Пушкин - продолжение

Елена Алтунина
     Музей квартира Пушкина в Санкт-Петербурге.
Для меня Пушкинская эпопея возымела продолжение в его музее-квартире на Мойке. Странным стечением обстоятельств попали мы на экскурсию - подруга пригласила на программу культурных мероприятий по случаю дня рождения и начали мы с Пушкина...
Съемная квартира в целый этаж, близ Дворцовой площади, с обстановкой тех лет, в лучших традициях богатых и талантливых. Жизнь в таком месте - дорогое удовольствие для задолжавшего поэта, признававшего свою нужду в виде серьёзных денежных затруднений.
А дуэль с Дантесом, практически сразу после его свадьбы на сестре Натальи Гончаровой, слабо укладывается в вязь исторических свидетельств. Во-первых, дуэль была назначена по причине анонимного письма на русском и французском языках в 7-8 экземпляров, разосланного всем близким друзьям Пушкина, с намёком на то, что Дантес прилюдно на светских мероприятиях ухаживает за женой Пушкина. Допустим, было такое дело, но спрашивается, отчего же сам Пушкин этого не заметил? Кроме того,  женитьба на сестре "дамы сердца" должна полностью исчерпать инцидент. Тем не менее, отложенная на время бракосочетания, дуэль всё же состоялась. В то время дуэлянты не часто преследовали цель убить, дуэль рассматривалась как некий ритуал отстаивания чести, потому (сведения из исторических свидетельствований) существовал неписаный закон - не целиться в жизненно важные органы. А тут мирно и весело отгуляли свадьбу и на тебе, породнившиеся дуэлянты вопреки закону запрещающему дуэли и закону "не убий" – пиф - паф и один ранен, другой умер... Мне это показалось весьма странным для обычной жизни, но вполне логичным для хорошо спланированного сценария, послужившего основой приключенческого романа на тему "как умереть, чтобы феерически воскреснуть".
Есть ощущение, что в этом спектакле не обошлось без царствующих особ того времени. Если учесть "дружбу" с царем, то квартира в пяти минутах ходьбы от Зимнего - вполне логичное решение, экономящее время на перемещениях. Как нам доподлинно известно, все революции в Россию приходили от "западных режиссеров", пример Французской революции оказался заразительным, не потому ли царь проявил дружественный интерес к талантливому поэту - должнику, долги которого после смерти были прощены. «Дружба» с царём не помешала Пушкину считаться оппозиционером, вхожем во все тайные общества заговорщиков и противников царскому режиму.  Вероятно, потому для него и предусмотрели "жестокое наказание" - ссылку в родовое гнездо "Михайловское". Декабристов - кого в тюрьму, кому расстрел, а "наш пострел на сходку хотел, но не поспел". Да и его увлечение политической прозой с погружением в "кухню правящих режимов" для сказочника и поэта весьма странно. Можно предположить, что именно ему удалось отсрочить  знакомство России с истинной революционной дерьмократией, лет так на 80...
Загадочная личность поэта с блестящей, но стремительно яркой судьбой в рассказе экскурсовода музея-квартиры представлялась в стиле реквиема и комичного трагизма, граничащего с безразличием глубокой усталости от однообразного монотонного повествования. Вещи в квартире к Пушкину отношения не имеют, интерьер воссоздан в стиле того времени, лишь его кабинет хранит аутентичность. Сорок минут вещания о смерти, с нелепыми обстоятельствами, ей предшествовавшими, особого интереса, кроме вышеописанных деталей, у меня не вызвали. Удивил стиль жизни в интерьерах проходных комнат. Анфилады или круговое движение в квартире исключает изолированное личное пространство, при том требует излишнее количество дверей для сообщения подсобных помещений с жилыми комнатами. Господа пользовались услугами прислуги и люди "сновали" через все комнаты в режиме замысловатого обхода. Видимо, это как-то связано с особенностями отопления или ещё какими-то причинами. Казалось бы, прошло не так уж много времени с пушкинских времён, остались исторические свидетельства современников той эпохи, однако остаётся лишь догадываться о подлинных  элементах уклада жизни и выбирать понравившуюся версию жизни и смерти  выдающегося поэта.
Порадовал экскурсионный интерес к музею, когда воистину "не зарастёт народная тропа" - изо дня в день, год за годом приходят толпы людей послушать угрюмо-бесталанный реквием по поэту в съемную квартиру, где он прожил всего несколько месяцев до своей кончины. Зато пафосно и  с прощальным размахом для всего Питерского бомонда и поклонников таланта умирал, однако захоронен не был, а "гроб с телом" для погребения отправился без сопровождения в Святогорский монастырь. Никто из родственников, многочисленных друзей и фанатов, почему-то не сочли нужным присутствовать на погребении. А новоявленный родственничек и убийца – Дантес, с членами семьи спешно отправились во Францию - "дружить" с неизвестным в 1837 году, Александром Дюма.  Странно!? Если обратиться с запросом в интернет и посмотреть изображения Пушкина и Дюма старшего, то сходство весьма не убедительное, но если учесть, во-первых, что это живопись, а не фото и, во-вторых, не стояла задача узнавания, то множественные биографические совпадения этих персонажей, выглядят куда убедительнее «вольного художественного изображения».
Для меня Пушкин жил, жив и будет жить в своём могучем литературном эгрегоре, сохраняющем русский язык и питающем умы и сердца русских людей древним ведизмом, вольнодумством Пушкинской эпохи и историческими зарисовками его незатейливого быта в разных местах нашей с ним общей и необъятной Родины.
24.02.2019