Форма и личность

Лариса Павлович 2
В этой статье мы, наконец, поймаем за уши адвайту,  буддизм и прочие восточные учения,  отрицающие реальность личности. Если нашему Я отказано в личности,  и оно есть одно всеобщее сознание в виде Бога (адвайта) или пустоты (буддизм), тогда и Богу тоже отказано в личности. Если ему отказано в личности,  то у него не может быть никаких личных чувств,  желаний,  планов и индивидуальных черт. Это огромное обеднение Бога, которое нам пытаются выдать за истинное понимание глубины, особенно от иллюзий. Так ли это на самом деле?

В западных религия и учениях Бог, несомненно,  личность. Его даже представляют в виде старца с длинной седой бородой, сидящего на облаке. Душа понимается как личность, и Бог тоже понимается как личность, как содержание душевной формы. Недостаток лишь в том, что не ставится вопрос о самой форме души и Бога, оттого и представление о её  содержании становится искаженным. Итак,  на западе держатся за содержание духовности,  но упускают ее бестелесную форму, доступную наблюдателю только в медитации. Это можно назвать формальной экстравертностью. Но есть ещё содержательная экстравертность, которой полон восток.

Что же происходит на востоке? Там, наоборот,  погнались за формой и упустили содержание духовности. Ведь что такое медитация,  какова ее цель? Изменение своей формы с телесной на бестелесную. При переходе от телесности к бестелесности, то есть при смене формы,  происходит сильное изменение внутреннего восприятия. Наблюдающий попадает как бы в пустое пространство,  полное тишины,  силы,  блаженства и других приятных вещей. Это настолько непривычно, что по ошибке наблюдатель начинает думать, что всё дело в форме, а не в содержании.  Стоит обрести истинную форму, стать пустым,  как ты становишься истинным и совершенным. При этом от наблюдателя ускользает то, что он на самом деле обрел не форму пустоты, а форму точки.  Ведь из точки можно наблюдать, а из пустоты - нет. Пустота на то и пустота, что она не является ни объектом, ни субъектом.  Ни матерей, ни душой. И вот тут адвайтистов подстерегает главная ошибка, которую они не исправили за тысячи лет, и к которой они склоняют неокрепшие умы западных людей. Если пустота не то и не то,  значит, То есть Ты, то есть нет разницы не только между субъектом и объектом, но и между Богом и любым другим сознанием. Если пустота не является ни объектом, ни субъектом, и при этом она полна блаженства, значит, она есть Бог, и внутри всего содержится Бог. (Буддисты назвали это пустотой, выкинув даже Бога).

Тут содержатся сразу две главных ошибки. Первая - относительно наблюдателя, которого любят называть безличным сознанием, в среднем роде,  вместо того, чтобы называть душой. Наблюдатель есть точка, а не пустота. Сознание вне носителя невозможно. Идеи и ощущения не плавают в пустоте, они рождаются в точке, душе. Казалось бы, такая маленькая разница в понимании формы: точка или пустота, а от неё зависит понимание нашего места в мире, наших целей и смысла жизни вообще.  Если я лишь пустота, то в моей отдельной материальной жизни нет никакого смысла. Я попал сюда по ошибке, и единственно правильное, что мне нужно сделать - попытаться уйти обратно в пустоту, поскольку раз уж я не тело и не душа, то мне лучше раствориться в пустоте. Тогда я перестану жить и страдать.

Вторая ошибка - по содержанию. Настоящая медитация - это не только изменение своей формы,  которое сознание так и не удасться правильно осознать,  когда оно произойдет. Медитация - это работа не только с формой, но и с содержанием своего Я. Я должен путем медитации улучшить свою природу,  свою личность. А если я пустота,  или лишь пустая форма без содержания, то о каком изменении природы может идти речь?  Если нет Я,  то почему я страдаю? (они объясняют все эмоции наличием эго). Якобы, уберите эго,  и не будет страданий. Но даже если я уберу свое эго,  то это не решит проблемы страдания человека в нашем мире.

Итак, в чем же причина страдания, заставляющего людей менять себя либо по форме, либо по содержанию? Я страдаю не потому что я не осознал, и не потому, что у меня есть желания.  Я страдаю, потому что моя природа перестала быть совершенной. Я утратил некоторые светлые качества личности и своей духовной природы, без которых я страдаю и буду страдать еще больше,  если не постараюсь это исправить. Ибо время идёт, а с ним я все больше погружаюсь в наступающую материальную темноту.

Но и буддисты, и адвайтисты не удаляют никакого внимания содержанию. Вернее, уделяют, но не для цели счастья я в жизни, а лишь для цели освобождения от сансары. Главное внимание удаляется лишь изменению формы с телесной на пустотную. И вот это проскакивание мимо содержания живой души с её красотой и смыслом каждого отдельного существования я называю духовной экстравертностью.

Относительно работы с формой восточные учения интровертны,  но в отношении души - крайне экстравертны. Их-за неправильного понимания формы (признания пустоты вместо точки) и игнорирования содержания (если Я лишь пустота,  то тогда зачем мне развиваться как личности,  зачем улучшать свои душевные качества?) восточные учения стали средством для смерти (ухода в нирвану, освобождения), а не для жизни. Цитаты восточных мастеров зачастую являются лишь следствием вышеуказанных ошибок, но они привлекательны для рациональных западных людей из-за  их кажущейся интрвертности и иррациональности. На самом деле они просто бездумно принимались многими поколениями индуистов и буддистов, не подвергаясь переосмыслению и критике. Это я называю духовной экстравертностью, когда дух понимается,  а душа - нет. (Да и я бы не смогла понять, в чем тут подвох, если бы не познакомилась с ученики Бога вместо учений людей).

Ну а на западе своя экстравертность - душевная. Душа и Бог правильно понимаются как личность, но не ведется исследование их истинной формы, или духа, скрытого за формой. Тело принимается за истину,  отсюда и ожидание, что однажды все мёртвые тела воскреснут. Отсюда и желание жить вечно. На востоке упущено содержание души, на западе - форма духа.

Надеюсь, теперь вам, уважаемые читатели,  расхочется цитировать без критики, принимая лишь на веру, восточных мудрецов. Да, они были мастерами в изменении своей формы с ложной на истинную. Но они не были мастерами в понимании содержания этой формы, или того, зачем они это делают, для чего это им нужно и к чему это приведет. (Если коротко - ни к чему, ибо освобождение нельзя получить, пока эта мировая Драма не закончится, а цели получения рая они не ставили).

Внутри букашки, человека и Бога одна и та же форма - форма точки, однако содержание этой точки у всех разное. То не есть Ты, как утверждает адвайта. Если я приму форму Бога,  это еще не значит, что я стану Богом. Точно так же если букашка, поупражнявшись в йоге, обретет форму точки, она от этого не станет ни человеком, ни Богом. Останется лишь просветленной букашкой...

Итак, меняйте форму, друзья, но не забывайте о содержании. Бог вечно бестелесный, точка по своей форме,  но он не пуст, а полон глубочайшего духовного содержания. Разгадать его форму - ещё  только половина задачи. Понять его содержание, то есть понять его таким,  каков он есть - это целая задача. Понять - значит уподобитбся Ему...