США Арктика это внутренняя безопасность Америки

Александр Дубровский 2
Заголовок — вовсе не шутка, а выжимка из доклада Счётной палаты США, подчеркнувшей, что с 1981 года площадь морского льда в Арктике значительно сократилась:

«Эти изменения могут способствовать наращиванию коммерческой и иной морской деятельности в регионе, что вместе со спорами о суверенных правах может потребовать от США нарастить в Арктике присутствие своих вооруженных сил и сил внутренней безопасности».

И вот, буквально вчера духоподъёмно выступил на слушаниях в Сенате командующий Европейским командованием ВС США генерал Кертис Скапарротти:
 
«Теперь Северный морской путь бывает открыт чаще, и есть ресурсная и коммерческая заинтересованность в нем ... Это создает конкуренцию. Россия, поскольку он проходит ближе всего к её границам, повысила оборонный потенциал и открыла ряд аэродромов в регионе, разместила продвинутые радарные системы» и добавил:

«Нам пришлось изменить развертывание некоторых наших сил, оперативные тенденции, чтобы мы могли обеспечивать сдерживание. Мы посылаем сигнал, что Арктика для нас важна».

«Мы посылаем сигнал»  и «Россия... ближе всего к её границам» - вот ключевые моменты, которые означают буквально следующее: мы вам ни за что не простим близость к Северному морскому пути.

Надо отметить, что подобные намёки далеко не первые и не последние. «Цивилизация сигналов» регулярно посылает духоподъёмные сигналы, строит планы патрулирования и даже ледового сопровождения своих кораблей, причём прежде всего военных. Получается пока из рук вон плохо, заходы в Арктику намечаются, потом отменяются, ледоколов собственных практически нет, если не считать полторы калеки, которые не могут даже выйти из портов. Зато есть угроза санкциями, которые непременно будут с вышеприведённой формулировкой: за близость к Арктике и Северному морскому пути.

Тем временем, несмотря на нарастающие претензии, Россия по-прежнему жёстко настаивает на своём приоритете через комиссию ООН, где, кстати, заявка, поступившая ещё в 2011 году, недавно сдвинулась с мёртвой точки: российское обоснование, что дно Северного ледовитого океана есть продолжение российского континентального шельфа, с ноября 2018-го начало активно рассматриваться. Речь идёт, ни много ни мало, о площади в 1,2 млн км2. В случае положительного решения, Северный морской путь официально станет зоной исключительных экономических интересов России со всеми вытекающими последствиями.

Одновременно, независимо от будущих результатов в ООН, продолжается наращивание ледокольного флота, итак не только самого большого в мире (более 40 судов, которые планово обновляются), но и самого технологически продвинутого. На очереди закладка ледокола ЛК-120Я (расшифровывается как ледокол мощностью 120 МВт с ядерной силовой установкой) класса «Лидер» на дальневосточной судоверфи "Звезда". По оценкам специалистов, ледокольный флот России опережает весь мир лет на 15-ть.

Что касается арктической обороны, то слова американского генерала и вовсе в точку: новые военные аэродромы, базы ПВО, радары — лишь малая часть колоссального перечня мероприятий по обновлению всех заполярных воинских частей. Не говоря о том, что все последние годы проводится большая работа по очистке территории от хлама, доставшегося в наследство от Союза как силами армии, так и гражданских служб.

Таким образом, следует констатировать: американские сигналы не на шутку напугали Министерство обороны РФ, превентивно, в лице Национального центра управления обороной, выпустившее распоряжение, которое уже вступило в силу с 1 января 2019 г.:

«Для ликвидации правового вакуума в части использования Северного морского пути организована межведомственная работа по совершенствованию российского законодательства, результатом которой станет уведомительный характер плавания иностранных военных кораблей» (начальник НЦО РФ Михаил Мизинцев).

Это для начала. И без всяких духоподъёмных сигналов. Следующее распоряжение, по всей видимости, будет носить разрешительный характер. Для ликвидации очередного правового вакуума, если что.