Поиск птицы счастья

Виктор Сургаев
        Урок  литературы.  Тема - беседа  о  счастье.  Мол,  любой  человек,  как  известно  ученикам  10  класса,  так  называемое  счастье  и  успех  ищет  по-своему.  Один,  к  примеру,  удачливый,  находит  его  прямо  с  детства,  по  уши  втрескавшись  в  какую-нибудь  очаровательную  Ниночку.  Да-да.  И,  встретив  полную  взаимность,  живет  с  ней  до  победного  конца,  особо  не  нуждаясь  в  других  богатствах  жизни.  Ибо  согласно  крылатой  фразе - «с  милым  рай  и  в  шалаше».  И  он  одной  взаимной  любовью  сыт  по  горло. 
        Второй  товарищ  находит  «птицу  счастья»  в  любимой  работе,  третий – в  денежном  мешке,  четвертый – в  спиртном.  И  так  далее.  А  еще  она,  учитель,  предупреждает  их,  пока  еще  только  учеников,  вот  о  чем:  отнюдь  не  любой  и  каждый  «птичку  удачи»  за  ее  чересчур  короткий  хвостик  поймает.  Но  ищут  все  везде  и  всюду.  А  нередко,  бывает,  даже  и  всю  жизнь  целую.  Но,  бывает,  и  без  толку… И   такое  встречается… 
        Кстати,  она,  Елена  Георгиевна,  прямо  сейчас  же  приведет  пример  одного  из  подобных  искателей  счастья.  Разумеется, героя  литературного.  И спросила  класс.  Мол,  а  слышали  ли  ее  ученики  популярнейшую  ранее  песню  советских  времен  «Русская  гармонь»,  где  как  раз  и  имеются  поистине удивительные, поистине за душу хватающие строки  о  неутомимом  поисковике,  которому  счастье  заповедано  «найти  наверняка»?  И пусть  они  внимательно  слушают,  а  она  зачитает  слова  прекрасной  песни. 
        Жаль,  конечно,  песня  давняя  уже,  советских  времен,  но  зато  она    очень  подходит  к  их  сегодняшней  теме  о  поиске  счастья  человеком. К  тому  же,  песня  не  длинная,  чрезвычайно  емкая,  и  особым  глубинным  смыслом  наполненная.  И  слова-то  в  ней  замечательные,  прекрасные,  и  мелодия  восхитительная,  прямо  за  живое  берущая.  Но  тут  вдруг  снова,  и  сразу  после  слов  учителя,  опять  влез,  нагло  вклинился  вездесущий  умник  не  только  класса,  а  даже  и  всей  школы,  Вовка-философ, желая, видимо,  испортить  урок  каким-нибудь  каверзным  вопросом.
        И  Вовка,  боясь,  что  Елена  Георгиевна  остановит,  громко,  да  еще  и    ехидным,  язвительным  голоском,  специально  гнусавя,  но  ведь  стараясь  соблюдать  мелодию  этой  песни,  прочитал-пропел  вслух  всего  лишь  три  строки.  Но,  по  словам  Вовочки - они  самые  важные  и  нужные  для  их  сегодняшней  темы.  Мол,  «…По  опушкам,  по  огнищам,  над  уснувшею  рекой,  ходит  парень,  счастье  ищет,  обхватив  гармонь  рукой…».  И,  уже  откровенно  юродствуя,  продекламировал  затем  и  самый-самый  конец  стиха-песни.  Так  сказать,  положительно  оканчивающийся  финал  ее.  Что  «он  с  гармошкой  счастье  ищет,  и  найдет  наверняка!».  Да.  Найдет,  мол.
        Но  ему,  лично  Вовке,  видите  ли,  не  особо-то  понятно, почему  столь  маловразумительным,  и  даже  настолько забавным  способом,  посредством  обыкновенной  гармони,  затасканной  по  лесам  и  весям,  чудаковатый  главный  герой  пытается  отыскать  свою  «птицу счастья»?  Да  еще  и  в  довольно-таки  странных  местах  обширного  родного  Отечества? 
        Ну,  вот  почему  он  пытался  отыскать  счастье,  шагая  именно  по  горелым,  давно  вырубленным  лесам,  отчего-то сторонясь  более людных  сел  и  городов?  И  эта  боязнь,  вполне  естественно,  не  может  не  навести  его, всегда  и  во  всем  подозрительного  Вовку  на  удивительно  грустные  размышления? Ибо  в  его  мятущуюся  вопросами  голову  невольно  даже  и  крамольная  мысль  закрадывается: а  уж  не  с  зоны  ли  рванул  товарищ? Ну,  почему  в  поисках  эфемерного  счастья  бродит  искатель  по  опушкам,  кострищам  и  угольно-черному,  грязному  лесу  горелому?  И  для  чего-то  обязательно  в  паре  с  повсюду  таскаемой  им  гармонью? 
        А  ведь  оный  музыкальный  инструмент,  что,  кстати,  в  песне  даже    подчеркнуто,  у  парня  совсем  и  без  положенного  в  сложных  поисковых  делах  чехла… И  тут  же  еще  одна  мысль  закрадывается… Что,  скорее  всего,  кроме  гармони,  у  странного  искателя  удачи  и  успеха  больше  и  нет  ничего  в  кармане?  Да.  Чтобы  для  удобства  ношения  чехольчик  прикупить?  Ведь  из-за  его отсутствия  данному  увлеченному  поисковику  счастья  приходится  свою  незаменимую  помощницу,  гармонь,  постоянно  носить  по  огнищам  просто  обхватив  ее  умаявшейся  рукой?
        Вовка  отнюдь  неплохой  ученик,  и  он  хотел  бы  искренне,  без  некой  обиды,  помочь  парню  в  его  исканиях  наводящим  вопросом.  Мол,  а  там  ли  он,  бедный  горемыка,  счастье-то  свое  ищет  в  наше  совсем  и  не  «гармонистское»,  а  давным-давно  уже  компьютерное  время,  продираясь  с  меховым  другом  сквозь  лесные  чащобы  и  горельники?  Может  быть,  он  просто  в  лесорубы  метит?  Или,  возможно,  стремится  чернорабочим  на  золотые прииски?  Ну,  а  какое  еще  серьезное  дело  можно  отыскать  в  тайге  обгоревшей?  Короче,  он,  Вовка,  не  понял  смысла  отобранной    учительницей  песни  и  надеется  лишь  на  пояснения  Елены  Георгиевны. 
        Но  она,  уже  и  сама  поникшая  в  душе,  в  смысл  песни  вникла… Что  да….Поторопилась  она  чуток  с  подборкой  песни,  а  потому  и  конечный  результат  ожидается  ею  самой,  скорее  всего,  весьма  плачевный…Однако,  наверное,  и  вправду.  Ох,  недостаточно  она  тему  о  счастье  человеческом  вчера  продумала… Поспешила,  видать,  с  этой  старой  уже  песней.  А,  как  сейчас  модно  выражаться,  попросту  «прокололась»  она… И  если  бы  не    замечательное  Вовкино  выступление  очень  вовремя,  и  прямо  к  месту,  то  совсем  непонятно,  чем  бы  ее  урок  и  закончился…
        Может  быть,  конечно,  все  и  «прокатило  бы»,  и  никто  из  учеников ее  ничего  бы  даже  и  не  заметил.  Трудно  сказать…Но  то,  что  «прокол»  чуть,  было,  не  случился – это  уж  несомненно!  И  к  счастью  для  нее, напугавшегося, обескураженного молодого учителя, Елены Георгиевны,  толком  еще  не  успевшей  столь  быстро  и  окончательно  «переварить»  сказанное  Вовочкой, снова,  в  очередной  раз  выручил  ее  прозвеневший,  и  спасительный  школьный звонок. Да.  Слава Богу. Об окончании  урока…
        Ах,  если  бы  только  ученики  знали,  как  достал  ее  этот  их  мудрый  донельзя  Вовка-философ!  Скорее  бы  уж  в  другую школу  перевели  его,  умника... А  ведь  хорошо  знакомый  товарищ  пообещал  помочь  ей  с  этим  делом… Но,  если  честно  глянуть  на  сегодняшнее  с  другой  стороны,  он,  Вовочка-философ,  ведь  здорово  посодействовал  ей  сейчас.  Еще  как  услужил.  Так  что  в  глубине  души  спасибо  ему.  Но  в  дальнейшем,  при  подготовке  к  урокам,  придется  ей  быть  более  внимательной…