447 Штормовая мёртвая зыбь 2 Удар! 28 августа 197

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

447. Штормовая мёртвая зыбь. 2. Удар! 28 августа 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Вторник 28 августа 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом Атлантическом океане в морском районе "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap), ближе к острову Исландия. Данные метеостанции Рейкьявик (сев.) Исландия, географические координаты: 64.132,-21.933. В ночи понедельника 27 августа 1973 года скорость ветра достигла 10 м/с (36 км/ч), накрапывал дождик - 1 мм осадков. Средняя температура в ночи - плюс 4.9°C тепла. Волны усилились за счёт надвигавшегося с юго-запада циклона, но по мере приближения к Исландии погода улучшалась. Во вторник 28 августа 1973 года дневная температура: мин.: 11.0°C тепла; средняя: плюс 11.3°C тепла; макс.: плюс 13.0°C тепла. Без осадков. На ветру, дующем со скоростью 7 м/с, температура воздуха плюс 6.4°C - зябко, сыро, простудно. Ветер умеренный (4 балла) и волнение тоже умеренное (4 балла). Волны удлинённые и на многих гребнях волн белые пенные барашки. Высота волн 1,0 - 1,5 м, длина - 15 м. Однако раскачивают и кренят корабль волны "мёртвой зыби" - длинные и относительно высокие, но гладкие и пологие океанские волны, порождённые далёким ураганом. В этот день солнце взошло над северо-восточным Атлантическим океаном в 05:58, а зашло в 20:58 (GMT+1).

Это второй снимок из серии кадров о штормовой мёртвой зыби Северной Атлантики 28 августа 1973 года. Опытный вахтенный офицер сманеврировал ручками машинного телеграфа и попытался изменением скорости хода корабля смягчить удар в подножие очередного вала-волны. Отчасти это получилось, но нос корабля всё равно врезался в вершину гребня волны и крутые скулы носа БПК "Свирепый" врезались в толщу воды, отражая её пенный изумрудно-белый выплеск, больше похожий на мощный водопад, вверх и в стороны.

Носовой бурун был не просто мощным, он был бешено мощным, огромным, вскипающим, взрывным, - это был водяной взрыв, как взрыв бомбы или снаряда, только более объёмный, бездымный, но бурлящий, пенный, капельно-потоковый.

От мощного удара в скулы носа корабля БПК "Свирепый" как бы остановился на ходу, уткнулся в толщу вала-волны. Гребень волны взметнулся двумя крылами ввысь, пенная волна брызг поднялась в воздух и устремилась прямо на меня.

Я в этот момент, нарушая приказ командира корабля никому не выходить на верхнюю палубу, не только вышел наружу из ходового мостика, но и поднялся по вертикальному трапу на крышу ГКП (главного командного пункта). Удерживаясь за поручни штормовых трубных лееров, прикреплённых к наружной переборке (стене) центральной надстройки станций РЛС, я пробрался по мокрой палубе крыши ГКП к её переднему скату.

Подо мной сейчас был ходовой мостик, вахтенный офицер, командир корабля в своём командирском кресле и вахтенный рулевой. Они не знали и не слышали, что в этот момент я стою рядом с фермами обслуживания антенной станции РЛС ЗРК "Оса-М", цепляюсь за её трубные фермы и пытаюсь сфотографировать элементы нашего вхождения и падения на склоны и гребни валов-волн океанской мёртвой зыби.

От удара в гребень волны мои руки по инерции поднялись вверх вместе с фотоаппаратом и таким образом я сфотографировал пусковую установку УРПК-4 "Метель" и бак корабля с большей высоты, чем с уровня моих глаз, взгляда. Поэтому на снимке хорошо видно как вскипают мощные буруны-водовороты в якорных клюзах, как взмётываются вверх и в стороны крылья-волны носового буруна.

Это застывшее мгновение не даёт полноты тех ощущений дикого восторга, которые я тогда испытывал, фотографируя удар в гребень волны-вала океанской мёртвой зыби. Этот кадр один из десятков других, менее удачных, немного блёклых, снятых то раньше, чем надо, то позже, то в момент, когда солнце мгновенно пряталось за пеленой облаков и все краски окружающего мира тут же блёкли, становились тяжёлыми, серыми, стальными, свинцовыми...

Продолговатая серая балка в левой части снимка - это крутящаяся на оси антенна навигационной РЛС, которая безостановочно работала и я боялся, что всё время нахожусь под её излучающим воздействием. Моя задача была уловить совпадение нескольких элементов окружающей среды и мира: солнечного яркого освещения, пенного буруна и отсутствия в кадре этой мелькающей балки антенны РЛС. Кроме этого мне нужно было сохранить твёрдость позы и исключить тремор рук, которые могли повлиять на резкость снимка. Это было трудно сделать... Косой край горизонта уровня моря-океана показывает. что исключить полностью крен вместе с кораблём я не сумел...

Кроме всего прочего, я должен был вовремя спрятать на груди за отворотами бушлата кофр с фотоаппаратом: закрыть фотоаппарат в кофр и спрятать за пазуху, потому что этот белый пенный гребень на снимке превращался в воздухе и в полёте в облако из холодных и острых, как пули, капель морской воды, которые всякий раз накидывались на меня, окатывали с ног до головы, проникали во все щели одежды, стекали за воротник.

Это было очень весело... Особенно ещё и потому, что снимая фотоаппаратом, я вынужден был освобождать для съёмки обе руки и балансировать на крыше и удерживать равновесие только ногами...
 
Фотоиллюстрация: 28.08.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). Второй снимок из серии кадров штормовой мёртвой зыби Северной Атлантики, которая встречала нас 28 августа 1973 года на пути к острову Исландия в точку встречи с судном снабжения танкером СМТ "Олекма". На фото застывший удар носа корабля о гребень волны-вала, но на деле в реальности это было движение. Сначала останавливающий удар, от которого тебя подбрасывает вверх и толкает вперёд к обрезу крыши ходового мостика, а затем из этого белого пенного облака носового буруна на тебя устремляется огромный водопад холодных и острых, как пули, капель, пены и воды. Главное, спрятать вовремя фотоаппарат за пазухой бушлата, чтобы вода не попала внутрь. Это было главное...