446 Штормовая мёртвая зыбь 1 Гребень 28 августа 19

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

446. Штормовая мёртвая зыбь. В гребень. 28 августа 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Вторник 28 августа 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом Атлантическом океане в морском районе "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap), ближе к острову Исландия. Данные метеостанции Рейкьявик (сев.) Исландия, географические координаты: 64.132,-21.933. В ночи понедельника 27 августа 1973 года скорость ветра достигла 10 м/с (36 км/ч), накрапывал дождик - 1 мм осадков. Средняя температура в ночи - плюс 4.9°C тепла. Волны усилились за счёт надвигавшегося с юго-запада циклона, но по мере приближения к Исландии погода улучшалась. Во вторник 28 августа 1973 года дневная температура: мин.: 11.0°C тепла; средняя: плюс 11.3°C тепла; макс.: плюс 13.0°C тепла. Без осадков. На ветру, дующем со скоростью 7 м/с, температура воздуха плюс 6.4°C - зябко, сыро, простудно. Ветер умеренный (4 балла) и волнение тоже умеренное (4 балла). Волны удлинённые и на многих гребнях волн белые пенные барашки. Высота волн 1,0 - 1,5 м, длина - 15 м. Однако раскачивают и кренят корабль волны "мёртвой зыби" - длинные и относительно высокие, но гладкие и пологие океанские волны, порождённые далёким ураганом. В этот день солнце взошло над северо-восточным Атлантическим океаном в 05:58, а зашло в 20:58 (GMT+1).

Днём во вторник 28 августа 1973 года на подходе к острову Исландия на небе в разрывах плотных кучевых облаков выглянуло яркое, ярчайшее солнце. Немедленно море-океан вокруг из свинцово-серого превратился в разноцветный и прекрасный окружающий мир ветра, волн, облаков и солнечного света. Гребни волн окрасились ослепительно белыми пенными барашками. Толща волн начала просвечивать всеми мыслимыми и немыслимыми оттенками изумрудно лазурного цвета. Ветровая рябь на водной поверхности волн стала фактурной, объёмной, резной и все волны, особенно пенные гребни превратились в произведения стихийного искусства. Батюшка океан в окружении свиты ветровых волн был удивительно красив мощной огромной по масштабам и обширности красотой. Я немедленно сбегал за своим оперативным "разведчикским" фотоаппаратом "ФЭД-3" и начал пытаться сфотографировать окружающую красоту морской стихии.

Длинные пологие волны океанской "мёртвой зыби" постепенно превратились в неспешные "полусонные" океанские валы с высокими пенными гребнями. Если утром наш БПК "Свирепый" размеренно всходил на эти гребни, переваливался через них и ухал-падал, вернее, скользил по их склонам, то теперь, днём, мы начали врезаться форштевнем в подножья этих гороподобных гребней океанских волн-валов.

Далее новеллы будут очень короткими, краткими, чтобы прокомментировать серию фотоиллюстраций штормовой мёртвой зыби, которая встретилась нам на пути к острову Исландия, к точке встречи с нашим судном снабжения танкером СМТ "Олекма". Эти новеллы-комментарии нужны для того, чтобы мы ощутили и увидели, попытались понять и прочувствовать величие и красоту, беспощадность и равнодушие взволнованного батюшки Океана, который терпел наше присутствие в своей среде и своей мощью показывал нам, кто здесь Хозяин.

Вот солнце освещает плоскую поверхность пусковой установки нашего главного корабельного оружия - противолодочного ракетно-торпедного комплекса УРПК-4 "Метель". За ним виден высокий гребень волноотвода и гюйсшток на самом носу БПК "Свирепый". Там за волноотводом находится бак (носовая часть верхней палубы корабля) с брашпилями - якорными лебёдками, якорным хозяйством и и клюзами, в которых прячутся в походном положении наши многотонные разлапистые якоря.

Линия горизонта высоко, потому что в этот момент нос корабля устремлён вниз по склону волны-вала океанской мёртвой зыби и перед нами встаёт пологая стена очередного вала, в который вот-вот мы должны либо врезаться носом, либо взобраться на его передний склон и гребень. Это первый снимок из серии кадров о штормовой мёртвой зыби Северной Атлантики 28 августа 1973 года. 

Фотоиллюстрация: 28.08.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). Первый снимок из серии кадров штормовой мёртвой зыби Северной Атлантики, которая встречала нас 28 августа 1973 года на пути к острову Исландия в точку встречи с судном снабжения танкером СМТ "Олекма". Мёртвая зыбь была длинной и пологой, но шквалистый ветер уже поднимал пенные гребни валов, срывал пену с них и швырялся ею прямо в лицо. Не промахивался, озорник... Для тех, кто понимает: за кончиком гюйсштока можно увидеть гребень вала-волны, а за ним очередной провал и снова гребень океанской мёртвой зыби. Жаль, что нет кадра нашего корабля сбоку (в профиль), было бы видно, как располагается корпус БПК "Свирепый" либо на гребне вала-волны с обнажённой кормой и носом, либо во впадине между волнами-валами...