Троица святая, слава Тебе!

Владимир Булюкин
Эссе по стихотворению в прозе Александра Михайлюка «Троица»

     Когда мы входим под церковные своды – первое, что попадается нам на глаза – икона. Икона, как олицетворение святой жизни, наполняет пространство храма, завораживает своей простотой и совершенством. Говорить об иконе человеческим языком практически невозможно.  Ведь у иконы, как у музыки, есть свои законы гармонии, полифонии, ритма. Есть свои нюансы и, главное, своя интонация. Фальшь противоестественна иконе. Пересказать икону невозможно, как и музыку.
     Но, чтобы человек в его несовершенном состоянии всё-таки мог хоть как-то приблизить икону к своей душе, можно попробовать допустить восприятие её как некоей картины. Тогда становится возможным описание картины и на первый план в этом исследовании выходят сюжет, композиция, колорит и самое важное – идея картины.
     «Три ангела присели отдохнуть перед долгой дорогой.
                Мир и Покой.
Одним словом, одной идеей невозможно точно определить содержание картины. Что заложено в ней?
                Идея вечного покоя?»
     Да, когда под этим углом картинного восприятия мы погружаемся в мир иконы, то имеем уже уникальную возможность задавать себе вопросы, подключать своё сердце к постижению её сокровенного содержания и прикасаться, таким образом, своим земным существом к вечности.
     Может быть из этой вечности три ангела подают нам сигнал, чтобы мы внимательно посмотрели на наше житие-бытие? Наверное, они хотят внушить нам своим видом идею всеобъемлющего и бесконечного покоя.
     «Но почему тогда так печальны и задумчивы лица ангелов?
                Идея загробной райской жизни?»
     Итак, идея вечного покоя у трёх ангелов на картине не просматривается. Видимо, не его несут они нам. Да и нужен ли нам этот покой? Человек, как не крути, существо беспокойное. Всё в нём ищет движения, углубления, покорения чего-то, поиска себя в круговерти этой жизни. При всём желании, не может он и не имеет никаких сил приковать себя к покою.
    Так зачем же эти три ангела пришли к нам из вечности? Наверное, весть о райских кущах за загробной чертой этой жизни – вот истинное значение их присутствия и характерных поз на картине.
     «Но почему тогда так устало опустили они руки свои и крылья?
                Идея молчаливой дружеской беседы?»
     Да, для рая слишком мы утомлены, скорее даже опустошены. Как актёр, выходящий на сцену должен быть, как говорится, наполненным, так и рай не терпит пустоты. Для пустого, опустошённого человека рай – ад. Ему нечего там делать. Тоска. И человек в своём падшем состоянии бежит прочь.
       Может быть нам нужна психологическая поддержка в виде участливого собеседника? Неужели психология сможет вывести человека из состояния духовного оцепенения? Вот тут как раз три участливых лица были бы нам кстати.
     «Но почему невозможно поймать взгляд ангелов?
                Они смотрят внутрь себя, через пространство.
                Скорбь, уныние, Величие Вселенной, тихая радость…»
     Да, глубоко далёк человек, страшно далёк от уровня высокого общения (лучше сказать – приобщения к святости). Приземлён, одичал. И три ангела отделены от человека, пребывающего в  таком состоянии, неким невидимым стеклом и даже взгляд их направлен внутрь себя. В своей высокой правде, пронизывающей всё пространство, где они обитают, они наполнены глубочайшей скорбью. Скорбью и болью о человеке, о его слепоте, безумии, расточительности, эгоизме, жестокости, глупости…
     Уныние погребает заживо всё живое в человеке. Эта унылость, угрюмость пронизывает всё обитание человека на земле. Однако, как нельзя кстати, вспоминаются строчки Есенина: «И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил». Да, при виде трёх ангелов каким-то шестым чувством ощущается, просвечивается Величие Вселенной. Ещё не всё потеряно для человека. Ещё есть неиссякаемый источник в виде Веры, твёрдая почва под ногами в виде Надежды и крылья за спиной в виде Любви. Тихая радость об этих трёх ипостасях, как о начале – заре спасения, окутывает человека.
     «Троица чиста и бесконечна, как сама Жизнь.
                Ласково смотрят ангелы на землю, неба нет.»
     И, как апофеоз чистоты и бесконечности, их символ – Троица, олицетворяющая собою Жизнь. Она, собственно, и есть Жизнь. Её автор, Её исполнитель, Её слушатель.
     Три ангела не просто смотрят на землю ласково, они своим присутствием здесь  соединяют Небо с землёй. Они, само Небо, растворяющее в лучах любви всё земное. И уже нет Неба, а только бесконечная любовь, пронизывающая земное бытие. Троица святая, слава Тебе!