Подводная дорога

Валера Матвеев
               
Слышали что-нибудь о железных дорогах под реками? Метро в Питере не  в счёт. А я ещё в детстве о ней слышал и честно думал, что это чьи-то выдумки, даже рассказ отца о том, как он возвращался с охоты по этой железной дороге под Амуром, я подвергал кое-какому сомнению, хотя и обязательно верил, как в детстве верят своим родителям, как самым  непререкаемым авторитетам детства. Подтверждение о наличие этой дороги я нигде не встречал и не слышал о ней больше ни от кого, поэтому миф о железной дороге под Амуром так и оставался для меня мифом. А её построили, оказывается, в  стратегических целях ещё до второй мировой войны!

    В очередную командировку на Дальний Восток я взял с со-бой дочку Наташу. Во-первых, я хотел ей показать, где прошло моё детство: в Хабаровске и в Амурской области у бабушек и дедушек; во-вторых, с финансовой точки зрения это была последняя выгодная возможность взять её с собой – ей  было десять лет, поэтому билеты на самолёт были в половину стоимости (при проклятом нынешним поколением «совке»!). Появилась такая неожиданная возможность, и я не мог её упустить.

 Пока я «улаживал» свои дела в Спасске-Дальнем, на месте нашей командировочной дислокации, Наташа жила две недели у моей родной сестры Светланы в Хабаровске, где «знакомилась» с городом при непосредственном участии «аборигенов».
Сначала, после возвращения с работы в Хабаровск, мы дня два погуляли с ней по городу, я вместе с ней смотрел на изме-нившийся за моё семнадцатилетнее отсутствие город. А потом мы поехали в Амурскую область проведать живущих там родст-венников, а точнее я больше всё-таки хотел показать «мою дерев-ню» детства на «бешеной» реке Зее.

Возвращались в Хабаровск из Амурской области поездом раньше спланированного мною срока по настоянию дочери. Что творилось в том поезде, ни в сказке сказать, ни пером описать! В общем вагоне находилось одновременно не меньше трёхсот человек (по моим прикидкам), при нормальной наполняемости не более 81, с места на верхней полке, где нам удалось устроиться, нельзя было даже просто встать на пол, просто некуда: одни головы, даже в тамбурах ехало человек по двадцать. Нам случай-но повезло, мы заняли вторые полки вскоре после начала поезд-ки, поспали ночь, но после посещения утреннего туалета на свои места дороги уже не было, они моментально занимались, впро-чем, и сидячие места доставались нам в основном благодаря малолетнему ребёнку. Такого столпотворения в вагоне я больше никогда и нигде не видел. Если только в троллейбусе, да и то только в «час пик»…   
 Подъезжая к Амуру, я заранее пообещал дочери из окон ва-гона показать всю величавость Амура с железнодорожного моста, считавшегося Восьмым чудом света, рассказать обо всём, что видно из окна вагона, так как в предыдущий раз, мы переезжали через Амур  в тёмное время суток, а сейчас было утро. Уже вдалеке виднелась в утреннем свете величавая река, но тут наш «паровоз» неожиданно для меня, как «знатока» тех мест (всё-таки сказалось  столь долгое отсутствие меня в тех местах), заехал в какой-то совсем без подсветки тоннель и выехал из него прямо около вокзала станции Хабаровск. Мы очень долго ехали по этому тоннелю. Только тогда в моём сознании начали появляться догадки из детства, что нас провозят по той самой «военной» дороге под рекой, про которую я слышал от отца, но окончательно убедился, когда поезд неожиданно выскочил из тоннеля и сразу же, не теряя ни минуты (в самом прямом смысле слова), прибыл на конечную станцию нашего пути Хабаровск, миновав реку, мимо которой, по моим предположениям, мы проехать, ну, никак не могли! Таким образом, разрешилось  моё детское сомнение о существовании железной дороги под рекой Амур.
 
Мы миновали железнодорожный мост, который называли в своё время Восьмое чудо света, но хабаровчане пошли дальше. Мост лет через двадцать после того путешествия стал ещё и автомобильным! И это практически ничего к нему не пристраивая! Автотрассу устроили поверх железнодорожного моста! О таких мостах я не слышал. Вот пример смекалки во время всеобщего дефицита средств! Настоящее чудо света!

Таким образом, я «поймал двух зайцев», только разного цве-та: и Амур дочери не показал, и по секретной некогда дороге проехал.