448 Штормовая мёртвая зыбь 3 Выход 28 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

448. Штормовая мёртвая зыбь. 3. Выход. 28 августа 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Вторник 28 августа 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом Атлантическом океане в морском районе "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap), ближе к острову Исландия. Данные метеостанции Рейкьявик (сев.) Исландия, географические координаты: 64.132,-21.933. В ночи понедельника 27 августа 1973 года скорость ветра достигла 10 м/с (36 км/ч), накрапывал дождик - 1 мм осадков. Средняя температура в ночи - плюс 4.9°C тепла. Волны усилились за счёт надвигавшегося с юго-запада циклона, но по мере приближения к Исландии погода улучшалась. Во вторник 28 августа 1973 года дневная температура: мин.: 11.0°C тепла; средняя: плюс 11.3°C тепла; макс.: плюс 13.0°C тепла. Без осадков. На ветру, дующем со скоростью 7 м/с, температура воздуха плюс 6.4°C - зябко, сыро, простудно. Ветер умеренный (4 балла) и волнение тоже умеренное (4 балла). Волны удлинённые и на многих гребнях волн белые пенные барашки. Высота волн 1,0 - 1,5 м, длина - 15 м. Однако раскачивают и кренят корабль волны "мёртвой зыби" - длинные и относительно высокие, но гладкие и пологие океанские волны, порождённые далёким ураганом. В этот день солнце взошло над северо-восточным Атлантическим океаном в 05:58, а зашло в 20:58 (GMT+1).

Это третий снимок из серии кадров о штормовой мёртвой зыби Северной Атлантики 28 августа 1973 года. Когда вахтенный офицер на ходовом мостике или сам командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Е.П. Назаров умело маневрируют машинами, например, увеличивают ход корабля, то бывает что корпус корабля "проскакивает" пространство между двумя гребнями волн-валов океанской мёртвой зыби и тогда нос корабля, его форштевень пронзает гребни один за другим, как на этом снимке. При этом носовой бурун тоже "кипит" на баке, но гораздо меньше, а нос корабля "подскакивает" на волне, дважды взмывает ввысь.

Когда нос корабля встречается с двумя гребнями подряд, что сопротивление движению корпуса корабля в воде удваивается и БПК "Свирепый" почти останавливается. Двигаясь по инерции, естественно испытываешь перегрузку, невольно приседаешь и на этом фотоснимке отчётливо видно, как я невольно снимаю пусковую установку УРПК-4 "Метель" с "нижней точки": виден хорошо горизонт моря-океана, плоскость пусковой установки, кипящий бурун на палубе бака.

Морская воды, проникнув через якорные клюзы на бак , практически сметает, смывает всё, что там есть и только тяжёлые или крепко приваренные к палубе детали и элементы такелажа корабля сохраняются, сопротивляются бурлящим потокам воды. Там под слоем пенистых водоворотов находится тамбур в носовую вентиляционную и насосную камеры, вертикальный вход (люк) в отсеки агрегатов ГАС "Титан-2" и обычная тонкая алюминиевая дверь в ленкаюту: сначала в зал ленкаюты по правому борту с косой переборкой правой скулы носа корабля, в которой рядами располагаются банки (лавки) и в торце возвышение типа сцены и стол-рундук президиума со стульями за ним. Справа в зале ленкаюты ещё одна дверь с прилавком, за которым располагается моё рабочее место библиотекаря, художника и фотографа, а за ним - проходы и стеллажи корабельной библиотеки, сейфы, шкафы для материалов и далее (в глубине) с косыми переборками (стенами) левой скулы носа корабля - мои шхеры, тайные кладовые, уходящие в сотах шпангоутов до самого цепного ящика.

Близость цепных ящиков, в которых огромным "питоном" кольцами уложены длинные мощные и толстые якорные цепи, придают библиотеке и ленкаюте свойства близкие с свойствам кладовых-ледников - летом от них веет прохладой, а зимой или в холодных водах - могильным холодом... Я привык к соседству огромных и глубоких цепных ящиков и не обращал на них внимание, но моим гостям такое соседство казалось чем-то символичным и пагубным, особенно, когда начинали работать якорные шпили лебёдок или с грохотом отдавали якорь и якорная цепь устремлялась на волю.

Во время штормов или сильного волнения, как сейчас, цепные ящики даже со свёрнутыми якорными цепями всё равно гудели, резонировали, скрипели, издавали разнообразные звуки. Тоже самое было и от сварных швов внутренних конструкций корпуса корабля, станин и креплений машин и механизмов, трубопроводов и арматуры. Все эти звуки для меня были давно привычными, но всякий раз воздействовали на посетителей ленкаюты и библиотеки пугающе, потому что всем казалось, что корабль в носовой части стонет, говорит, плачет, страдает...

Я слышал в этих скрипах и звуках отголоски старинного парусного флота или мира пиратских страстей и впечатлений, но всё же когда скрип корпуса корабля совмещался с ударами жестоких волн или с прохождением гребней волн-валов океанской мёртвой зыби, то невольно причины и следствия (удары и скрипы) совмещались друг с другом и казалось, что постепенно корпус корабля разрушается под ударами стихии...

Вот и сейчас, дважды пронзив гребни высоких волн-валов океанской мёртвой зыби, корабль ощутимо остановился в своём движении, потом натужно опять набирал скорость и снова "клюнул" носом во впадину между валами-волнами и снова врезался в очередной гребень вала-волны. После этого кадра я начал "ловить" и фотографировать самые эффектные носовые буруны, веера откатной волны, вздымающиеся всё чаще и чаще от таранных ударов корабля в "торец" волн-валов океанской мёртвой зыби, к которым начали примешиваться хаотичные стихийные ветровые волны. Становилось опасно быть на открытой площадке крыши ходового мостика БПК "Свирепый"...

Фотоиллюстрация: 28.08.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). Третий снимок из серии кадров штормовой мёртвой зыби Северной Атлантики, которая встречала нас 28 августа 1973 года на пути к острову Исландия в точку встречи с судном снабжения танкером СМТ "Олекма". В этот раз нос корабля пронзил подряд два гребня валов-волн океанской мёртвой зыби и вскинулся вверх. На палубе бака кипит бурун, водоворотами несутся сильные потоки воды, сметая всё на своём пути. Высокие вертикальные гребни волноотвода защищают пусковую установку УРПК-4 "Метель" от потоков и брызг, направляют их по бокам за борт. Конструкция корпуса БПК "Свирепый" проекта 1135 отличалась наивысшей мореходностью и сопротивляемостью сильному волнению моря-океана. Такая конструкция были не только практичными, эффективными, но и красивыми - форштевень и угол носовой части корпуса корабля пр.1135 был стремительный, острый, мужественный, красивый. Я был уверен в нашем корабле и ни капельки не боялся, фотографируя в ярком солнечном свете яростную игру водной стихии и противоборство с ней нашего БПК "Свирепый".