ЖЕМЧУЖНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ
ГЛАВА 19 БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ПЕТРОВ
ЧАСТЬ 6-25-8 БИБЛИЯ
Утром просматривала опубликованное накануне. Заодно – ещё раз истала репродукции с работамиы С. Т. Конёнкова и статьи о нём.
Вчера в одной из последних публикаций я выкинула кусочек текста – о рисунке Канонёнова – "СТАРИК В КОСМОСЕ". Причина – не нашла самого рисунка…
А сегодня неожиданно рисунок нашелся совсем на другом сайте.
Похоже, что в образе СТАРИКА просматривается отражение старого Конёнкова…
СТАРИК-КОСМОС...
Всё изображение подобно видению, явившемуся в мощном световом потоке, порожденном необычайным космическим взрывом.
СТАРИК – КОСМОС - Правитель Вселенной, управляющий ходом небесных сфер, — еще одна персонификация коненковского космоса.
Ладони старика как бы описывают сферу вокруг ребенка, стоящего у него на коленях, оберегают его.
Это эмоциональное ощущение «обереженного» пространства «материализуется» в изображении прозрачной голубой сферы, заключающей фигуры. Пространство фона заполнено пульсирующим сиянием звезд.
Стремление передать невесомость, нематериальность предметов — особенность всей графики Коненкова. Легкие прикосновения карандаша создают изысканный, вибрирующий рисунок. Коненков старается «преодолеть» материю, облегчить, спиритуализировать формы. Отчего порой рисунок превращается в прозрачную дымку, а штрих становится легким, сквозным, «пропускающим» даже звездное мерцание.
Обращение к мотиву старца-гиганта, царствующего в небесном и космическом пространстве, тематически сближает этот рисунок Коненкова с некоторыми произведениями Чюрлениса, такими как «Rex», «Соната лета. Финал», «Сказка королей». Особенно с последней работой, где у королевы, бережно держащей на ладонях идиллический деревенский пейзаж, тот же оберегающий жест. И все-таки космос Коненкова свой, особенный.
Глубоко индивидуальное осознание текстов священного писания, поиск духовности и нравственной истины привел Коненкова к философскому определению космоса как нравственной, теологической категории.
Образ космоса становится у него исходной точкой и основой построения изобразительной и смысловой форм. Коненков, как уже отмечалось, верил в существование всеобщей космической взаимосвязи или «программы», лежащей в основе движения планет и развития человеческого общества. «Космический» или «божественный план веков» отражен в Библии и, прежде всего, в библейской эсхатологии, считал Коненков По этой же причине он уделил столь пристальное внимание истории Иова и книгам пророчеств, где есть упоминания или эзотерические указания на космос, божественное мироздание.
Свой космос Коненков наполнил христианскими символами и образами, создал оригинальную символическую систему взаимосвязи и взаимоперехода христианских и космогонических образов. Все это дает основание определить эйдос символической графики Коненкова как христианской космологии.
При всей условности это понятие отражает последовательность и систематичность представлений скульптора, мессианский характер его графики, проявившийся в стремлении указать человечеству «путь жизни», «путь спасения».
Космогонии Коненкова «дышат» проповедническим пафосом, несут отпечаток своеобразной проповеди. Каждый новый рисунок серии как бы сопрягается с предыдущим. Так возникает уникальная символическая «конструкция», в которой каждый символ вбирает в себя значение другого, одновременно оставаясь частью единого целого.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ