ГРОТ ДИАНЫ
(Лермонтовские места в Пятигорске. Эссе)
В шестом зале литературного отдела (Дом Верзилина) музея М.Ю. Лермонтова в Пятигорске выставлена картина "Грот Дианы в Пятигорске. 1841" с акварели Б.Иванова. Разглядывая акварельное изображение, посетители часто – в задумчивости – произносят: "А-а-а... – вон, как тогда всё было..."
Да, конечно: тогда было чуть-чуть по-другому. Б ы л а – липовая аллея, а сейчас её нет... Н е б ы л о Лермонтовской красавицы-галереи с её изящными башенками и разноцветием стёкол, – на которой, кстати, с точки зрения современного русского языка, кричит ошибка: "г а л л е р е я" с двумя "Л" вместо одной. А сегодня – она стоит параллельно зданию Лермонтовских ванн (бывшие Николаевские), ласкающих глаз своим приятным песочным цветом в парке "Цветник"...
И, конечно, из Цветника – от Грота Дианы – никак не просматриваются, (да и не могли просматриваться), три вершины горы Бештау, изображённые художником на картине. Но именно от этой горы – в 1830-м году – город и получил своё нынешнее название: Пятигорск, – и художник счёл необходимым изобразить и самоё гору Беш-Тау, что с тюркского наречия означает "Пять Гор (Вершин)". Гора Бештау действительно имеет пять вершин, однако, откуда бы Вы на неё ни смотрели – одновременно – всегда видны лишь три вершины. Увидеть все пять вершин возможно лишь с высоты птичьего полёта: будете пролетать – ...смотрите "во все глаза"!..
Перед гротом художник изобразил гуляющую публику, весьма разношёрстную, и на фоне этих человеческих фигурок грот изображён величественным, с высокими колоннами... – ну, прямо "дворец"!.. Естественно, что впечатлённый этим величием, посетитель музея "делает для себя открытие": "Ого-о!.. – вот как всё было-то!.."
Но не торопитесь этому верить: грот – каким был – таким и остался со времён Лермонтова: невысоким, уютным, призывающим в летний зной войти и насладиться тишиной, уединением и прохладой... Я бы сказала, что место это, – ...укромное, отдалённое по замыслу его создателей, – и ...интимное. Легко представить себе, как в лермонтовские времена отдыхающие прогуливались в парке по дорожкам и тропинкам среди буйно-зелёных кустарников, среди клумб, усаженных раскрасивыми ароматными цветами... – и все эти красоты выглядели как естественное разнообразие природы...
Кстати, – раз уж речь зашла о создателях, – грот этот, как Вы уже догадались, не что иное, как творение рук человеческих... Хоть и выглядит он – как естественная пещера в горном склоне. Собственно, так всё и задумывалось братьями Бернардацци...
Не удивительно, что 26-летний поэт М.Ю. Лермонтов был инициатором проведения в нём пикника 8 июля 1841 года, – и лично принял активное участие в оформлении грота. На деревьях аллеи было развешено множество "китайских фонариков"; сам грот был внутри убран богатыми коврами; "Мишелем" была придумана трёхъярусная люстра, украшенная лентами, цветами и персидскими шалями; для дам был устроен отдельный шатёр, где бы можно было передохнуть от танцев (или назойливых кавалеров?..), "попудрить носик" и выпить прохладительного напитка... На верхней площадке – над гротом – играл военный духовой оркестр. И Лермонтов, конечно же, шутя, ...говорил "вполне серьёзно", что он велел принести сюда Эолову арфу из популярной и любимой всеми курортниками беседки "Эолова Арфа"... И это было время, когда Михаил Лермонтов ...очень остро предчувствовал свою скорую гибель, – и жить ему оставалось... всего лишь семь дней: ровно – неделю...
Но Вы спросите: "А почему грот носит имя Дианы, и кто она, эта Диана?.." И я Вам отвечу: "Ооо... – это очень печальная история: оччень интересная и даже ...стррашная история, повествующая нам о печальной участи юного царевича Актеона..."
Продолжение - http://www.proza.ru/2019/03/06/1118