19. На чём стоять, чтобы стоять прямо

Псалмы - это послания. От кого, откуда - не имеет определяющего значения. Значение имеет принимающий послания, то есть - ты. Если ты их принимаешь, они - к тебе и для тебя.

Послание 19.

"Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева."

В синодальном переводе этот псалом является молитвой. В переводе Теилим – твёрдым основанием веры и упования: «Ответит тебе Господь в день бедствия, укрепит тебя имя Бога Иакова».
Не берусь утверждать, как правильнее. Оба варианта несомненно духовно наполнены.

Имя Бога указывает на Его Сущность, и постижение Его происходит по имени Его.
Не пытавшимся вникать в духовные смыслы образов праотцов Авраама, Исаака и Иакова, будет непонятно, почему здесь звучит «имя Бога Иакова». Иаков полагался на Творца, и все пути его были ради Него. Иаков получил благословение и обетование «врагов его примирит с ним».
В Мишне (устной Торе, то есть Пятикнижии) Иаков называется «столп Торы» как получивший истину. Потому он и определяет, и исполняет всё исправление. Именно он обеспечивает достижение необходимого, нужного состояния в итоге процесса исправления и развития всего творения.

"Да пошлёт тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя."

А в переводе Теилим: «Он пошлёт тебе помощь из святилища и с Сиона поддержит тебя».
Здесь упоминание о том, откуда придёт помощь. Святилище и Сион – символы «места», в котором обитает Бог.

Но какая это может быть помощь? Бог есть дух; Бог есть слово, Бог есть свет, Бог есть любовь. Это Его основные свойства. И помощь может исходить из этих свойств, и направляться тому, кем они востребованы.
Сила с Сиона – это духовная сила, сила души, сила во внутреннем человеке и то, чего мы больше всего должны желать для себя и других.

"Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твоё да соделает тучным."

И этот синодальный перевод не соответствует Теилим, дающим перевод уже в форме утверждения. Утвеждения верой.
Сравним: «Он вспомнит все приношения твои и всесожжение твоё превратит в пепел. Сэла!».
Превращение жертвы в пепел означает благоволение, а пеплу принесённых в жертву животных приписывалась очищающая сила.
Употребление жира или тука строго воспрещалось, «Весь тук Господу» – написано в книге Левит. Смыслом этого запрещения было именно, что лучшая часть каждого дара, посылаемого Богом, прежде должна быть посвящаема Ему. Получение ради отдачи Господу, вытесняя из души стремление к получению для себя, наполняет душу приятным Творцу действием, и это исправляет наши свойства.
Поэтому и употребляется пепел и тук для обозначения отрадных духовных благословений, когда Господь принимает наши духовные жертвы.
«Сэла» – это подтверждение слова как высшей правды.

"Да даст тебе по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит."

Господь даёт человеку по сердцу его – значит, по мере соответствия его свойств тем, которые заповеданы Богом, и которые Он исправляет через воздействия на человека.
И исполняет Он только намерения к отдаче и любви, потому что таковые наиболее близки свойствам духовного мира.

Об этом можно молиться, но и молиться – в вере, уже как бы зная, что даст и исполнит – предвосхищая.
Тот, кто живет так, как того желает Бог, может быть уверен, что Господь исполнит его намерения, к Нему обращённые.

"Мы возрадуемся о спасении твоём и во имя Бога нашего поднимем знамя. Да исполнит Господь все прошения твои."

Здесь появляются «мы», которые радуются чьему-то спасению.
И в переводе Теилим так же закладывается не смысл моления, а смысл утверждения:
«Ликовать будем при спасении твоём и во имя Бога нашего поднимем знамя. Исполнит Господь все пожелания твои».

В толкованиях этого стиха тоже существуют разногласия. Произносятся эти слова кем – народом, или священниками, которые молились о Давиде?
Говорится о том, что Бог возбудил сердца потомков Иакова молиться о царе, или так Давид предвосхищает, что народ выбирает его путь – путь с Господом и к Господу?

Но если смотреть дальше, то эти строки соотнесутся с пророчеством относительно Христа, в Котором будет получен щедрый ответ: Он совершит дело искупления и спасения. И нет сомнений в том, что Христос в Отце, и Отец в Нём, всегда слышит Его желания как Свои, ведь на Нём Всевышнее благоволение.

"Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей."

Когда Бог изливает на людей дух молитвы, это и есть уже Его ответ с благословлением. Если Господь видит ищущих Его, то мы находим Его; если Он побуждает нас уповать на Его благое слово, то скоро Он утвердит его.

"Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся:
они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо."

Живущие без Бога в душе, без действия духа, полагаются на свои колесницы и коней.
Познать имя Господа и им хвалиться означает в духе получить те знания, которые Он дал, и использовать слово Его. И именно это поднимает, и ставит прямо. Стоять прямо – значит быть устремлённым к Творцу, иметь непоколебимое упование на Него.

"Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе."

Здесь звучит, что, обретя мир в душе, народ снова просит Господа спасти царя, чтобы Он сделал его благословением для них, ответив на мольбы об освобождении.
А если рассмотреть другой перевод: «Царь ответит нам в день, когда воззовём мы», то уже без обиняков выходим на очередное призывание Мессии, Царя царей, через Которого Бог даст спасение.


Рецензии