Жемч. Ож. Глава 19 Б. Н. Петров Ч. 6-25-5 Библия

Дудко 3
ФРАГМЕНТ  РИСУНКА

ЖЕМЧУЖНОЕ  ОЖЕРЕЛЬЕ
ГЛАВА 19  БОРИС  НИКОЛАЕВИЧ  ПЕТРОВ
ЧАСТЬ  6-25-5 БИБЛИЯ


В своей рукописной книге Коненков проводит собственное исследование пирамиды, но уже в контексте новозаветной и ветхозаветной истории. Он пишет: «Если В. Пирамида как целое представляет полный план Божий, то ее верхний камень изображает Христа, которого Бог весьма возвысил, чтобы быть главою над всеми. И этот камень служил строителям как модель для целой постройки». Напомним, что в символическом орнаменте композиции треугольная форма также становится структурирующим началом .

Далее он отмечает такую подробность как раз тогда, когда строилась пирамида, на небе одновременно появились созвездие Плеяд и звезда Альфа Драгонис.
И если Плеяды олицетворяют Бога и центр Вселенной, то звезда Драгонис — «есть символ греха и сатаны». Их одновременное появление на небе служит символом столкновения добра и зла, Бога и дьявола и является космогоническим событием повлиявшим на ход земной истории.

Это отражено и в верхней части композиции: слева от монограммы Бога изображена черная крылатая фигура сатаны, противостоящая Богу и возможно ведущая с Ним диалог. Таким образом, звездам Алцион и Драгонис в изобразительной системе Коненкова соответствуют и персонифицированные библейские образы.

Рядом с фигурой сатаны Коненков помещает указание на вторую главу Книги Иова, где он находит символическую параллель столкновения звезд, олицетворяющих Бога и сатану, — на один из немногих библейских сюжетов, в котором две противоположные силы вступают в непосредственный «диалог» друг с другом.

Напомним, что вторая глава Книги Иова посвящена испытаниям Иова на верность Богу. Однако мотив испытаний, мученический путь Иова в символической системе Коненкова приобретают более широкое значение, становятся олицетворением страданий русского народа в Великой Отечественной войне. С этой точки зрения понятна символическая связь библейского сюжета с изображением аллегорических сцен сражений, размещенных в центральной части композиции.

Над земными материками, непосредственно над Россией, Коненков расположил сцену из Апокалипсиса — Христос в окружении евангелических символов. По обе стороны от него фигуры апостолов. Позади — человеческие фигуры, выхваченные светом из космической бесконечности.
Создается впечатление, что образы Апокалипсиса незримо присутствуют в пространстве «земных» событий, поскольку они расположены почти в одной плоскости со сражающимися фигурами, которые можно трактовать как аллегорическое изображение советского и немецкого солдат. Таким образом, темы битвы (войны) и Страшного суда явно сопоставлены по значению.

Страшный суд — еще один большой смысловой пласт композиции, в которой отразилась острая боль, трагическое восприятие войны, представляющейся Коненкову вселенской катастрофой, крушением мировой гармонии и порядка.
Вместе с тем образы Страшного суда также знаменуют начало нового времени, которое наступит после низвержения сил зла. Тема войны, являющейся Страшным судом и наказанием, сближается в системе Коненкова с темой испытания русского народа, путь которого персонифицируется в судьбе библейского Иова.

Именно с Книгой Иова связаны изображения нижней части разбираемой космогонии. Около пирамиды Коненков помещает фигуры трех старцев. Можно предположить, что старец с циркулем — это Бог-Отец, две другие фигуры — Иов и Илией.

Одна из цитат, приведенных Коненковым, относится к последней части книги, где Бог, явившийся Иову, говорит о величии своего творения (Книга Иова, 38:1-7-41)

Образ творца, изображенного с циркулем в руках, иллюстрирует самую общую идею о сотворении Земли и Вселенной и совпадает с изобразительным решением Уильяма Блейка в гравюре «Творец Вселенной описывает ее орбиту» (1794 г., фронтиспис к поэме «Европа», рис. 7).

Коненков помещает фигуру творца с циркулем на фоне уже сотворенного универсума, рядом с египетской пирамидой, которая, согласно его концепции, заключает в себе программу исторического развития Земли («План божий»).

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ