Скифы, славяне, готы загадки истории

Олег Жиганков
Глава 1
Да, скифы мы

Несколько лет назад, когда я начал писать и говорить об общности истории славян и скифов, мой голос был почти одинок и потерялся в насмешливых потоках критики. Но сегодня ситуация резко меняется. В принципе, мне больше самому даже не надо доказывать то, что я раньше так отчаянно доказывал – родство скифов и славян. За это дело взялись сегодня многие люди, имеющие большой вес в обществе.

Но зачем тогда эта публикация, и эта новая серия, с которой я выхожу? Для того лишь, чтобы еще раз указать на родство скифов и славян? Для меня это всегда было лишь начало большого пути, лишь отправная точка самого захватывающего исторического сюжета, о котором я и буду говорить в этой новой серии. С установления родства со скифами все только начинается.

Как историк, я поведу вас в глубины истории, для того, чтобы показать – откуда на самом деле есть пошла земля русская, славянская. Но начнем с того, какое отношение имеют славяне к скифам, или, наоборот, скифы к славянам.

Если мы обратимся к школьным и университетским учебникам по истории, то они пошлют нас далеко... в тот туман истории, в тот период времени, и в то географическое пространство, в котором одновременно исчезли без следа скифы, и из которого, без всякого предупреждения, вышли славяне.

Ученые ломают себе – и нам – головы, пытаясь объяснить (увы, пока безуспешно) куда исчезли скифы.... и откуда взялись славяне. Каких только гипотез не выдвигалось. А попробуйте подумать сами. Я – тоже, историк, но я, как и вы, еще и здравомыслящий, надеюсь, человек. И потому, наверное, мне тоже приходит в голову то, что и вам, дорогие друзья, уже наверняка пришло в голову, и что, наконец, начинает доходить и до историков. Да, если вы подумали, что и скифы, и славяне, и готы имеют одно происхождение и составляют в целом один этнос, или одну большую группу народов – то вы правы.

Теперь я вижу, что по большей части туман истории вокруг скифов – напускной. Народ скифов никуда не исчезал, но получил новые имена. И об этом я и хочу поговорить с вами, дорогой читатель. В этой, первой публикации, и еще в нескольких последующих, раскрывающих тему.

А потом мы сделаем еще один шаг в прошлое и зададимся еще одним вопросом: а кто такие скифы? Что о них-то нам известно? Откуда они взялись? И тут перед нами – еще больший туман. Но я попытаюсь провести вас, уважаемый читатель, и через этот туман. Если, конечно, вам это интересно, и вы мне позволите. Но начнем со скифов. А потом поговорим, как от них произошли готы и славяне.

Итак, кто они – народы Скифии? Приведу некоторые данные. Формирование сравнительно общепризнанной скифской культуры археологи относят к VII веку до н. э. (Аржанские курганы).  Действительно, хотя о скифской культуре есть много спекуляций, о фактах мы можем говорить вместе с историками и археологами начиная лишь с VII века до н. э. Почему это так важно – я скажу в позднейших публикациях. Всеми исследовелями обычно также признается, что скифы, откуда бы они ни взялись, изначально расселились у побережья Черного моря и в Крыму.

Отсюда скифы распространились на всю территорию бывшего Советского Союза. Но читаем дальше довольно типичную информативную статью, не претендующую на новизну взглядов. Я, кстати, тоже, как вы увидите, не претендую на новизну взглядов. То, о чем я теперь говорю было некогда официальным взглядом Российских императоров. Пока эту картинку тихонько не «замяли». Но вернемся к ставшей уже традиционной «новой» картине, представлению историков 20-го века. Где он видят начало скифов? «Начало сравнительно общепризнанной истории скифов и Скифии — VIII век до н. э., возвращение основных сил скифов в Северное Причерноморье, где до этого веками правили киммерийцы (Гомеры в ряде источников).»

Это было бурное историческое время. В 30-х годах VII века экспансия Ассирии кончилась. Элам, Вавилония и Египет сбросили иго Ниневии. Мидийское царство необычайно усилилось. Об этом времени известно, что скифы, взявшись невесть откуда (Геродот называет их самым молодым народом и приписывает им происхождение от Зевса) захватили часть Ближнего Востока.

Молодой иудейский царь Иосия воспользовался  ситуацией и воевал на стороне со скифами и взял под свой контроль  Палестину. «Киммерийцы вытеснены скифами из Северного Причерноморья к VII веку до н. э., и походами скифов в Малую Азию. В 70-х гг. VII в. до н. э. скифы вторгались в Мидию, Сирию, Палестину и, по характеристике Геродота, «господствовали» в Передней Азии, где создали Скифское Царство — Ишкуза, но к началу VI века до н. э. были вытеснены оттуда. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе.»

Все верно. И я еще позднее, в других публикациях, вернусь к этому началу – когда буду говорить собственно о происхождении скифов. Пока же нас интересует в первую очередь отношение скифов к славянам и готам. Посмотрим на территории обитания скифов. Основная территория расселения скифов — это степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. По всей видимости, это была лишь природная граница – Северное море – которое способствовало их дальнейшей экспансии как скандинавы, или викинги.

От северного моря и до морей южных, и все, что было между ними – это территория Великой Скифии (некоторые называют ее Тартарией, ошибочно обычно датируя ее). И путь от Севера и до Юга, этот знаменитый путь  из Варяг в Греки, был путем скифским, славянским. Таким образом территория обитания скифов полностьб совпадает с территорией обитания как славян, так, как мы еще увидим, и готов.

Со временем скифы (славяне) разделялись на несколько крупных племен. По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы — самое восточное из скифских племён, граничащее по Дону с савроматами, занимали также степной Крым. Западнее их жили скифы-кочевники, а ещё западнее, на левобережье Днепра — скифы-земледельцы. На правобережье Днепра, в бассейне Южного Буга, близ города Ольвия, обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их — алазоны, а ещё севернее — скифы-пахари, причём Геродот указывает на земледелие в качестве отличия от скифов трёх последних племён и уточняет, что если каллипиды и алазоны выращивают и едят хлеб, то скифы-пахари выращивают хлеб на продажу. По Геродоту скифы в совокупности все называли себя «сколоты» и делились на четыре племени: паралаты («первейшие»), авхаты (занимали верховья Гипаниса — Южного Буга), траспии и катиары.»

Куда все это делось? На каких кораблях и самолетах унеслось оттуда? Или, может, ничего никуда и не уносилось?  Или не все делось? Мы увидим, как часть скифов двинулась на Запад, где стала известна как готы. Другая же часть осталась на месте, где стала известна как славяне. Но это я забежал вперед. Пока мы говорим только о славянах.

Между 280-260 гг. до н. э. «столица скифов была перенесена в Крым, и, по последним данным, в городище Ак-Кая, на котором ведутся раскопки с 2006г. По результатам сравнений планов раскопок с аэрофотосъемкой и съемкой из космоса, было определено, что найден большой город с крепостью, существовавший на два столетия раньше, чем Неаполь Скифский. «Необычные размеры крепости, мощь и характер оборонительных сооружений, расположение неподалеку от Белой скалы групп «царских» скифских курганов, — все это говорит о том, что крепость Ак-Кая обладала столичным, царским статусом».

Со всем этим мы можем согласиться. Нельзя лишь согласиться вполне с тем, как обычно представляют себе «исчезновение» скифов:
 «Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. н.э. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого переселения народов. Название «скифы» — греческое название, сами себя они называли сколотами (Геродот. История. IV.5 — 6) перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья, включая средневековую Русь.»

Отчасти это верно. Но только отчасти. Не будем забывать о масштабах Скифии. Историк Фукидит пишет, что скифы – самый многочисленный народ, и царство их такое могущественное и большое, что с ними не может сравниться ни один народ  Европы или  Азии, и ни один народ  не в силе превозмочь скифов. И, действительно, скифы совершали много завоевательных походов на Ближний Восток и Переднюю Азию. В 4830-40-х годах (670-е до н.э.) они завоевали Мидию, Сирию, Палестину и создали  царство, название которого греки передали как «Ишкуза».

Так неужели они могли пропасть без следа?

Как восклицал справедливо А.Блок «да, скифы мы, да азиаты». Конечно, не только славяне, как мы увидим позднее, являются потомками и наследниками скифов. Но поговорим еще о скифах и славянах. «Русские летописи подчеркивали, что народы Руси греками назывались «Великая Скифь». В «Повести временных лет» скифы неоднократно упоминаются: «Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян.» «Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их „Великая Скифь“.» «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки „Великая Скифь“». Русские летописи XVII века считали народы средневековой Руси продолжением народов Великой Скифии (см. «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске»).

Существует множество различных исторических записей и археологических находках,  свидетельствующих о том ,что  географической территорией обитания скифов была территория бывшего Советского Союза. Богумир Мыколаев в  статье «Скифы и Сарматы - предки славянского народа» пишет: «Территория скифского государства занимала земли современной Украины до лесной зоны (на севере), на востоке доходила до Дона и Аральского моря, на западе – до современной Болгарии и занимала часть Молдовы, на юге – до Кавказских гор, Черного моря и Крыма.  Плиний и Страбон (античные авторы), называют Скифию причерноморскую - Малой, а Скифию, уходящую на восток и север от Дона – Великой. Не напоминает ли  это позднюю книжную традицию Малой и Великой Руси? Не сомневаюсь, что это традиция именования одного и того же народа.

Греки часто ассоциировали русичей со скифами. Из окружного послания константинопольского патриарха Фотия середины IХ в. (866 г) известно, что Фотий уже тогда совершенно определенно говорил о скифах-руси, которые начали принимать веру христианскую – византийскую: “Не только оный народ (болгары) переменил древнее нечестие на веру во Христа, но и народ, часто многими упоминаемый и прославляемый, я говорю о русах, которые, покорив окрестные народы, возгордились и, возымев о себе высокое мнение, подняли оружие на Римскую державу. Теперь они сами переменили нечестивое языческое суеверие на чистую и непорочную христианскую веру и ведут себя в отношении нас почтительно и дружески, тогда как незадолго перед тем беспокоили нас своими разбоями и учинили великое злодеяние”.

Но из наших последующих публикаций вы узнаете, что греки, как и другие гароды, в общем-то получали от скифов по заслугам: беспрестанные набеги армий человеко-хищников, работарговцев, опустощающие города скифов и наполняющие рынки всего мира славянскими рабами не могли оставаться безнаказанными. Скифские дружины регулярно совершали объезды больших територий, освобождая славянских рабов рынками, городами, провинциями. Но об этом мы поговорим в наших следующих публикациях.

Как поговорим мы и о том, как все больше ученых приходит к пониманию того, что именно славяне и являются потомками скифов. Поговорим и о том, что писали историки древности.

А самое главное – не пропустите это – мы зададимся еще двумя главными вопросами, которыми пока мало кто задается, но которые скоро остро встанут: 1) какие еще народы произошли от скифов и где они сегодня; и 2) Кто такие эти могущественные скифы и откуда они взялись? Не уходите далеко, друзья. Продолжение следует. С каждым разом будет интереснее.