Про самореализацию

Натали Зверева
Это история про моего родного деда. Максим Дмитриевич Зверева: Ученый зоопсихолог, эколог, народный писатель Казахстана, писатель – натуралист. Прожил 100 лет. В полном здравии вел творческую деятельность до последнего дня.

Он родом из Сибири. Родился еще в царское время, получил хорошее образование. С детства интересовался природой и животным миром. Занимался научной деятельностью, юннатским движением, зоосадом.  В 1937 году бежал из родного города от Сталинских репрессий в Москву. Там получил распределение в Алма-Ату в зарождавшийся здесь зоопарк директором по научной части. В Казахстане продолжил вести научную деятельность, заниматься развитием зоопарка.  Сделал очень много для защиты природы Казахстана. После 60 лет полностью посвятил себя писательству и общественной деятельности. Написал более 150 книг художественных книг  о природе и животных, в которых просто и увлекательно раскрывал для детей психологию животного мира.
 
Я была маленькой принцессой для большого и светлого царя природы Берендея – так мы называли друг друга. Это невероятное счастье жить рядом с ним и видеть его стиль жизни:  ежедневная активная творческая работа вне зависимости от обстоятельств; окружение себя единомышленниками, учениками, творческими светлыми людьми;  активная физическая и умственная деятельность, неиссякаемая энергия, позитивное отношение к жизни и юмор. Его рабочий кабинет находился в нашем доме. Дом был всегда полон людей, за столом обсуждались вопросы защиты природы, интересные открытия в области зоопсихологии, вопросы поддержки молодых писателей.
Он был очень уважаемым человеком в Казахстане. Благодаря его энергии и авторитету мудрого человека, он решал много вопросов связанных с экологией на уровне министров, госсекретарей. Президент нашей страны советовался с ним по поводу политики и стратегии развития государства в рамках встречи с мудрецами  (древняя традиция казахов: просить совета у аксакалов (мудрецов) в сложных и переломных жизненных моментах).
 
Мне повезло родиться в его семье. С каждым годом я понимаю это все больше и больше. Сейчас в своей профессии я специализируюсь в области повышения эффективности и самореализации. Я прочитала много книг и прослушала десятки выступлений на тему саморазвития и поняла в итоге,  чтобы познать правила успеха, мне не нужно изучать автобиографии великих людей, чтобы понять, в чем их секрет. Все было прямо перед глазами без прикрас журналистов, пропущенных моментов и ошибочных интерпретаций.  Великий человек жил прямо рядом со мной: обнимал меня, учил рисовать зайца, дергал в шутку за косичку и журил за то, что я «пишу носом». 
Он с самого раннего детства интересовался природой. Тогда наука о природе только начала развиваться и тянула магнитом раскрывающихся тайн. Он посвятил всю свою жизнь изучению загадок природы и был абсолютно  счастлив до самых последних дней. Судьба ему сохранила жизнь в революцию и в двух войнах. Он говорил об этом, что он фартовый человек.

В 60, в 90 и в 99 лет его день проходил одинаково плодотворно: он  начинался с зарядки и яичницы на завтрак, которую он готовил сам. Потом он гулял 2 км в качестве разминки. В 10 утра он усаживался в кабинете за письменный стол и работал до 5 вечера с перерывом на обед и короткий 15 минутный сон. Ему звонили по 20 раз в день с вопросами и просьбами, он получал по 30 писем в месяц от молодых писателей и ученых, к нему приходили за консультацией экологи и защитники природы.  Он практически никогда не болел, никогда ни на что не жаловался, ни с кем не ругался, всего добивался спокойным дружеским голосом с доброй улыбкой на лице, был самодостаточен до самого последнего дня.

Это единственный и самый показательный пример самореализации, в который я верю на 100%. Это было все на моих глазах без прикрас и журналистской окраски.
Я не могу сказать точно, что для меня вся эта история, потому что это часть меня, часть моей жизни, моего рода и воспитания. Наверное, больше всего в этой истории вдохновляет сам путь от маленького мальчика, которому после охоты с отцом захотелось написать рассказ с заметками о природе, до человека, который оставил огромный след в науке двух стран (России и Казахстане). На его книгах выросло несколько поколений людей не только в Казахстане. Его книги переведены на несколько языков мира и опубликованы в разных странах.  Благодаря ему были сохранены десятки видов животных и птиц, решались глобальные экологические проблемы. Масштаб его влияния даже сложно представить. И это эффект максимальной реализации своего предназначения, и судьба открыла перед ним все двери, создала все условия для реализации таланта.