У нас был свой Дыгало

Любовь Архипова-Уральцева
Алексей Васильевич Карпов до призыва в армию учился в Ростовском речном училище – хотел стать мотористом-рулевым. Но доучиться не довелось – призвали в армию. Произошло это как-то слишком быстро. 31 марта день рождения. Исполнилось 18 лет, а 18 апреля уже «труба позвала». Уволился же в июле 1988-го, когда шла подготовка к выводу войск из страны.

– В Ашхабаде полгода была у нас сержантская учебка. Гоняли как собак. Пески туркменские запомнились! Да, начало было трудным. Смотрели фильм «Девятая рота»? Так вот у нас был свой Дыгало. Мы наполняли вещмешок песком плюс бронежилет плюс каска – и вперёд! Выматывались так, что себя не чувствовали. Зато потом были благодарны командиру!
Из учебки Алексей вышел младшим сержантом, командиром отделения. В Афганистане служил под Кандагаром замкомвзвода. В подчинении тридцать человек! Все разные: узбеки, белорусы, казахи, парни из Мурманска. До сих пор хранится записная книжка с адресами. Теперь перезваниваются бывшие однополчане – планируют встречу в честь 30-летия вывода войск. Пусть всё получится!
Под Кандагаром у взвода был свой участок ответственности. Там наших войск не было, но солдаты охраняли отдельный военгородок.

– Никогда на месте не сидели. Устраивали засады на сопке. Очень часто «духи» ставили мины, и наши сапёры ходили их обезвреживать. Это была минная война: утром наши бойцы мины снимут, а «духи» ночью новые поставят. Ещё какую изобретательность проявляли! В темноте на прищепки поставят, пластилином сдавят, а потом пластилин при повышении температуры расплавится, прищепка – клац! – и сработала взрывчатка! Начиняли игрушки, ящики, даже авторучки. С ящиками-то наши ребята сразу чувствовали – что-то не то, там дров нет, ящики из-под боеприпасов всегда идут в печки, а тут вдруг лежит на дороге! Ясное дело, с «начинкой». А вот на авторучке парень попался – нажал и остался без пальца.

В июне 1988 года Алексей Васильевич прилетел в Ташкент.
– Едем с военного аэродрома на гражданский и видим: по улицам нарядные школьники ходят. Выпускной! Третьего июля я прибыл в Ростов, а пятого уже становился на учёт в Орловском военкомате.
Сегодня Алексей Васильевич вместе с женой ведёт домашнее хозяйство. Дочь подарила двух внучек, а сыну предстоит армейская служба. И так хочется, чтобы она не опалилась пламенем войны…