Сотрудничество через призму дорожного движения

Натали Зверева
Наилучшим путем объяснения сотрудничества мне представляется  иллюстрация дорожного движения. Мы все знаем законы дорожного движения и, в какой-то степени, их соблюдаем. Тем не менее, каждый водитель ежедневно сталкивается с рядом дорожных ситуаций, где нет «помехи справа», и только тебе решать, кто проедет первым.  В этот момент проявляется настоящее сотрудничество.

Рассмотрим несколько ситуаций.

Ты двигаешься в левом ряду, а из правого ряда машина сигналом поворотника показывает намерение перестроиться в твой ряд. Только тебе решать, пропустить его сейчас или делегировать это дело водителю машины позади. Какие мысли возникают в этот момент? Например: «Не сейчас, братан, я тороплюсь», «Не фиг было в правом ряду двигаться, я же заранее продумал свою траекторию и двигаюсь специально в своей полосе», «Сайгак, подождешь», «Таксист борзый!». Едешь потом напряженно и ворчишь на него еще несколько минут. Так?

А бывает, что ты принимаешь решение пропустить. Не потому,  что ты испуганный курсант и второй раз за рулем, а потому, что ты за доли секунд оценил масштаб «бедствия»: что впереди кто-то припарковался на обочине, твоему соседу нужно объехать его, сзади вереница машин без единого просвета, впереди всего 5 секунд до красного сигнала светофора, и ты все равно не успеваешь проехать перекресток. Или просто настроение хорошее, или кто-то только что тебе уступил дорогу на выезде с второстепенной улицы, - не важно. И ты притормаживаешь, пускаешь в свой ряд: «Езжай, братан!». Он тебе в ответ аварийкой благодарит, и все хорошо, и так на душе легко и хорошо.

Второй пример очень хорошо показывает суть сотрудничества: адекватно оценивать свою роль в любой ситуации, брать ответственность,  оценивать все ресурсы, риски, барьеры и возможности, и принимать наилучшее решение, которое наиболее выгодно для всех сторон и для достижения общей цели.


Возвращаясь к ситуации на дороге: правила дорожного движения, какими бы они не были, не покрывают всех ситуаций на дороге, поэтому каждый раз мы включаем свои мозги за рулем. При этом желательно адекватно понимать, что на дороге никому из нас не нужно доказывать свою состоятельность и компетентность, доказывать свой статус лидера или ученую степень. Все, более или менее, в одинаковой ситуации: цель у всех одна, с максимальным комфортом доехать до места назначения целым, невредимым и в хорошем расположении духа, затрачивая минимальное количество энергии.

Ситуация на работе, на мой взгляд, принципиально не  отличается от дорожного движения. Есть общая цель, есть известные правила, есть профессионализм, знания и опыт, которые позволяют стратегически мыслить и видеть наилучшие пути решения. Двигаться вместе с максимальным комфортом к достижению общей цели сотрудничая друг с другом намного более эффективно и безопасно.