Рига - Ливерпуль

Владимир Игнатьевич Поздняков
Рига - Ливерпуль.
Мы стояли на линии Рига - Ливерпуль,возили пиломатериалы.Система такая,в России пилят сосны - везут в Латвию.В Риге распускают брёвна на доски и мы плывём с ними в Ливерпуль, и в Англии делают из них всякие удобства для человека.Ливерпуль красивый город.Сколько раз там был а в "Cavern Club" не смог попасть.То очередь,то закрыто.Думал всё потом,потом... .
После четырёх месяцев контракта у людей ужасно портится характер.Сами понимаете - я белый и пушистый.
Без иронии ещё хуже с этим делом.
Вы не замечали какие моряки весёлые и остроумные на берегу?Да? Вам смешно?А мне горько.И психиатр морщится.За жизнь в невесомости космонавтам медали дают.А если посадить его,космонавта,на БМРТ и на шесть месяцев на Ньюфаундлендскую банку зимой рыбу ловить?Он эту медаль отдаст соседу по койке в каюте,в хороший шторм.И будет о невесомости мечтать.
Мне повезло,я работаю на торговом флоте.Каюта у меня отдельная.Контракт всего четыре месяца.Плюс один.Жены на берегу нет.Я снисходителен к задумчивым,молчаливым подкаблучникам в рейсе.Равно как и к многословному,незамысловатому чванству по этому поводу.Вот им сегодня днём меня старпом и достал на обеде.Ему повезло,что при качке супницы нет на столе.Как раз бы ему надеть на голову.Чтоб ручки торчали вместо ушей.Подфартило ему,поплавку долбаному,что у меня характер спокойный.
Опять не заснуть.Отлежишь левый бок - повернёшься на правый.Отлежишь правый - а третьего бока нет!Скоро придут будить на вахту.Это опять пол-банки кофе и пачка сигарет.
Что там дребезжит постоянно под умывальником?Встану,подойду - затихает!Только засыпать стану - опять.Пришвартуемся в порту - надо дочери позвонить.Бывшая теперь ей нервы треплет.Кому кислород нужен,кому свиной хрящик,а этой скандал!Насосётся крови и ходит поёт,улыбается."Ой,чего это вы трясётесь,и волосы у вас дыбом?"Стерва.
Нет.Не заснуть.Качать стало круче.Градусов под 30 закладывает.Интересно,если перевернёт,смогу я открыть иллюминатор?На глубине каюта окажется метров десять.Не открою,давление не позволит.
Со сном творится чёрт - знает- что под конец контракта.Физкультурой занимаюсь больше часа на морозце,на свежем воздухе - и всё равно.А со снотворным шутки плохи.Лучше не баловаться этим.Организм ещё молодой - выдюжу.Первый раз что-ли.
По громкой связи зашуршало и заклацало.Это кто-то, что-то хочет объявить.Да возьми ты достань сначала микрофон из держателя, а потом включай по каютам!Нет,наоборот.
- Внимание! Экипажу,кроме вахтенного механика,одеться потеплее и в спасательных жилетах подняться в ходовую рубку.
Эт-то не учебная тревога!Так,одеваемся,быстро.Ботинки,ботинки где?Ботинки где?Я в ботинках пришёл в Риге из кабака?Вот они!Грязные,где меня носило?Вытереть? Некогда.
Как всегда, в минуту реальной опасности, адреналин возбуждал меня.Острее и проще становилось в голове.Кураж.Кроме русских никто ведь тельняшку не рвёт на груди.Не разумно.
Так,жилет на месте.Быстро побежал,побежал по коридорам упираясь локтями то в правую то в левую переборку.По трапу вверх,бегом.Вот и в рубке. Темно. Проморгаться надо после света.Отошёл в сторону,держусь за леера пульта.
Включили прожекторы.В лучах дождя и снега огромные пенные валы заливают палубу,обгоняя судно.Ход сбавлен до малого.
- Нам нужно курс сменить влево,а так мы упрёмся в берег через два часа, - это голос капитана,- может положить на борт при повороте.Заодно проверим как закрепили караван пиломатериалов на крышках трюмов.Старпом,проверь все здесь?
Свет включили - сосчитали - все.
Свет выключили.
- Машина - рубке!
- Слушает машина!
- Сейчас будем поворачивать,встанем лагом к волне.Возможно завалимся на борт.Обороты буду ставить на максимум.Обеспечь.
- Понял.Обеспечиваю.
- Так.Всем по углам.Держаться накрепко!Старпом встань рядом с поваром.Держи её крепче,если завалимся.
- Руки убрал! - Молодец,Татьяна!
- Посерьёзнее всем,посерьёзнее!
- Курс?
- 285.
- Так дежи.
- Держу 285.
Что-то внутри поднялось и захолодело около горла.Как в детстве перед прыжком на ходу из товарного вагона.
Вспомнил что из Риги мы вышли 13-го декабря,в пятницу.Глаза стали шире.
Огромный вал зацепил корму и стал разворачивать пароход влево.
- Держать! Право на борт!
Машины на полный.Пароход как живой постоял с опущенным носом,затрясся и не стал выходить вправо.
- Держать 280! Не давай уйти влево!
-Держу!Не держится!
- Держи!
- Держу!
Вал проскочил вперёд и скрылся за полем света прожекторов.Где-то сзади подкрадывался другой.И надо бы его встретить в лоб.
- А теперь лево на борт!
Ручки машинного телеграфа до упора вперёд и ещё бы дальше! Нос медленно,всё живее,живее пошёл влево.Успеем!
И тут из темноты,откуда-то сверху, ударила в борт и покатилась по каравану леса белая,в пене,всё пожирающая под собой волна.Пароход накренился резко,не ожидая такой подлости,как-то жалобно заскрипел и завалился на правый борт.Левый двигатель завизжал винтом в воздухе.
" Сейчас вырубится по защите от разноса,и тогда хана." - в мозгах сгущалась жирная,чёрная точка.
Я висел вдоль пульта и потные ладони скользили по лееру.Кто-то пролетел мимо меня и молча шмякнулся о переборку.
"Это не Таня". Над головой раздался визг,хуже поросячьего на бойне."Вот она".
Стал я искать глазами что-то нужное сейчас,и не находил.
"Дочку жалко".
Но руки ещё не опустились и были заняты.Мозг работал."Двигатель не заглох левый!Так и визжит вместе с Таней! Не сработала защита!Да её механик просто отключил перед поворотом! Ну,молодец!"
Корма осела между волн и винт,наконец,забрал воду.Пароход очнулся и начал вставать на киль.
Кто-то держал следующий вал.ОН не добил нас лежачих! Вывернулись мы и успели поставить под волну левую скулу бака.Потом встали носом к волне и сбавили обороты... .
Нормально так всё закончилось! Люди радостно стали разговаривать между собой.Вот где радости жизни-то надо ловить.Радостнее всех радостей такие радости!
- Все свободны - сказал капитан.
Включили свет в рубке.У старпома лоб в крови.
- Таня укусила?
- Не - улыбнулся он мне - Чайник.
- Пойдём перевяжу.
Да нормальный у нас старпом.Кто там что-то говорил?
В каюте у меня,конечно,такой был бардак! Но я даже не расстроился ничуть.Да ничего ценного и не разбилось.Спать ложиться не хотелось,но я лёг и тут-же уснул.Организм сам знает что ему нужно перед вахтой.Главное голову этого организма не загружать всякими дурными мыслями.
Серьёзно пострадал тогда вахтенный механик,ему сорвавшимися пайолами перебило ногу.
А могло быть и хуже.
"Cavern Club",в тот раз,я всё же дождался когда откроют.Там как спускаешься,справа за стойкой барменша всем водку подслащивала Пепси Колой.
Я оглянулся на свою горько-солёную жизнь. И сказал ей.
- Мне так,не надо.