Где рождаются сказки

Игорь Ходаков
Впервые опубликовано на сайте: http://anhen.ru/skazki-deti-2/gde-rozhdayutsya-skazki
– Что такое сказка? – спрошу я читателей
– Вымысел, – ответит большинство. А кто-то вообще изречет по поводу сказки: – Ложь с намеком.
И будете не совсем правы. Почему? Вот об этом и хочу рассказать. Дело в том, что источником сказки является миф. А он, как писал мой любимый философ Алексей Федорович Лосев, есть абсолютная реальность. И, кажется, он же произнес: «Сказка является вымыслом для ее слушателей, но не для персонажей сказки».
Как понимать эти слова? Да так и понимайте. Клайва Льюиса вспомните – его «Хроники Нарнии». Вспомните, как удивился профессор тому, что дети были весьма поражены наличием в самом обычном платяном шкафу дверей в иной, сказочный, мир.
– И чему теперь только учат в школе? – с недоумением произнес он.
-оОо-
– И что? – спросите вы, – Получается, сказка – и не сказка вовсе, а самая настоящая реальность? Так, что ли?
Да как вам сказать. Я уже написал, что сказка, как, к слову, и былина, рождается из мифа. А миф, как мы уже выяснили, это самая настоящая реальность. И рожденные в древние времена мифы изначально никто ведь не сочинял. Нет! Их видели. И потом передавали из уст в уста, а уж после мудрецы их осмысливали и записывали.
А потом другие мудрецы (поменьше), а то и просто писатели, их обрабатывали. Так и рождались сказки. И именно потому, что они рождены мифом, именно поэтому они несут в себе некую глубинную связь с прошлым, дарят нам таинственную возможность соприкосновения с ним, если угодно – пробуждают подлинную историческую память.
Собственно, друзья, именно поэтому детям и надо рассказывать сказки. И тогда сама История будет соприкасаться с ними, они станут ощущать Родину, становясь ее патриотами в не меньшей – а то и в большей – степени, нежели на уроках истории.
– Хорошо, а примеров таких вот рождений сказок из мифов можно? Про Бабу Ягу, например? Каков изначальный миф о Яге?
-оОо-
Что ж, слушайте.
… В далекой и седой древности, на земле нашей, тогда еще покрытой дремучими лесами, прятавшими в своих недрах усеянные кувшинками озера, наши предки имели обычай хоронить умерших в специальных домиках – домовинах.
Представьте себе пни с кривыми, переплетающимися толстыми корнями, пробивающимися из-под земли. На этих-то пнях и ставили домики с покойниками. На что эти пни с корнями своими были похожи? Верно. На куриные ноги.
Двери в домовинах были обращены к лесу – ибо там, в лесной чаще, и находится иной мир. Почему в лесу? Потому что лес – это нечто таинственное. Даже сейчас. Для человека, умеющего Слушать. А тогда, в стародавние времена, тем более. В нем жили лешие и русалки, водяные и… и много кто еще. Собственно, перечисленные существа – и есть умершие люди, но задержавшиеся на границе миров. Почему? Тема отдельная, как-нибудь расскажу.
В старину же наши предки верили, что домовины эти могут летать. А еще верили в то, что покойники – они и не покойники вовсе в нашем, современном, понимании. А живые люди, только вот в ином измерении пребывающие. Оттого относились к ним со смесью страха и почтения.
Так вот, Баба Яга принадлежала сразу к двум мирам – мертвых и пока еще живых. Избушка ее стояла в центре лесной чащи, которая, как верили наши предки, являлась средоточием иного мира. А куриные ноги были не только похожи на помянутые уже пни. Изначально они назывались «курные» ноги. Почему так? Потому что столбы, на которые ставились домовины, окуривались дымом.
Сама Яга лежала в этой избушке, словно мертвая, она чуяла прибывшего покойника по духу (помните – «русским духом пахнет»). Подчеркиваю – именно по духу, а не по трупному запаху. Люди, пребывающие в ином мире, но оказавшиеся среди живых, чувствуют друг друга именно по духу, как чувствовал бессмертный шотландский горец Дункан Маклауд таких же, как он.
А живой человек, направляющийся в иной мир (бывает ведь необходимость) непременно встречает избушку Бабы Яги – костяной ноги. А какая же у нее еще может быть нога, как не костяная? Ведь мы-то теперь знаем, что Яга пребывает на границе миров, а скелет ассоциируется со смертью. Вот костяная нога и подчеркивает, что Баба Яга находится как бы в Пограничье.
Но возвращаемся к нашему герою, в мир иной направляющемуся, дабы принцессу, скажем, спасти заколдованную и в домовине, спящей, лежащую. И живой человек, чтобы попасть в мир иной, должен к миру этому приобщаться. Как? Существует два способа.
Первый: быть съеденным Ягой, второй – принять ее угощение, которое едят в ином мире. Помните, в осовремененной сказке старушка все стремится съесть главного героя. Это не из-за ее кровожадности, а потому что так положено, ведь иначе в мир иной и не попадешь.
Итак, съеденный Бабой Ягой или отобедавший с ней человек оказывается принадлежащим к обоим мирам и, соответственно, наделяется волшебными качествами, позволяющими одолевать различных чудовищ – скажем, змея трехголового.
-оОо-
– А змей-то откуда берется? – спросите вы. О-о, об этом – в следующий раз. Не ставим точку. Многоточие. Ведь это еще не конец…
Скрипят деревья в покрытой сумраком лесной чаще, медленно восходит на небе бледная луна, освещая клочья рваных туч, проносится по лесному и покрытому желтыми кувшинками лесному озеру рябь, разгоняющая круги на воде и вдруг…