Путешествие с внуком вверх и вниз по реке

Владимир Игнатьевич Поздняков
ПУТЕШЕСТВИЕ С ВНУКОМ ВВЕРХ И ВНИЗ ПО РЕКЕ.

Когда прожил много лет – значит тебе повезло и ты смог бережно относиться к своему пути.И
природа обязательно тебе что-нибудь подарит.Скорее всего внуков.А так как он у меня есть,от
любимой дочери,то радости во мне ничуть не меньше, чем когда я был молодой,красивый чистою
душою,и не придавленный тяжестью изношенных мозгов.
Вижусь я с ним не каждый день,много тут охотниц пощипать,потискать,спрятать от меня и от
настоящей жизни за широкими и длинными юбками.
Но мы с Ромой на это смотрим с улыбкой на правой щеке,там где у нас с ним ямочка.Родовая
отметина.
Так как каждый знает что самое интимное и интересное общение с природой это принятие
пищи.То забравшись от людей куда подальше,где ещё не так они наследили,и достав из рюкзака
пол-подового хлеба,воду,соль и луку,все птички в округе слетятся петь тебе песни.
Не берите с собой конфет и печенье.Слаще не будет а вкус к жизни испортите. Когда я был такой
же как он сейчас,одним из любимых мест у нас считалась разрушенная плотина старой
мельницы.Вверх по реке километра три.Зимой там катались на лыжах с высокого берега,а летом
ловили окуней в омуте.В ту пору там даже жерих бил хвостом у переката.
Когда сознание твоё покрывается мутной плёнкой обыденности.Не высекаются искорки в твоих
мыслях.Нужно (обязательно выспавшись),встать пораньше утром.Взять собранный с вечера
рюкзак и идти подальше от всего что тебе надоело или наверняка надоест,если меня не
послушать.
Рома мой врят-ли устал от жизни.
И я тоже нет.
Но в поход нам захотелось обоим.
Мои любимые цветы – одуванчики.Любимое время года – когда они цветут.А цветут и улыбаются
они – когда солнце и голубое небо.Как люди.Тоже красивые сначала а потом белеют и
осыпаются.Тоже быстро.
А Роме и не нужно ждать этого.Он сам весна.
Как нас вдвоём отпустила в поход его мама я вам рассказывать не буду. Рома уже взрослый.В
школу пойдёт после этого лета.Тем более он мой внук.А я в шесть лет уже на
высокую,кирпичную трубу забрался, меня попросили две девочки-соседки.Мама тогда обещала
меня не наказывать,когда слезал.Так что бояться нечего,тем более мы вдвоём. Рюкзак свой он
мне нести не позволил.Поход так поход.Девочек не берём.
Солнце поднималось.Асфальт,уже нагретый и пахучий,остался позади.Мы свернули на тропинку к
реке.Аккуратные,чёрные грядки огородов и советской постройки дачи, обступили нас справа и
слева.Два лохматых и помятых мужика что-то искали в траве после вчерашнего.Птицы, увидев
нас,обрадовались и запели.
Рома шёл впереди а я за ним.Потом мы поменялись местами.Но поздно.Обувка наша уже была
мокрая от росы.Но это не беда,на хорошем ходу всё быстро сохнет.И потеть мы не собирались.Не
торопиться же нам туда где нас никто не ждал.
Речка спускалась тихо,и мы не спеша шли ей навстречу вдоль правого берега.На рыбалку в
следующий раз пойдём,а сегодня был маршрут.Не важно сегодня трудный он или лёгкий.Важно
пройти его весь и по пути всё увидеть,всё услышать,а так же всё унюхать и прочувствовать тоже
всё.
Облачко завязалось в вышине,но разглядело нас и быстро растаяло.- Дед,давай идти пока речка не кончится.Где она вытекает из-под земли?А обратно пойдём
по другому берегу.
-Давай.Тебе-то хватит жизни на это.А мне вряд-ли.Но если ты через пару часов не передумаешь –
пошли.
Тропинка старалась прижаться к речке,но не давали ей дремучие и колючие,пышно растущие у
воды кусты.Рома крутил головой и подпрыгивал от нетерпения и бурлящей внутри радости.Так
жеребёнок крутится вокруг воза с запряжённым в него конём.Телега скрипит и катится,копыта
мерно стучат как метроном.Все при деле.
Над головой прогудел первый слепень.”Кровосос”- дрогнул я крупом.”Просыпается природа” –
радовался Рома.Всё вокруг попискивало,посвистывало,шевелилось и жило согласно своим
заботам.И мы были в одной компании с ними.
Приближалась деревенька.
Пыльная дорога,пыльные заборы.Дома по бокам.То богатые,то бедные.Запахи кислых щей и
вчерашних шашлыков висели в воздухе.
Какой-то хозяин,с утра-пораньше,трещал назойливо бензокосилкой.На забор вскочил петух и
закричал на него.Впереди обозначился самый трудный участок нашего пути – старый
подвесной мост.Собран он был из ржавых тросов и всяких разных по длине и
ветхости горбылей.А где и дыра зияла вместо них.Рома немного
приуныл.Когда подходили ближе я заметил что мост,почему-то,дрожит.И
Рома его не касался ещё.Может ветер или привязанное навеки к нему дерево
создавало такие вибрации.Но ветра не было,а дерево было в семь
обхватов,чего ему было дрожать.Пока я объяснял как нужно себя вести на
мосту,настроение наше портилось.Предложение перенести Рому на руках он
отверг напрочь.Сначала несмело, а потом неспеша продвигался
вперёд.Иногда мост входил в резонанс и начинал раскачиваться.Желание
побежать было слабее разума.Переждав,двигались мы вперёд.Последние
пять метров Рома прошёл спокойно и уверенно,чуть-ли ни засунув руки в
карманы.В конце встал в пол-оборота,молча махнул мне рукой –
“Давай,осторожно только.”
Вот тебе и первые победы в жизни!
Земля! Земля под ногами,что может быть прочнее в пустоте нашей
вселенной.А мы от неё стараемся оторваться,отгородиться
подошвами,асфальтом,этажами и считаем это необходимой эволюцией и
прогрессом.А она без обиды нас потом принимает и приобщает нашу плоть и
косточки к своей вечности.Все мы в перспективе её собственность.И самое
основательное название всего человеческого прогресса – культурный слой.
На этом берегу деревня выглядела иначе.Не было коттеджей,высоких
заборов,тихо и без суеты она лежала вдоль высокого берега.
На скамейке,под резными окнами ещё крепкого дома,молча,с добрыми и
простыми лицами,сидели старушки-подружки и глядели на нас.Как в пустом
театре,где забыли объявить конец спектакля.Забыли старушек-подружек,а
они сидели и улыбались.И своим детям и внукам,и нам,а ещё всем кто забыл
про них.Сидели и благодарно улыбались.- Сынок,- я вздрогнул и отозвался – Пойдём,козьего молочка
налью,только подоила козу-то.
Радостный всплеск не пропал у меня,хоть и догадался что не ко мне это.Я и
сам дед,но они были на поколение старше.
Рома взглянул на меня.Я кивнул.Бабушка встала,поправила передник и
замедленно разгибаясь,потом всё живее заспешила в дом.А внучёк
мой,двинувшись за ней следом,оттого что не знал как вести себя в такой
доброй ситуации,начал корчить рожи,выпучивать глаза и размахивать
руками,понимая что вижу сейчас только я его.Взглянув на мою гримасу
боли,что-то понял и побежал помочь открывать дверь.
Ситуаций много бывает в жизни непонятных и первая реакция на них не
всегда лучшая.
-Решил с внуком на мельницу сходить.- Надо же как-то уважение обозначить
в чужом месте,в гостях.
-Сходите,чего-же.Там от мельницы и не оставши-то ничего.Камни одни,да
вода журчит.- Приняли меня бабушки.
Рома вышел с белыми усами.Всё повторял -“Спасибо.Спасибо большое.”-
Воспитывали же.Из сеней дома что-то ему сказали.-“Очень вкусное!”
-И вам спасибо- Я поклонился старушкам.
- Нам то за что?
- Понравились вы мне.Симпатичные!
Я тоже улыбнулся на их смех.С лица-то улыбка ушла понемногу,а внутри
надолго осталась.Да и у них может.
Ближе к реке чернели несколько небольших рубленых бань.Одна из них,без
трубы,наверняка и топилась по-чёрному.Как у моего дедушки Фёдора,в
рыбацкой деревне на берегу Чудского озера.До сих пор помню её
запах.Помню как несла меня мама,совсем маленького, из бани через
огород,закутанного в полотенце и укладывала в чистую,свежую постель.
И неотрывно с большой иконы в углу,на меня,не мигая смотрели пристально
строгие глаза – Что будет из тебя,маленький?
И ни как не отвлечься было от какой-то стыдной мысли,что и мы этих
старушек оставили.Тоже ушли от них.Все их бросили.Всё у них
ушло.Думалось так.И даже мы.
Больше ни жителей,ни дачников не встретили.
Объяснялось это,видимо,невозможностью подъехать сюда на
машине.Чужих не было и собака в палисаднике, завидев нас, радостно
завиляла хвостом и засучила на цепи лапами.
Улица тянулась вверх и закончилась массивным,вросшим в землю,бетонным
дотом.Здесь самое высокое место над рекой.Внизу была разрушенная
плотина мельницы.Река виляла берегами до краёв горизонта.
Слева деревни.Большая и маленькая на этом берегу.Справа поле и лес за
ним.Хорошо было смотреть вокруг и радоваться жизни.Хорошо было здесь и
врагам людей высматривать из дота кого-бы убить.
Внизу,около лодки, сидел рыбачёк.Просто сидел,не дёргался к удочкам,не
мутил чистый воздух папироской.Видимо давно уже выяснил с рыбами -
будет клевать или нет.
Пришло и наше время присесть и перекусить.Я достал из рюкзака две головки
лука,его перьев.Половину подового хлеба уже нарезанного и посыпанного
солью.Две бутылки воды,одна с содой,вторая просто кипячёная для Ромы.
Рома прыгнул ко мне и стал расстёгивать свой рюкзак.
-Стоп.Оставь его,попробуй моего и забудешь про мамины бутерброды.-
Вместе с ароматами расцветающего лета,свежего,только что пахнУвшего из
леса воздуха,простая,русских странников еда, была вкусней всех кулинарных
затей.
Да,нет в жизни красоты без простоты,добра и правды.Это было ясно здесь.
И улыбались мы,за трапезою,друг другу с Ромой молча.
-Угости чем-нибудь из своих запасов рыбачка внизу.Подними ему
настроение.Рома охотно кивнул и с набитыми щеками стал спускаться к воде.
-От нашего стола – вашему. –
Донеслось до меня.Умеет.Откуда?
Солнце карабкалось к зениту.А внук ко мне с счастливой улыбкой на
счастливом лице.
- Там… .Предложение поступило… .Нам с ним на лодке возвращаться!- Глаза
широкие.Сам решительный.
- Не рано?
- Не-ет!
Ну и взяли мы с ним счастливый билет.Мужичок – лицо где-то видел,сам
добрый,чёлн фанерный,охотничий,длинный.Познакомились.Рома на носу
сел,я на вёслах,хозяин на корме спиннинг распустил “на дорожку”.Благодать.
С детства люблю грести вёслами.Методичность,монотонность движений
приятно отключают мозги.Чисто физическое удовольствие.Что бревно пилить, (житейское дело).Семечки лузгать (не люблю).Дураку поддакивать
(тоже).А несомненная личная польза действием – радует.
Пешком путешествовать прекрасно!А под вёслами,на лодке… . Можно по
сторонам смотреть и бояться проплыть мимо чего-то важного: выдра на
берегу умывается,цветок желтеет на гладкой воде,малёк блинчиком
прыгает от шустрого окуня.А можно опустить ладонь в воду и дельфином
нырять и выпрыгивать у борта.Или свесить плечи и голову над водой и
представить что ты деревянная дева на носу каравеллы Колумба.
А тут мы задрали головы и смотрели снизу на подвесной мост.Прогиб у него
такой,что было понятно – хочет упасть.И если бы он не был дружен с теми
бабушками,ходившими по нему в магазин,давно бы раскачался,как
следует,напоследок,и-и рухнул.
А мы гнали волну дальше.Лодка хорошо шла под вёслами.Больше держишь
их над водой,чтобы не разгоняться.
А за кормой,на леске и дорогом поводке,виляя всеми своими
изгибами,блесна пыталась соблазнить собой щуку.Под конец путешествия
она уже и на окуня была согласна.Но маленькие и глупые не решались,а
большие уже видали таких не одну.Знали чего ей надо.
На берегу попадались рыбаки с распущенными над водой
удочками.Провожали лодку завистливым взглядом.Думали что мы то уж
натаскали на “дорожку” и щук и судаков.Это только где они сидят не
клюёт.По нашим лицам им было понятно что это факт!
Нет ничего приятнее катиться по течению.То есть забраться
повыше,сначала,а потом вниз!
Вот у пенсионеров.Если,скажем,сначала повыше не заберёшься,то потом,на
пенсии,с удовольствием вниз катиться денег будет не хватать.
Спасибо доброму лодочнику.Плыви дальше сам с Богом.
А нам пора к берегу.Нас дома ждут и волнуются.Мы ещё себе придумаем
новый маршрут.Когда этот,пройденный,уляжется накрепко в нашем
сознании,станет частью нашего мироощущения.Отразится чёрточкой
характера и искоркой в глазах.И тогда по-новому вспыхнет рассвет на
горизонте.И наберёт силу вечная тяга человека оставлять и возвращаться в
дом где тебя ждут.