопыренными,блестящими от жира пальцами на торчащие передо мной согнутые коленки и запел первое что пришло на ум:
- «Мама,мама, что мы будем кушать?... .»
-»У меня нет тёплого пальтишки... .» - пытался я навязать другую тему.
Запах прелой,высыхающей овчины и дым от печки душил меня и заставлял глаза слезиться.
И тут с морозца явился друг мой Митя.Он с аппетитом допил оставшуюся в чекушке водку и съел рулет из скумбрии с остывшей уже горбушкой хлеба.
Пришёл автобус и мы поехали домой.