Поэзия Ивана Наумова. Часть 2

Элла Лякишева
   
              Часть 2.
             «СУДЬБУ МЫ САМИ ВЫБИРАЕМ…» 

     «Для чего мы живём?» - кто из нас не задавал себе и окружающим этот извечный вопрос? Кто не задумывался о том, «что нас ждёт впереди»? По-своему, своеобразно эта тема звучит в стихотворении Ивана Наумова «Чтобы стать человеком»:

                Я бросаю снежок из вчерашнего дня
                В день грядущий, в холодную матовость неба...
                Что нас ждёт впереди? Что так гложет меня?
                Как решится проблема насущного хлеба?

                …Мы владыки Земли или только лишь гости?
               
           Ответы на эти вопросы уступают  место глубоким  раздумьям и новым вопросам:

Научившись ходить, все стремятся вперёд,
Из затонов глухих выбираясь на стрежень.
Совершенен ли наш человеческий род,
Оправдал ли природой заложенный стержень?    
 
     «Природой заложенный стержень» - точный, ёмкий  образ!
Глобальность проблемы подчёркивается осознанием, что и сама-то Земля «в необъятной Вселенной лишь маленький остров». Суровый голос автора («Лишь один человек без нужды убивает…») наполняет сердца читателей скорбью:

                Став царями природы, боимся жены,
                Кулаков, пересудов, вчерашнего снега…
                И признаться к стыду – мы немало должны
                Перенять от зверей…  чтобы стать человеком!

   Философски мудрое отношение к извечным проблемам человеческой цивилизации видим в строках:
                И, если время быстротечно
                Мне горло захлестнёт петлёй,
                Вселенский разум будет вечно
                Витать над грешною Землёй.
                Законы жизни непреложны
                Для разных наций и племён,
                А разногласия ничтожны
                На фоне вечности времён.   («Тебе – одной»)    

     На этом «фоне вечности» первое место в стихах  Ивана Наумова занимают проблемы нравственности. Поразительна искренность поэта:

                Знаю я свой шесток, не стремлюсь к незаслуженной славе
                И хочу, чтобы мне лишь позволили правду сказать:
                Если кто-то заденет, я тоже не стану лукавить   
                И, что сердце советует, выплесну прямо в глаза.
               
    Да, у него бойцовский характер:
                Нам жизнь нередко ставит мат,
                Но не приемлем мы покоя!  («Мы дети риска»)
                ***
Но если кто мою заденет честь,
Подсыпав в правду лживости отраву,
Останусь я таким, какой я  есть:
Несдержанным, колючим, своенравным.
                («Я имиджем своим не дорожу»)

      У Ивана Наумова  высокий нравственный ориентир:

            Достаток любою ценою не нужен:
            Претят мне довольные в сытости лица…
                («Уж лучше останусь я белой вороной»)

      Согласимся с автором, что бег жизни непредсказуем:

Непредсказуем жизни бег.
Порой идём по скрытым минам.
А жив на свете человек –
Но ведь не хлебом же единым!

    Эти строки обращены к другу, поэту Виктору Вовку.
В них – одна из важнейших аксиом общечеловеческой нравственности:
 
Я имиджем своим не дорожу,
Душа от гнёта комплексов не стонет,
За пазухою камня не держу:
Я перед вами весь как на ладони…

      Открытость миру и читателям – его кредо.  Он не скрывает ни своих достоинств, ни недостатков характера, иронически восклицая:

           Я не бледный нарцисс,
           А зловредный шиповник колючий,
           Не густой кипарис,
           А кустарник, зависший над кручей.
           Мне юлить не с руки:
           Испытайте – за мной не завянет,
           Лучше сразу в штыки,
           Чем показывать кукиш в кармане…
                («Моё реноме»)
 
    У него чувствительная душа честного человека и гражданина:

                Граница меж добром и злом
                Порой по сердцу пролегает…
                Нас жизнь нередко на излом
                Немилосердно проверяет. («У каждого своя дорога»)

     Лицемерие и фальшь – то, что никогда он не простит! Одно из программных стихотворений так и названо: «Я не прощаю фальши».

   Созвучно строкам Владимира Высоцкого звучит «Я не люблю», и смысл его не менее значим и весОм:

Я не люблю рвачей и карьеристов,
Готовых всё и всех продать за власть,
Входящих в сделку с совестью нечистой,
Чтоб поскорей свою насытить пасть.
Я был всегда врагом двойных стандартов,
Подходов для себя – и для других,
И тех, кто передёргивает карты,
И тех кто «передрать» способен стих.
И тех, кто заменяет дело словом,
И тех, кто служит бесу и рублю…
Всех больше не люблю себя, родного,
За то, что эти мерзости терплю.

       Мы видим: жёстко строг он, прежде всего, к самому себе. 
И снова вопросы, вопросы…

     Что же делать? Быть может, в сурковую нору залечь,
     Позабыв про достоинство, честь, и безропотно сдаться?
     Или выковать меч, отметая сомнения с плеч,
     И идти напролом, и. как прежде, скандалить и драться?
                («Я сейчас на распутье»)
      
  Эта борьба не всегда оканчивается победой… Бывают минуты сожаления или грусти:

Не жалей ты меня, не жалей,
Не воскреснет утраченный праздник:
Я в пустыне затерянный странник,
Я бегущий от стаи олень. («Не жалей ты меня, не жалей»)
 
   Но всегда главным  остаётся то, что по-человечески особенно мне дорого, – его ОПТИМИЗМ.         
               
         Птенец, привязанный к гнезду,
         Наверняка не станет птицей.
         Лишь тот осуществит мечту,
         Кто неудачи не боится.     («Мы – дети риска»)

                Он уверен, что никогда не стОит унывать до срока:

К нам рассвет ещё вернётся летний.
Пусть нас ждёт нелёгкая дорога,
Лишь бы не была она последней!  («А деревья умирают стоя»)

            Прошлое живёт в его сердце:

Пусть я живу сейчас другим,
Я помню имена и даты
Всего, что было дорогим,
Чему молились мы когда-то. («Рисуя тени белой краской»)

 Иногда оно приносит боль:

        Такое ощущенье счастья,
         Такие солнечные дни,
        Что кажется: весь мир во власти –
         Лишь только руку протяни!
Но лишь на сердце больше ранок
И от сомнений не уснуть:
Мы пропустили полустанок,
Где можно было всё вернуть… («Что нам приносят даты?»)

Но прошлое не довлеет, не подавляет, напротив –  заставляет думать:

       Когда вспоминаются годы прошедшие,
То мы им невольно оценку даём…
Кому-то казались они сумасшедшими,
Кому – как в безветренный день водоём.
Чего было больше? Плохого? Хорошего?
И жизнь ли была иль одна суета?
Но стоит ли нам отрекаться от прошлого,
Вновь с чистого жить начиная листа?     («Костёр на снегу»)

           Да, неумолимое время изменило «бренные тела», но ведь
«ДУШИ ОСТАЛИСЬ НЕТЛЕННЫМИ,
ПОСКОЛЬКУ НЕ МОГУТ СТАРЕТЬ НИКОГДА».

      Продолжение на  http://www.proza.ru/2019/03/06/841