В этой статье мы, наконец, поймаем за уши адвайту, буддизм и прочие восточные учения, отрицающие реальность личности. Если нашему Я отказано в личности, и оно есть одно всеобщее сознание в виде Бога (адвайта) или пустоты (буддизм), тогда и Богу тоже отказано в личности. Если ему отказано в личности, то у него не может быть никаких личных чувств, желаний, планов и индивидуальных черт. Это огромное обеднение Бога, которое нам пытаются выдать за истинное понимание глубины, особенно от иллюзий. Так ли это на самом деле?
В западных религия и учениях Бог, несомненно, личность. Его даже представляют в виде старца с длинной седой бородой, сидящего на облаке. Душа понимается как личность, и Бог тоже понимается как личность, как содержание душевной формы. Недостаток лишь в том, что не ставится вопрос о самой форме души и Бога, оттого и представление о её содержании становится искаженным. Итак, на западе держатся за содержание духовности, но упускают ее бестелесную форму, доступную наблюдателю только в медитации. Это можно назвать формальной экстравертностью. Но есть ещё содержательная экстравертность, которой полон восток.
Что же происходит на востоке? Там, наоборот, погнались за формой и упустили содержание духовности. Ведь что такое медитация, какова ее цель? Изменение своей формы с телесной на бестелесную. При переходе от телесности к бестелесности, то есть при смене формы, происходит сильное изменение внутреннего восприятия. Наблюдающий попадает как бы в пустое пространство, полное тишины, силы, блаженства и других приятных вещей. Это настолько непривычно, что по ошибке наблюдатель начинает думать, что всё дело в форме, а не в содержании. Стоит обрести истинную форму, стать пустым, как ты становишься истинным и совершенным. При этом от наблюдателя ускользает то, что он на самом деле обрел не форму пустоты, а форму точки. Ведь из точки можно наблюдать, а из пустоты - нет. Пустота на то и пустота, что она не является ни объектом, ни субъектом. Ни матерей, ни душой. И вот тут адвайтистов подстерегает главная ошибка, которую они не исправили за тысячи лет, и к которой они склоняют неокрепшие умы западных людей. Если пустота не то и не то, значит, То есть Ты, то есть нет разницы не только между субъектом и объектом, но и между Богом и любым другим сознанием. Если пустота не является ни объектом, ни субъектом, и при этом она полна блаженства, значит, она есть Бог, и внутри всего содержится Бог. (Буддисты назвали это пустотой, выкинув даже Бога).
Тут содержатся сразу две главных ошибки. Первая - относительно наблюдателя, которого любят называть безличным сознанием, в среднем роде, вместо того, чтобы называть душой. Наблюдатель есть точка, а не пустота. Сознание вне носителя невозможно. Идеи и ощущения не плавают в пустоте, они рождаются в точке, душе. Казалось бы, такая маленькая разница в понимании формы: точка или пустота, а от неё зависит понимание нашего места в мире, наших целей и смысла жизни вообще. Если я лишь пустота, то в моей отдельной материальной жизни нет никакого смысла. Я попал сюда по ошибке, и единственно правильное, что мне нужно сделать - попытаться уйти обратно в пустоту, поскольку раз уж я не тело и не душа, то мне лучше раствориться в пустоте. Тогда я перестану жить и страдать.
Вторая ошибка - по содержанию. Настоящая медитация - это не только изменение своей формы, которое сознание так и не удасться правильно осознать, когда оно произойдет. Медитация - это работа не только с формой, но и с содержанием своего Я. Я должен путем медитации улучшить свою природу, свою личность. А если я пустота, или лишь пустая форма без содержания, то о каком изменении природы может идти речь? Если нет Я, то почему я страдаю? (они объясняют все эмоции наличием эго). Якобы, уберите эго, и не будет страданий. Но даже если я уберу свое эго, то это не решит проблемы страдания человека в нашем мире.
Итак, в чем же причина страдания, заставляющего людей менять себя либо по форме, либо по содержанию? Я страдаю не потому что я не осознал, и не потому, что у меня есть желания. Я страдаю, потому что моя природа перестала быть совершенной. Я утратил некоторые светлые качества личности и своей духовной природы, без которых я страдаю и буду страдать еще больше, если не постараюсь это исправить. Ибо время идёт, а с ним я все больше погружаюсь в наступающую материальную темноту.
Но и буддисты, и адвайтисты не удаляют никакого внимания содержанию. Вернее, уделяют, но не для цели счастья я в жизни, а лишь для цели освобождения от сансары. Главное внимание удаляется лишь изменению формы с телесной на пустотную. И вот это проскакивание мимо содержания живой души с её красотой и смыслом каждого отдельного существования я называю духовной экстравертностью.
Относительно работы с формой восточные учения интровертны, но в отношении души - крайне экстравертны. Их-за неправильного понимания формы (признания пустоты вместо точки) и игнорирования содержания (если Я лишь пустота, то тогда зачем мне развиваться как личности, зачем улучшать свои душевные качества?) восточные учения стали средством для смерти (ухода в нирвану, освобождения), а не для жизни. Цитаты восточных мастеров зачастую являются лишь следствием вышеуказанных ошибок, но они привлекательны для рациональных западных людей из-за их кажущейся интрвертности и иррациональности. На самом деле они просто бездумно принимались многими поколениями индуистов и буддистов, не подвергаясь переосмыслению и критике. Это я называю духовной экстравертностью, когда дух понимается, а душа - нет. (Да и я бы не смогла понять, в чем тут подвох, если бы не познакомилась с ученики Бога вместо учений людей).
Ну а на западе своя экстравертность - душевная. Душа и Бог правильно понимаются как личность, но не ведется исследование их истинной формы, или духа, скрытого за формой. Тело принимается за истину, отсюда и ожидание, что однажды все мёртвые тела воскреснут. Отсюда и желание жить вечно. На востоке упущено содержание души, на западе - форма духа.
Надеюсь, теперь вам, уважаемые читатели, расхочется цитировать без критики, принимая лишь на веру, восточных мудрецов. Да, они были мастерами в изменении своей формы с ложной на истинную. Но они не были мастерами в понимании содержания этой формы, или того, зачем они это делают, для чего это им нужно и к чему это приведет. (Если коротко - ни к чему, ибо освобождение нельзя получить, пока эта мировая Драма не закончится, а цели получения рая они не ставили).
Внутри букашки, человека и Бога одна и та же форма - форма точки, однако содержание этой точки у всех разное. То не есть Ты, как утверждает адвайта. Если я приму форму Бога, это еще не значит, что я стану Богом. Точно так же если букашка, поупражнявшись в йоге, обретет форму точки, она от этого не станет ни человеком, ни Богом. Останется лишь просветленной букашкой...
Итак, меняйте форму, друзья, но не забывайте о содержании. Бог вечно бестелесный, точка по своей форме, но он не пуст, а полон глубочайшего духовного содержания. Разгадать его форму - ещё только половина задачи. Понять его содержание, то есть понять его таким, каков он есть - это целая задача. Понять - значит уподобитбся Ему...