Урок литературы. Тема - беседа о счастье. Мол, любой человек, как известно ученикам 10 класса, так называемое счастье и успех ищет по-своему. Один, к примеру, удачливый, находит его прямо с детства, по уши втрескавшись в какую-нибудь очаровательную Ниночку. Да-да. И, встретив полную взаимность, живет с ней до победного конца, особо не нуждаясь в других богатствах жизни. Ибо согласно крылатой фразе - «с милым рай и в шалаше». И он одной взаимной любовью сыт по горло.
Второй товарищ находит «птицу счастья» в любимой работе, третий – в денежном мешке, четвертый – в спиртном. И так далее. А еще она, учитель, предупреждает их, пока еще только учеников, вот о чем: отнюдь не любой и каждый «птичку удачи» за ее чересчур короткий хвостик поймает. Но ищут все везде и всюду. А нередко, бывает, даже и всю жизнь целую. Но, бывает, и без толку… И такое встречается…
Кстати, она, Елена Георгиевна, прямо сейчас же приведет пример одного из подобных искателей счастья. Разумеется, героя литературного. И спросила класс. Мол, а слышали ли ее ученики популярнейшую ранее песню советских времен «Русская гармонь», где как раз и имеются поистине удивительные, поистине за душу хватающие строки о неутомимом поисковике, которому счастье заповедано «найти наверняка»? И пусть они внимательно слушают, а она зачитает слова прекрасной песни.
Жаль, конечно, песня давняя уже, советских времен, но зато она очень подходит к их сегодняшней теме о поиске счастья человеком. К тому же, песня не длинная, чрезвычайно емкая, и особым глубинным смыслом наполненная. И слова-то в ней замечательные, прекрасные, и мелодия восхитительная, прямо за живое берущая. Но тут вдруг снова, и сразу после слов учителя, опять влез, нагло вклинился вездесущий умник не только класса, а даже и всей школы, Вовка-философ, желая, видимо, испортить урок каким-нибудь каверзным вопросом.
И Вовка, боясь, что Елена Георгиевна остановит, громко, да еще и ехидным, язвительным голоском, специально гнусавя, но ведь стараясь соблюдать мелодию этой песни, прочитал-пропел вслух всего лишь три строки. Но, по словам Вовочки - они самые важные и нужные для их сегодняшней темы. Мол, «…По опушкам, по огнищам, над уснувшею рекой, ходит парень, счастье ищет, обхватив гармонь рукой…». И, уже откровенно юродствуя, продекламировал затем и самый-самый конец стиха-песни. Так сказать, положительно оканчивающийся финал ее. Что «он с гармошкой счастье ищет, и найдет наверняка!». Да. Найдет, мол.
Но ему, лично Вовке, видите ли, не особо-то понятно, почему столь маловразумительным, и даже настолько забавным способом, посредством обыкновенной гармони, затасканной по лесам и весям, чудаковатый главный герой пытается отыскать свою «птицу счастья»? Да еще и в довольно-таки странных местах обширного родного Отечества?
Ну, вот почему он пытался отыскать счастье, шагая именно по горелым, давно вырубленным лесам, отчего-то сторонясь более людных сел и городов? И эта боязнь, вполне естественно, не может не навести его, всегда и во всем подозрительного Вовку на удивительно грустные размышления? Ибо в его мятущуюся вопросами голову невольно даже и крамольная мысль закрадывается: а уж не с зоны ли рванул товарищ? Ну, почему в поисках эфемерного счастья бродит искатель по опушкам, кострищам и угольно-черному, грязному лесу горелому? И для чего-то обязательно в паре с повсюду таскаемой им гармонью?
А ведь оный музыкальный инструмент, что, кстати, в песне даже подчеркнуто, у парня совсем и без положенного в сложных поисковых делах чехла… И тут же еще одна мысль закрадывается… Что, скорее всего, кроме гармони, у странного искателя удачи и успеха больше и нет ничего в кармане? Да. Чтобы для удобства ношения чехольчик прикупить? Ведь из-за его отсутствия данному увлеченному поисковику счастья приходится свою незаменимую помощницу, гармонь, постоянно носить по огнищам просто обхватив ее умаявшейся рукой?
Вовка отнюдь неплохой ученик, и он хотел бы искренне, без некой обиды, помочь парню в его исканиях наводящим вопросом. Мол, а там ли он, бедный горемыка, счастье-то свое ищет в наше совсем и не «гармонистское», а давным-давно уже компьютерное время, продираясь с меховым другом сквозь лесные чащобы и горельники? Может быть, он просто в лесорубы метит? Или, возможно, стремится чернорабочим на золотые прииски? Ну, а какое еще серьезное дело можно отыскать в тайге обгоревшей? Короче, он, Вовка, не понял смысла отобранной учительницей песни и надеется лишь на пояснения Елены Георгиевны.
Но она, уже и сама поникшая в душе, в смысл песни вникла… Что да….Поторопилась она чуток с подборкой песни, а потому и конечный результат ожидается ею самой, скорее всего, весьма плачевный…Однако, наверное, и вправду. Ох, недостаточно она тему о счастье человеческом вчера продумала… Поспешила, видать, с этой старой уже песней. А, как сейчас модно выражаться, попросту «прокололась» она… И если бы не замечательное Вовкино выступление очень вовремя, и прямо к месту, то совсем непонятно, чем бы ее урок и закончился…
Может быть, конечно, все и «прокатило бы», и никто из учеников ее ничего бы даже и не заметил. Трудно сказать…Но то, что «прокол» чуть, было, не случился – это уж несомненно! И к счастью для нее, напугавшегося, обескураженного молодого учителя, Елены Георгиевны, толком еще не успевшей столь быстро и окончательно «переварить» сказанное Вовочкой, снова, в очередной раз выручил ее прозвеневший, и спасительный школьный звонок. Да. Слава Богу. Об окончании урока…
Ах, если бы только ученики знали, как достал ее этот их мудрый донельзя Вовка-философ! Скорее бы уж в другую школу перевели его, умника... А ведь хорошо знакомый товарищ пообещал помочь ей с этим делом… Но, если честно глянуть на сегодняшнее с другой стороны, он, Вовочка-философ, ведь здорово посодействовал ей сейчас. Еще как услужил. Так что в глубине души спасибо ему. Но в дальнейшем, при подготовке к урокам, придется ей быть более внимательной…