Былинные земли. Свято место Свяда, часть 9

Василий Азоронок
                Белоруссия… — край, где чуть не на каждом шагу вы встречаете
                следы минувшего, в памятниках, сказаниях, песнях. (Адам
                Киркор. «Живописная Россия»).


ЧТО БЫЛО ПОТОМ

Скорее всего, точка зрения на «свяду» как владение Лукомских безоговорочна, и тогда можно с уверенностью констатировать, что реестр пожалований за XV век отразил первое письменное упоминание о старинном поселении.

Княжеский след Свяды проявился и позже, в последующих документах. «В 1558 году, - писал Носевич в книге «Память. Лепельский район», - домжерицкий урядник незаконно въехал в смежную Свядскую пущу и побил там зверей, из-за чего тогдашние владельцы Станислав Петкевич и княгиня Лукомская Щидуцкая судились с хозяином урядника – паном Тышкевичем».

Между княгиней Мариной, упомянутой в связи с приобретением Саковича, и княгиней Лукомской Щидуцкой – сто лет. Срок немалый, однако для наследственных отношений вполне нормальный. И поведение наследников – предотвратить прагматичное истребление природных богатств – вполне в духе Лукомских, выросших на этой земле. А урядник? Он – из панского, пришлого, сословия, представителей которого, очевидно, имели в виду грозновские наблюдатели спустя пять лет, в 1563 году. Также паны могли находиться тогда и в самой Свяде, о чем скажем ниже.

Высказывание о пуще делает свядский регион более загадочным и расширяет его пределы. Похоже, территория имения охватывала не только восточную, возвышенную, часть местности, но и примыкала к району озера Береща. Именно там, на одной из веретей, археологи раскопали по наводке нашего коллеги, выходца из деревни Веребки, Василия Хацкевича памятник раннего неолита. Найдены предметы, которым от четырех до шести тысяч лет. Предполагается, что в связи с изменением природных условий люди ушли оттуда. Близость Свяды делает ее наиболее вероятным местечком для дальнейшего проживания и зарождения нового уклада.

Болино, выделенное Станьке Саковичу временно – «до воли», не только оставалось у него до конца жизни, но было затем передано братьям, в 1465 году. После угасания Саковичей досталось Николаю Радзивиллу, женатому на дочери Богдана Саковича.

Недоумение вызывает заметка в Словнике. Там тоже речь о Богдане, но о другом. В 1626 году Лукомские продали часть Болино Богдану Соколинскому, который назван «писарем литовским». Парадокс в том, что среди литовских писарей такое лицо неизвестно.

Ошибка? Возможно. Вместе с тем это еще один повод, чтобы «копать дальше» - выявить, в конце концов, всю историю «боленских панов».

«Там очень запутано, и документов не хватает, - резюмирует Вячеслав Носевич. - Похоже, что Болино еще при жизни Богдана Саковича перешло в руки панов Скиндеров. Но, кроме них, были и другие владельцы (Свидерский, Гамшей)…

История Свяды тоже переплелась в дальнейшем с другими именами. Как и в случае с Болино, наследниками ее стали Друцкие-Соколинские. Кстати, продавая Свяду в XYIII веке, они упоминали Долгиново (сейчас агрогородок в Вилейском районе Минской области). А Долгиново знаменито тем, что славилось крупным  торговым центром на пересечении дорожных и водных путей. И тоже принадлежало Саковичам…

(Продолжение следует).

На снимке: современная "бронзовая" дама в Юрмале - на берегу Рижского залива, куда стекали свядицкие воды...
04.03/19