ЖСЛ. Алханай - Кандагар. Глава 15

Виктор Балдоржиев
Глава 15. «Выходы бывают разные…»

Дугаров:
- Выходы бывают разные. Иной раз – никакого результата. Выспимся на днёвках и возвращаемся ни с чем. Отдых получается. У меня в альбоме есть фотография: сплю под одеялом, как будто на своей стоянке, а это я на боевом выходе. Старший лейтенант Хабиров, чеченец, снимал.
Тогда я уже становился «дедом», приближался дембель, ходил в помощниках командира группы. Горы и пустыню в окрестностях Кандагара знал, можно сказать, наощупь. Как и всегда, часто бывал в головном дозоре, даже в картах не нуждался: местность пройдена вдоль и поперёк. Мышцы помнят рельеф!
В тот раз мы ничего не обнаружили, а времени были много.
- Что будем делать? – Спрашиваю Хабирова.
- Тебе, Балдан, нужна эта война? Не нужна? Давай тогда отдохнём! – Предлагает он.
Так мы и выспались во время выхода. Оттуда и фотография. В общем, спим, отдыхаем, чаюем, беседуем, кушаем. Хабиров фотографирует. Всё как в мирной жизни. Туристы, одним словом.
Вернулись в часть. Через некоторое время Хабирова куда-то перевели. Значит, кто-то сказал о своевольном времяпровождении группы. Много информаторов не надо, достаточно одного «честного и правильного». Всего несколько слов особисту или штабисту: «Ничего не было, не воевали. Отдохнули и выспались на выходе».
Между прочим, сколько героических ребят из-за таких «откровений» не получили наград! Не знаю: по этой причине убрали Хабирова из нашего отряда или перевели в другую часть по другим обстоятельствам, но больше я его не встречал у нас.
Раз на раз не приходится, выход выходу рознь.
Как-то мы были в полупустыне. Обычно мы в горах действовали. А тут выполняли задание на равнине. Там арыки – грубые оросительные каналы для воды. Терпеливые и трудолюбивые земледельцы-дехкане создают продуманную сеть каналов и собирают воду в специальных хранилищах. Без воды арык высыхает быстро.
И вот мы вздремнули в сухом канале. Через какое-то время слышу шум воды. Вода идёт по арыку! Очень быстро. Группа засуетилась, бойцы стали быстро выползать из арыка. И тут один из нас во время бегства от воды потерял пистолет. Не перевелись ещё растяпы! ЧП! Армейский суд, трибунал, штрафбат! А что будет со всей группой?
Исчез десятизарядный пистолет Стечкина. Кстати, Стечкины  разные. Я уже говорил, что у меня был двадцатизарядный.
Поднялся бесшумный переполох. Беда ещё в том, что шуметь и проявлять себя нам категорически нельзя. Понятно, что в отлаженной оросительной системе воду в арыки запускают время от времени. Пришлось затаиться и ждать, когда вода уйдёт, а уходит она также быстро, как и приходит. Только уйдёт, мы ищем, появится – скрываемся.
Искали всю ночь. Но нашли! Иначе, как возвращаться в часть? А если особый отдел начнёт выяснять обстоятельства потери личного оружия, да ещё в составе боевой группы? Какая могла бы заваруха начаться, сколько голов и звёзд полетело бы по 40-й армии?
Строго настрого наказали друг другу: об этом случае ни слова. Никому и ни под каким предлогом. На этот раз обошлось: никто не донёс, не сболтнул лишнего. Случай забылся, но, наверное, остался в памяти тех, кто был у этого арыка.
Стечкин, вообще, классное оружие. Кто будет оценивать оружие в наше время? Разве что спецназовцы или историки?

АПС
Автоматический пистолет Стечкина (АПС) - один из наиболее редко встречающихся пистолетов.
Пистолет Стечкина несколько великоват, особенно в сравнении с пистолетом Макарова, но при этом удобно лежит в руке и прост в обращении. Для стрельбы из АПС применяются пистолетные патроны 9x18. Они менее мощные, чем стандартный 9-мм пистолетный патрон типа «Парабеллум». Отдача при выстреле 9-мм пистолетным патроном легко гасится. При стрельбе короткими очередями легко поражается грудная мишень на дальности до 25 м. АПС был разработан для специальных подразделений, в том числе КГБ и МВД. Он применяется до сих пор. Так, при аресте болгарского разведчика в Голландии, в кабине его грузовика нашли заряженный «Стечкин».
Как и чехословацкий автоматический пистолет «скорпион», пистолет Стечкина существует и в варианте пистолета для бесшумной стрельбы. Хотя мощный 9-мм патрон делает русский пистолет более эффективным оружием по сравнению со «скорпионом». Спецназ КГБ штурмовал дворец президента Амина в Афганистане в 1979 году именно с пистолетами Стечкина. Отметим, что приспособление для бесшумной стрельбы не влияет на прицельные качества оружия. Вместо деревянной кобуры-приклада бесшумная версия «Стечкина» снабжена складывающимся проволочным прикладом. Он выглядит так же элегантно, как вешалка, но при этом дает возможность специальным подразделениям использовать компактное автоматическое оружие.
На пистолете Стечкина стоит прицел с возможностью установки на 25, 50, 100 или 200 м. Флажок переводчика огня одновременно служит предохранителем. За счет давления боевой пружины на курок, которое слегка затрудняет поворот курка, достигается темп стрельбы, при котором пистолет легко контролировать. Курок в какой-то мере выполняет функцию амортизатора, тормозя движение затвора назад. И хотя этот пистолет является одним из лучших в своем роде, в плане контроля даже при автоматической стрельбе у него есть один недостаток. Для автоматического оружия необходима возможность быстрой перезарядки. Здесь ее нет из-за размещения защелки магазина на основании рукоятки.
При темпе стрельбы 700 выстрелов в минуту 20-зарядный магазин АПС пустеет за две секунды. Советская склонность к размещению защелки магазина в столь неудобном месте восходит к пистолету ТТ времен второй мировой войны. Тогда многие офицеры жаловались, что из ТТ очень часто случайно выпадает магазин. И уже на пистолете Макарова защелку перенесли вниз, где она позволяла лучше удерживать магазин.
Пистолет Стечкина (особенно его бесшумная версия), остался оружием для специальных операций и встречается до сих пор.
Источник: https://goo.gl/bGLjm2

Письмо из Афганистана
Дугаров будущей жене:
«Короче, полмесяца был в командировке.
На днях приняли меня кандидатом в члены партии. Где-то в середине апреля стану коммунистом. Из-за войны тут кандидатский срок полгода.
Чтобы хорошо узнать человека, надо проверить его на войне. Если трус и подлый, то тут и проявится. Есть же такие, которые говорят, что ничего не боятся, а как дойдёт до дела… Ладно, хватит об этом.
В командировке я встретил своих земляков. Один из Акши, второй – из Урейска, с того самого Урея, где я жил на стоянке летом. Чуть ниже нашей стоянки есть село Урей. Оттуда земляк. Ещё один был, из Тохтора. Тоже Акшинский район.
Недавно писал Васька Бородин из Дульдурги. Мы с ним вместе в Чирчике были. Сейчас он в Союзе. Ему дали два года условно: сломал кому-то челюсть. Прислал мне знак «Отличник-парашютист».
Я понимаю – любить и ждать очень трудно. Ох, как я не люблю ждать. Особенно в армии стал таким. Ждёшь друга, когда он уходит вперёд проверять дорогу или горку, страшно беспокоишься за него, время идёт мучительно долго. Потом он появится, и ты облегчённо вздыхаешь…
24 октября 1986 года».

Продолжение следует.
Снимок из альбома героя книги. Сон на выходе. Помощник командира разведгруппы Балдан Дугаров.