Леонид Балашевич. Жорес Иванович Алфёров

Виталий Бердышев
 Жорес Иванович Алфёров - Легенда отечественной науки

Пришло печальное известие - 1 марта 2019 года скончался единственный остававшийся в живых советский и российский лауреат Нобелевской премии из числа учёных Жорес Иванович Алфёров, который сыграл большую роль в моей судьбе.

В 1987 году я узнал от одного из моих пациентов, что в Физико-техническом институте, который возглавлял Жорес Иванович, создан полупроводниковый лазерный излучатель мощностью 100 милливатт, что уже могло представлять интерес для офтальмологии. Осенью 1987 года мне удалось получить у него аудиенцию. Тогда он ещё не был лауреатом Нобелевской премии, не был обременён славой и многочисленными представительскими обязанностями, и встретиться с ним удалось без проблем.

Я изложил суть моего интереса к полупроводниковому лазеру для офтальмологии, и Жорес Иванович сразу увлекся этой идеей. Он тут же вызвал к себе руководителя направления Дмитрия Залмановича Гарбузова, и буквально после получаса обсуждения было принято решение о создании рабочей группы и проведении совместных исследований. Уже через полгода опытный экземпляр лазера для экспериментальных интраокулярных исследований был готов, а в 1990 году усилиями Гарбузова, Иванова и Гончарова первый портативный полупроводниковый лазер для офтальмологии на базе японской щелевой лампы был создан и внедрён в клиническую практику.

Исследования по этой проблеме стали темой кандидатской диссертации моего ученика Александра Измайлова и моей докторской диссертации.

Наши контакты с Жоресом Ивановичем продолжались. Он был пациентом нашей клиники, оперировался у нас уже после получения Нобелевской премии, мы встречались и в неформальной обстановке. Его интеллект, его необъятная память были поразительны. Во время одной из встреч у его друга Александра Самойловича Массарского Жорес Иванович рассказывал о своём детстве, и меня поразило, что он помнил имена и отчества всех своих школьных учителей в период жизни в Белоруссии, где он родился.

Каждое его выступление было всегда ярким, содержательным, образным и запоминающимся, и многие из его высказываний на общественные темы сейчас широко цитируются в интернете. Горестно и обидно, что такой человек ушёл, но спасибо Господу, что он БЫЛ с нами...