М Хюсси Христианское поведение у Беньяна и Бакстер

Инквизитор Эйзенхорн 2
ЦЕННОСТИ ХРИСТИАНСКОГО ПОВЕДЕНИЯ У БЕНЬЯНА И БАКСТЕРА
Морис Хюсси
https://www.biblicalstudies.org.uk/pdf/bq/14-2_075.pdf

Духовность XVII в. властвовала над обширной территорией, простирающейся далеко вглубь социальных обязательств и морали. Для разработки ее требований возникла целая библиотека работ, которые определили важность и характер святой жизни. Предложенная конструкция была в высшей степени практичной и стремилась к награде и в этой жизни, и в будущей, будучи при этом весьма постоянной в своих воззрениях. Эта сила убеждений имела большую ценность перед лицом смещения социальных регулятивов по сравнению с эпохой католического авторитаризма и оправдания делами.
От воцарения Тюдоров до эпохи Стюартов были широко распространены справочники по нравственному богословию, которые за это время остались почти без изменений. Так, Роберт Боньон еще в 1579 г. написал "путеводитель души" к Богу, Деве Марии и обществу святых на небесах (1), руководствуясь трудом брата монастыря Сиона Ричард Уитфорд, опубликовавшего в 1532 г. "Книгу для домовладельцев". Неспособность сохранившего полуязыческие взгляды Боньона двигаться в своем богословии вперед показывает общую неспособность уклониться от преобладающего влияния Рима в практических вопросах. Великий наследник этой традиции Джон Беньян был вынужден менять ее, когда писал свое "Христианское поведение" (1663).
Переходя к XVII в., мы вряд ли получим сюрприз, если убедимся, насколько тесно Беньян связан с Уильямом Перкинсом - апостолом практического богословия. "Христианское домостроительство" (1609) этого великого богослова вдохновило множество молодых служителей, в том числе не имевших кембриджской квалификации. Уровень сочинений Перкинса был непрост для Беньяна и его бедных коллег, но это не мешало усвоению его догматики, являвшейся наиболее удовлетворительным изложением кальвинизма в Англии. Как сказал Луис Райт, Беньян "был одним из проповедников, которые помогли более четко сформулировать чувства множества англичан, лишь смутно воспринимавших свои отношения с Богом и со своими собратьями" (2). Проповедник был занят главным образом духовной жизнью народа. Он мог говорить о социальных обязанностях лишь в связи с ней и не мог останавливаться на чем-то, не имеющем к ней отношения. Если возникали трудности, такой человек, как Перкинс, был хорошо оснащен богословскими примерами, применимыми к каждому человеку, и в своих советах он утверждал смысл мирной жизни тюдоровских пуритан, которые должны были прилежным трудом исполнять свою часть предопределенного Богом замысла. Эти понятия в глазах пуритан существовали с древности, и Перкинс и еще несколько человек стали обладателями авторитета, который католицизм приписывал всей традиции.
Вклад Беньяна в этот жанр кажется действительно скудным после Перкинса, Уильяма Гоуджа и Ричарда Бакстера. Руководство Гоуджа объемом в 700 страниц под названием "Обязанности домостроительства" (1622) является наиболее комплексным (3). Труд Бакстера делится на две части. Первая из них, "Христианское руководство" (1673) - это полноценная средневековая сумма казуистики; ее продолжение - "Книга для семьи бедняка" (1674), задуманная как модернизация подобных руководств для простого человека, написана более простым языком, и эта простота по сути погубила книгу. Бакстер всегда был кропотливым автором, и в интересах ясности он занял работой над своей задачей так много места, что в итоге книга оказалась слишком велика для продажи по низкой цене. Поэтому он умолял богатых покупать экземпляры для бедных, чтобы его труд не был потрачен впустую. Эти и многие другие писатели вновь показали, что могут дать пастырские советы народу не в вопросах богословия, а в повседневных делах, которые будоражили жизнь и общество эпохи (4)
Простой катехизис Беньяна - это наставление для людей без образования в легком диалоге, касающемся оснований веры, своего рода подготовительный курс для христианина, разработанный почти в светской литературной манере. Можно было оспаривать целесообразность применения таких общих принципов в катехизисе: должен ли столь всеохватный тон практиковаться на этой начальной стадии? Однако здесь нас больше волнуют письмо и основные задачи Беньяна. Его  наиболее примечательные вопросы касаются фатальной прокрастинации и духовной лени или, выражаясь в терминах его аллегории, склонности оставаться в Городе Разрушения. "Вопрос: Но если я буду заниматься играми и спортом  несколько дольше, останется ли у меня достаточно времени? Ответ. Я не могу обещать тебе этого, потому что в церкви есть маленькие могилы, и кто знает, не будет ли твоя юная жизнь столь же коротка?" (5). Весь катехизис вырастает из этой ноты, и по существу это начало христианского диалога с Надеждой, которая представляет духовную вершину "Путешествия пилигрима". "Вопрос: Пожалуйста, скажи мне теперь, каким образом приходит вера. Ответ: Она приходит через трудности... ощущение недостойности, вины в совести, сопротивление природного ума, его неверия и аргументов, выкованных в аду и внушенных дьяволом сердцу, которое противится Богу. Вопрос: Как вера приходит постепенно? Ответ.  На первых порах она, как зерно горчичное, мала и слаба" (6).
Христианское поведение как таковое состоит из дел веры. Его социальный компас - патриархальное общество, управляемое христианином-домохозяином, который смотрит на свою семью и слуг как на микрокосм внутри мироздания, сообщество, которое рассматривается как малая Церковь (7). Беньян рассматривает социальные барьеры без восторга и склоняется к демократической идеологии.  Он являет неизменное доверие к Церкви и к добрым зажиточным людям, и атакует тех, чьи богатства превышают их способность творить добро. Неравенство как таковое для него должно быть замечено, но оправдано; это повод не для обиды, но для принятия как должное, с молитвой о том, чтобы другие не злоупотребляли своими привилегиями. Вопреки этому средневековое уравнительное отношение к богатству было вполне приемлемо для низших классов времен Беньяна (8). Обязанности хозяина дома стоят на первом месте в мировоззрении писателя. Он учил о святости его призвания в мире и указывал на ограничения этого призвания. Перкинс с его более широким словесным запасом и философским опытом защищает семью так: "Двое, а не трое и не четверо, будут одной плотью. Поэтому отцы, у которых было много жен и наложниц, следовали обычаю и согрешили, хотя и по неведению, и это нельзя оправдывать" (9).
В подходе всех книг XVII в. о христианском поведении ощущается давление перемен, в том числе и в подходе к таким вещам, как супружество.  Изначальный подход к браку начал включать в себя сердце, и там, где раньше пары просто подбирали, стали учитывать их чувства. Проповедники эпохи Реставрации могли позволить себе более широкие взгляды, чем их предшественники; так, Бакстер считал, что необходимо оставаться в браке с нечестивыми партнерами, и это была отчетливо новая адаптация апостольского учения. Церковь также сохраняла за своими членвми право участвовать в выборе жены или мужа и распоряжаться своей личной жизнью. Она стремилась вместе с тем регулировать супружеские чувства и выступала против того, что представлялось лишь узаконенной похотью и блудом. Бакстер и Перкинс имели богатые наблюдения, с высоты которых могли считать женский ум ограниченным. Для многих браков было необходимо постоянное руководство служителя. Пуританский  проповедник имел только свою кафедру: там он должен был порой заниматься весьма деликатными личными вопросами.  На этом фоне наставления Беньяна выглядели простыми, но глубокими. Известно, как он относился к своим детям; в печати он свидетельствует об этом, препятствуя чрезмерному использованию телесных наказаний и предположительно символизируя в своей аллегории долг христианского отцовства. Во всех своих произведениях он возвышает большую семью, надеясь таким образом опровергнуть католический и квакерский аскетизм.
При всей своей заботе о благополучии детей Беньян опускает почти все упоминания о школе. И он не предлагает объяснение этого поразительного упущения, которое тем более странно, поскольку нонконформисты всегда высоко ставили образование служителей. Джон Дьюри, проповедник, который был в контакте с Гартлибом и Коменским, в результате дискуссий с ними предложил планы профессиональной практики в школе. В "Реформированной школе" (1640) он защищал обучение торговле, сельскому хозяйству и канцелярской службе в воспитании молодежи. Это была не просто техническая подготовка: программа обучения была сформирована с большой тщательностью и оставляла достаточно времени для молитвы и религиозных упражнений (10). Движение за реформированное образование достигло свой кульминации в практике диссентерских академий, которые отличались от университетов по набору преподаваемых дисциплин (11).
В семьях зажиточных пуритан слуги рассматривались как своего рода служители. Их статус делает их зависимыми от доброй воли хозяин, и первая забота заключается в том, чтобы с ними хорошо обращались и никогда не оставляли в жажде и голоде и телесном, и духовном. Беньян опасался, что благочестивые люди не всегда заботятся о вполне земных вещах не только для себя, но и для других (хотя он не предлагал этому примеров, скажем, в "Бэдмене").  С другой стороны, он хорошо знал о поведении слуг и  единственный из трех наших авторов  выражает свой протест против их привычки обманывать хозяев. Также из его работ читатель может представить себе проповедников, которые противостояли практике пренебрежительного отношения к слугам, в отличие от высмеивавших их романов XVIII века (12). Бакстер стремился видеть в слуге прежде всего душу, которую надо защищать от таверн, пьянства и остального клубка грехов, вытекающих из пьянства.
Члены семьи имеют свои места под руководством отца. Богословов часто спрашивали, должен ли глава семьи вмешиваться во все споры; Беньян считал, что он должен уступать жене в делах хозяйства. Казуистическое богословие прошло здесь долгий путь (13).  Должна ли жена обладать правом в отношении общей собственности? Ответ утвердительный только в том случае, если можно доказать, что она пытается совершать благотворительные дела, которым муж не может помочь. Из некоторого недоверия Беньяна к женскому уму следовали логичные выводы. Он не допускал оставления семьи женой: с плохим мужем она вправе обращаться строго, но она должна оставаться верной. Миссис Бэдмен, связанная с нечестивым мужем - одна из тех христианок, что не имеют выхода до его смерти. В XVII веке не было суфражисток, оспаривавших наставления апостолов, хотя развод обсуждался в ученых кругах. Перкинс в своем "Домостроительстве" дал выражение этих споров. Его положения включали развод в случае супружеской неверности, оставления семьи или "злонамеренной торговли", и Мильтон открыл заново этот предмет, который Беньян вообше не считал нужным обсуждать.
Социальное мышление Беньяна к 1663 г. уже проникло дальше, но в его работах мы не всегда увидим эти взгляды. Они могли бы найти признание в контексте "Путешествия пилигрима" и "Бэдмена", где его практическое богословие почти свободно от теоретических оков. Добродетель Беньяна как писателя заключается скорее в создании персонажей и символов, чем в предложении понятий. Можно не сомневаться, что он знал, что английские путеводители души на смом деле были советами для преуспевших, ибо в своей святой жизни и видении красоты христианства он убедился, как трудно следовать его стандартам. Он объясняет это в конце "Христианского поведения", указывая, что такое христианское братство и добрососедство. После этого он добавляет ряд грехов, препятствующих упорядоченной общественной жизни: жадность, гордыня и прелюбодеяние, признаки ложной веры и отступничества. Он показывает также, что возвышение человека отвергает "Божий путь избавления творения" и навлекает наказания, предназначенные для тех, кто пререкает Божие провидение: "Я заметил, что иногда Бог оставляет души в их отступничестве, как было с женой Лота, когда она оглянулась, чтобы посмотреть на гибнущий Содом: пример, на который каждый должен смотреть с удивлением" (14). 
Такая вера в Божье провидение была необходима пуританину. Многие писатели заверяли, что всех, кто слишком следует миру сему, ждет суд и катастрофа в вечности (15). Богатые и зажиточные, в частности, должны особенно оберегать свои души от порабощения мирским.  Большие поместья зависели от дружеских отношений с арендаторами и остальным селом, но там, где все внимание уделялось роскоши и развлечениям, забывалось о главном. "У них столько прекрасных одежд и украшений, наряженных комнат, слуг, что посещают их, посаженных цветов, мест для удовольствий и посетителей, которые развлекают их, что они проводят среди этого  дни и годы, и жизнь уходит прежде, чем они узнают, для чего живут" (18). Общим местом было то, что бедным повезло, если у них меньше мирских искушений, хотя бедность сама по себе не оправдает их. Как и Беньян, остановившийся на жене Лота, Бакстер писал: "Подумайте об этих вещах, подумайте о них хотя бы раз в день... Небеса и ад - это не шутки. Это спасение или проклятие" (17).
 В столь откровенных выражениях Бакстер и Беньян разбираются с искушениями мира и предостерегают своих читателей, говоря о добродетели христианского поведения. В этот момент Бакстер обращается к христианским политикам, на что Беньян не решился. Некоторые из его кратких заявлений об антихристе (18) были выпущены нонконформистской оппозицией уже в георгианскую эпоху. Политические заявления в работах Беньяна редки; когда мы их все же находим, они смягчаются апелляцией к милости Божьего провидения. Когда он упоминает о социальной несправедливости в Англии, он часто берет сатирические ноты, но при этом вовсе не исходит из духа республиканства или стремления к Миллениуму, как некоторые заверяют нас. "Мы видели многое в дни папского заговора и уже начинали бояться, как бы наших детей не стали резать у нас на глазах... Но мы обнаружили, что у нас есть милостивый король, храбрый парламент, достойные мэры, честные шерифы и достойные законо, но, что хуже, положились  на них, вопреки увещеванию, что Израиль должен уповать только на Господа" (19).
Д-р Шенк указывает: "Добавьте к этому, что  самыми радикальными социальными критиками в английской мысли были диггеры и Уинстэнли, а вовсе не Беньян" (20).  Природа и Божьи дары ее плодов, согласно Беньяну и мирной традиции тюдоровских пуритан, никогда не дают права на бунт. Беньян был почти реакционером по сравнению с диггерами Суррея на холме св. Георгия, которые на более отстраненный взгляд Элиота "наделали столько ошибок, что это навсегда разделило их". Шенк делает вывод,   что начинания Уинстенли и других республиканских лидеров больше напоминают лоллардов и гуситов, чем пуритан; мы склонны с этим согласиться. Читая историю революции в перспективе средневековой, а не современной, Шенк предрешает преимущество работы с диалектикой в исторической мысли. Он способен тем охотнее разоблачать современные фальсификации, чем больше приводит толкования и цитаты оригинальных документов, чтобы отбросить взгляд тех из наших современников, что были обмануты собственным энтузиазмом. Те, кто истолковали историю как серию революционных циклов от 1789 к 1917 году, должны бы спросить, какие мотивы привели к любому из этих революционных прецедентов и что роднит их с чосеровскими антиклерикалами  XIV века и другими аграрными реформаторами вроде диггеров. Беньян, Бакстер, Джордж Фокс и многие другие готовы были объединиться в борьбе, которая в итоге разделила их  с удвоенной силой. Лишь те, кто присваивают своему сообществу монополию на критический анализ истории, могут требовать от своих приверженцев по максимуму и добиться от них оправдания.
Концепция христианского братства Беньяна искала, как вернуть блудных детей любящему Отцу. Отец Бэдмена был удобным прототипом в его творчестве. Он не имел намерения отвергать индивидуальность в пользу стереотипа. Все люди должны быть братьями, но это не исключает их различных положений в политическом теле, которое требует разных даров. Те служители, что предлагают теорию равенства (22), стремятся ответить на моральные вопросы и создать идеал. Их практический смысл подсказывал им, что греховные проявления личности не могут быть просто удалены; у них была техника порицания для удовлетворения в чрезвычайных ситуациях, но их книги о христианском поведении были применимы только к избранным. Все эти руководства поощряли домохозяев создавать под своей крышей семью как малую церковь, угодную Богу.  Их совет не был новым, ибо это традиция, которая простирается от средневековых сумм до Бакстера и Беньяна.
Когда мы изучаем "Христианское руководство" или другие моральные трактаты, мы видим модели социального поведения в эпоху Реставрации. Надо помнить, что своей формой они обязаны не только Уильяму Перкинсу и его "Домостроительству", но прежде всего лоллардам и даже Уиклифу, а также Фоме Аквинату, чья форма нашла наиболее удовлетворительный литературный аналог в описании Данте в "Раю". Учение Беньяна о братстве и общине зависит от традиций, которые могли бы примирить Церковь Англии с лоллардами и гуситами. Поэтому, хотя его кальвинизм заставил его порвать со многими слабыми братьями (? - Пер.), Беньян исследовал разные поместья и призвания и радовался, когда они соответствуют его понятию о братстве и добрососедстве и помогают шаг за шагом идти к Богу. Он завершает теоретический спор о христианском поведении великолепной аналогией с садовыми цветами: "Христиане похожи на дивный сад, который орошается небесной росой, и деревья, сотрясаемые ветром, изливают ее на корни друг друга, благодаря чему они питаются и растут вместе. Спасительный замысел Бога в том, чтобы поместить нас в такие отношения друг с другом" (23).
Все это, возможно, объяснит, почему Беньян снабдил Христианина компаньонами в его странствии через мир. Этические положения его работ оживают наиболее характерно и драматично в "Пилигриме" и "Бэдмене" - "Нечестивце". В последнем наиболее сильно характеризуется его отношение к негативным явлениям и страстям жизни - лжи, сквернословию, пьянству, похоти; в то же время здесь есть и положительный пример обязанностей родителей и благодарности им, этика справедливой цены и банкротства. Эти и некоторые другие черты вскрывают сложность оценки Беньяна. В своих аллегориях он не только поставил теории на твердое основание, но, трактуя их "с точки зрения вечности", снискал справедливое уважение и у последующих читателей.  Воспринимая его символы, мы никогда не должны терять из виду мелкие детали, ибо только так мы увидим за простым языком Беньяна темы прозрачной, универсальной важности, значимые и для исследователя литературы, и для христианина-нонконформиста.

I John Brown, Jolm BlIHytSJI, p. 2.
2 Louis B. Wright, "William Perkins," Huntington Library Quarterly, (Vot iv., 196.)
3 Cl. C. L. Powell, English Domestic Relations, 1487-1653 (New York)1917, esp. App.D. for an analysis of the scope of Gouge's book.
4  Цитаты из Бакстера R. H. Tawney, Religion and the Rise of Capitalism.Избранные труды
этого интересного историка и экономиста выпустила Жаннетта Тауни в 1925 г. 
5 Bunyan, Works, (ed. George Offor) ii. 680.
6 Ibid. H. 685.
7 Cр.: "Церковь превыше всего, как леди превыше слуг, королева превыше управляющих дворца, а жена превыше подчиненных мужа" (Solomon's Temple Spirituolised, Works iii, 473.
8 Cр. Wilhelm Schenk, Concern for Social Justice in the Puritan Revolution. L.,1948.,"Цeнтральной традицией в христианстве всегда было принятие естественного неравенства людей вместе со стремлением преобразить все их отношения в христианском духе". Я должен буду всерьез оспорить эту книгу. 
9 William Perkins, Christian Oeconomie, in Works, III (1613) p. 670.
10 Видимо, никого из этих авторов не сопоставляли с запретом на аборты и контрацепцию в "Кентерберийских рассказах".
11 Cр.. R B. Schlatter, Social Ideas of Religious Leaders, 1660-1688,pp. 31-59 о ряде образовательных теорий, и Irenе Parkеr,Dissenting Acadamies of England к обзору этих учреждений, типичным продуктом которых был Даниэль Дефо. .
12 Cр. Dorothy Marshall  Domestic Servants of the 18th Century" in Economica, April, 1929.
13 Cp. Edward Dering, Godll Private Prayers советует людям никогда не обсуждать эти дела сженами. Многие примеры женских документов собраны в  Huntington Library вместе с рассуждениями о "мудрых и глупых женах"  (L. B. Wright, Middle Class Culture in Elizabethan EflgJand, p. 246n.)
14 Works, ii, p. 574.
15 Cр. роль руководств для совести перед Великой чумой и списков смертности в XVIII в. ( Trans. Bapt. Hist. Soc. v, pp. 121-2.)
16 Christian Directory, p. 632.
17 Poor Man's Family BoO"1 p. 266.
18 John Martin, ed., Political Sentif'Mf!ts of Jolm Bunyan (1798).
19 Israel's Hope Enco"f'agetl, Works t, p. 585.
20 Cр. комментарии Шенка на работу Пятигорского Lefl-Wing Democracy in the' English Civil War и издание Уинстэнли Гамильтоном с введением Кристофера Хилла.
21 Шенк подчеркивает важность аграрных мотивов в движении Уинстэнли. Cр. R. C. Latham, "English Revolutionary Thought,1640-1660," History, March, 1945.
22 Cр. I. Grubb, Quakerism and Indwstry before 1800 (Chap. v.), который показывает, как эгалитаризм квакеров выразился в их простой одежде и запрете на всякую роскошь и излишества в братстве. 
23 Works ii, 570. Cр. также Henri Talon. John Bunyan, L'HOffIme et UOeuvre. (Paris, 1948), pp. 35l-l.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn