Черепанов Николай Иосифович

Алифтина Павловна Попова
  Николай Иосифович Черепанов – Заслуженный учитель РСФСР.  Он родился в селе Быстрый Исток  24 декабря 1920 года, на Алтае. В одном из рассказов я уже  написала об его отце. Его мама, Степанида Семёновна, вела домашнее хозяйство, занималась воспитанием детей. В Быстром Истоке прошли его детские и школьные годы. Выделялся мальчик среди своих сверстников своими умственными и музыкальными способностями.  После окончания средней школы учился в Горном институте,  в городе Томске. С началом Великой Отечественной войны учёба была прервана, так как  был отправлен на фронт, но до фронта не успел доехать. Из рассказа родных я поняла, что в Быстроистокском военкомате на  Западный фронт его отправили  с больной ногой. Когда везли вместе с другими солдатами,  в вагоне поезда нога опухла. Врачи определили начало гангрены, отправили в госпиталь, а потом после лечения Николая Иосифовича комиссовали.

  Он вернулся к родителям, которые жили в посёлке  Акутиха. Здесь он начал  свою трудовую деятельность в  Акутихинской средней школе, учил детей математике, продолжил заочную учёбу, но уже в педагогическом институте. В трудные военные годы, учителя заготавливали в лесу дрова, чтобы топить печи для обогрева деревянного двухэтажного здания школы.  Им помогали старшеклассники, но дров не хватало на зимние месяца. Он вспоминал эти годы так: –  Я признаюсь Вам, как мы работали в годы грозной войны. Учили детей полуголодных, в холодных школах.  Нам пришлось с детьми работать в поле до белых мух, пилить дрова и мёрзнуть в школе, изведать горечи разлук, порой склоняясь над похоронкой  – детишкам слёзы вытирать и тёмной ночью, при тусклом свете, на завтра планы составлять.

Мы жили бедно, жили просто, трудились долгие года, чтоб на щеке слезы сиротской, не видеть горького следа. 29 лет я работал в Акутихинской средней школе. Как мы работали, время оценит. А работали мы от души. Находились в школе больше времени, чем дома. Наши дети Людмила и Владимир росли и воспитывались в школе, так как моя жена, Ирина Владимировна,  вела уроки химии. Ни одного Нового года  не встретил я с семьёй дома. 31 декабря мы с женой и с нашими детьми были все эти годы в школе,  всякий раз встречали вместе с учащимися Новый год. 

Н. И. Черепанов всю свою жизнь посвятил школе. Он вкладывал в своих учеников всю душу, был прекрасным математиком, отлично владел методикой преподавания, был сдержан, тактичен, требователен к себе. Долгие годы руководил коллективом учителей Акутихинской средней школы. Впервые   увидела Николая Иосифовича, когда я училась в пятом классе Акутихинской семилетней школы. Как-то объявили ученикам  собраться после уроков  в одном из классов. Там должна была состояться репетиция, так как страна  готовились к ноябрьскому празднику. Ученики готовили концертную программу и должны были разучивать  революционные песни.  В этой школе я была новой ученицей, так как мы приехали из села Тунгусово Томской области. Уроки пения в школе обычно заменяли другими предметами, поэтому пения вообще не было в Тунгусовской начальной школе. Петь я не умела. После уроков я направилась домой, но у выхода учительница направила меня на репетицию.

Когда зашла в класс, дети были уже построены в две шеренги. Я тоже нашла себе место. На доске были записаны слова песни. Эту песню мы должны были петь хором. Хоровое пение, конечно же, я  тоже ещё не слышала. Время было послевоенное. Какие там песни, когда почти в каждой семье было горе. Многих детей воспитывали в семьях мамы, так как отцы погибли на фронте в Великую Отечественную войну.

В классе находился молодой учитель из средней школы. Это был Николай Иосифович. Мы начали разучивать песню. Он пропел первый куплет, затем все пропели его вместе с учителем. В общем хоре я свой голос не услышала и удивилась. Ведь пела, а не было слышно меня. После того как второй куплет учитель пропел, все старательно ему подражали, а я громче всех затянула да не в ту сторону, чтобы всем слышно было меня.  Николай Иосифович сразу определил «талантливую» певицу и подошёл ко мне.

 – Как твоя фамилия, девочка? – спросил он ласковым голосом.
 – Иванова, – ответила я, довольная тем, что учитель заметил меня сразу.  – Иванова, иди отсюда! И чтоб больше я тебя здесь не видел! – крикнул он мне вслед. Вспоминаю нашу первую встречу всегда с улыбкой. Да, вот такая была у нас первая наша встреча. Он-то, конечно, забыл эту репетицию. А меня она нет-нет да веселит. Но и с ним я больше не встречалась, так как он приходил из другой школы.

  С восьмого класса я училась  в Акутихинской средней школе. Николай Иосифович был здесь заведующим по учебной части и учителем математики в старших классах. Он был моим учителем в девятом и десятом, а на его уроках я не блистала своими знаниями. В характеристике за девятый класс он написал мне – «…с трудом усваивает предметы математического цикла».  Алгебру я  не любила. А в десятом классе на устном экзамене по математике  получила оценку «отлично». Пятёрку получила, наверное, потому что легкий билет вытянула, – думаю я.

 Ирина Владимировна – жена Николая Иосифовича учила меня химии. Она была у нас классным руководителем в десятом классе Акутихинской средней школы. Иногда рассказывала о себе, об учёбе в институте, о дружбе в молодые годы с нашим учителем физкультуры, Львом Алексеевичем Чистовым. Но Николай Иосифович оказался проворнее. Пока физрук служил в армии, он посватался и взял в жёны Ирину Владимировну. Лев Алексеевич потом тоже женился. И они дружили семьями.

  Вспоминаю, как однажды нашему десятому классу поручили приготовить общешкольное мероприятие – химический бал. Начали подготовку: выбрали королеву бала, составили программу вечера.  Ирина Владимировна написала сценарий и пригласила на химический бал два десятых класса из соседнего села, из Соколова.  Королева бала узнала, что будут гости, отказалась быть ведущей на балу. Другие одноклассницы тоже не захотели браться за это дело. Ирина Владимировна уговаривала девочек, а они – все в отказ пошли. Вижу смятение учительницы, у которой уже слёзы появились в глазах.  Пришлось мне, как старосте класса, выручать классную руководительницу. Нужно было сшить костюм для королевы бала. После уроков она повела меня к себе домой, чтобы под её присмотром на длинной юбке из марли я смогла написать красками таблицу Менделеева.
 
Хочу коснуться быта этой семьи, состоящей из двух  учителей и двух детей. Я знала их старшую дочь Людмилу, так как была отрядной пионервожатой в их классе. А их сын Владимир был ещё маленький.  Семья жила в своём доме, построенном отцом Николая Иосифовича. Он был расположен в центре посёлка. Проходя по заснеженному двору, я заметила несколько брёвен, лежавших под снегом. А поленницы с дровами, которую обычно хозяева с лета заготавливают на зиму,  видно не было. У неё дома я сразу приступила к рисованию химических знаков. Было время обеда. Ирина Владимировна взяла  топор, вышла во двор и настрогала  немного щепок.  В печке разогрела суп и кипяток. Свою порцию она поделила пополам, со мной поделилась едой. После обеда я продолжила порученную мне работу.

  Химические элементы стройными рядами  появлялись на будущей юбке королевы бала. Срисовала я таблицу Менделеева на белоснежную марлю чёрной масленой краской до вечера. Уже дома соорудила колпак, прикрепила к нему шлейф (послужил длинный ажурный шарф учительницы), чёрный жилет расписала, приготовила белую блузу. Всё получилось как на картинке из журнала. Сразу же сообщу о том, что химический бал очень понравился соколовским десятиклассникам.  А гости-мальчики с интересом рассматривали костюм королевы, а потом и саму королеву кружили в танце. Была бы одета, как все девочки, так бы и не заметили.

 На обед пришёл Николай Иосифович. Съел свою порцию, отдохнул лёжа на диване, с газетой в руках, и опять ушёл в школу. Почему-то я здесь решила, что никогда замуж за учителя не выйду. А Ирина Владимировна, угадав мои мысли, сказала: «Моя мама сказала мне, когда я выходила замуж о том, что все домашние заботы и работы лягут на плечи жены. – Ты готова, Ирина, к этому? – спросила мама. – Но разве я знала тогда, что буду сама дрова рубить». Роста она была малого, худенькая, и видеть её с топором в руках было нелепо.
О тимуровском движении мы были наслышаны, но дел в этом плане не было в нашей школе, кроме сбора металлолома. На следующий день предложила одноклассникам оказать помощь классной руководительнице, а сама-то я не надеялась, что они меня поддержат. Учительницу не предупредила о том, что придут ребята брёвна пилить, дрова рубить. И не знала, как она отреагирует на мою самодеятельность.
 
А наш дом находился в другом конце посёлка. Пока это я дошла до дома, приготовила обед, да в обратный путь шла и не торопилась. Самой-то мне не охота было заниматься такой работой. В нашем десятом классе было семь девочек, мальчиков было больше. После уроков они сходили домой, пообедали и пришли к дому Николая Иосифовича. Да он как всегда был на работе. С собой принесли топоры и пилы, дружно принялись за работу. К моему приходу брёвна были распилены, чурки разрублены. Девчата сложили дрова в поленницу. А тут и я подошла.  Начала было складывать оставшиеся поленья, а мальчики отправили меня к учительнице доложить, что работу они закончили.

       – Аля, ты почему не предупредила меня, что придёте сегодня? Я бы приготовилась и стол лучше накрыла. Зови ребят! Я вас чаем напою.
Пили чай и ели хлеб намазанный вареньем. Сейчас подумала о том, что «отлично» на экзамене по математике Николай Иосифович поставил мне за то, что я ему тогда облегчила жизнь, в плане  организации распиливания брёвен и колки дров.
 29 лет работали Николай Иосифович и Ирина Владимировна в Акутихинской средней школе. Их уроки были познавательными. На уроках химии Ирина Владимировна объясняла новый материал и всегда проводила опыты.

 В многолетней работе с детьми они смогли объединить лучшие педагогические методики, свой богатый профессиональный опыт и творческий подход к делу. На уроках они могли  превратить привычный образовательный процесс в интересное и захватывающее путешествие в мир знаний. Благодаря ним многие ребята получили необходимый багаж знаний, научились принимать правильные решения, нести ответственность за поступки, нашли в жизни свой путь.

Я могу сказать о том, что ни один школьный вечер не прошёл без их участия. Он прекрасно пел, играл на гитаре, мандолине, баяне, учил этому своих учеников. В школе проходили вечера отдыха почти каждую субботу. Николай Иосифович открывал их  своей новой песней, поэтому и ученики не стеснялись показывать свои таланты.

   Николай Иосифович сочинял стихи, но работа в школе отнимала всё его свободное время, поэтому на стихосложение времени просто не было. Из-за перенесённого инфаркта, он оставил руководящую работу в Акутихинской средней школе. Семья переехала в село Лесное. Оно расположено в 7 км от города  Бийска.  Здесь он работал просто учителем математики. Вот в это время и раскрылись  его поэтические  способности.
 
   Всё творчество Н. И. Черепанова – это лирический дневник, где собраны более ста стихотворений. Они посвящены его выпускникам, коллегам-учителям, памятным событиям в школе, жене, детям, друзьям. Есть также в нём частушки на школьную тему, басни, поздравления, тексты песен. Он был поэтом яркого и разностороннего дарования. Судьба подарила нашему земляку большой талант. Его стихи – это исповедь сердца мужественного и одновременно нежного, оно открывается читателю до самого донышка.
 
Через пятьдесят лет после окончания Акутихинской средней школы в 1959 году, я нашла  адрес своих учителей через жену Льва Алексеевича Чистова. Мы переписывались с Ириной Владимировной, затем я навестила её в Бийске. Мы с мужем навестили Ирину Владимировну, пообщались с ней, с их детьми, Владимиром и Людмилой. На прощанье она сказала мне: «Аля, я прожила очень трудную жизнь и счастлива тем, что живу со своими детьми».

А вот о своём отце Ирина Владимировна нам никогда не рассказывала.  Недавно я прочла в Интернете информацию об её отце и о ней, когда читала материалы собранные служащими  Верхануйского сельского музея. Там написано «Пиннекер Ирина окончила семилетнюю школу в селе Верх-Ануйское на «отлично». Первым директором этой школы был её отец, Пиннекер Вальдемар Генрихович. Четыре года он работал здесь. Потом его перевели работать в Быстроистокскую среднюю школу № 2. Вальдемар Генрихович начал работать директором школьного интерната. А это был 1937 год».

     Из рассказа её сына Владимира, я поняла, что однажды в кабинет пришли люди, увезли его дедушку в Бийск и расстреляли. Остались его жена, Варвара Алексеевна, сын Вальдемар и Ирина. Сыну Вальдемара пришлось сменить фамилию и уехать из Быстрого Истока.  Ирина и её мама оказались в трудной жизненной ситуации. Дочери «врага народа» пришлось изменить отчество. Прошли годы, Ирина Владимировна получила документ о реабилитации отца –  не виновен.
     Школе я отдала 36 лет, учила детей немецкому языку. Отличник народного просвещения РФ. Сейчас, будучи на заслуженном отдыхе,  у меня появилось свободное время, занимаюсь  литературной деятельностью. Николаю  Иосифовичу Черепанову, о котором я часто вспоминаю последнее время, я посвящаю эту часть книги. И не только потому, что он был любимым учителем, но и потому что между нами – тесная духовная связь, исходящая от общих родовых корней. Моя мама, Черепанова Екатерина Михайловна, и Черепанов Николай Иосифович – родственники, так как у них один и тот же пращур – отец старовера кержака Филиппа Черепанова (линия отца мамы) и Дмитрия Черепанова (линия отца Николая Иосифовича).  Но во время учёбы в школе я об этом ничего не знала, и мы не роднились.

    Летом мы с мужем ездили на Телецкое озеро, в Горный Алтай, и навестили в Бийске  Ирину Владимировну. Она жила вместе с детьми, Людмилой и Владимиром. Оба получили высшее образование. Людмила  – медицинский работник. Владимир после окончания института жил  в Томске, работал в дважды орденоносном НИИ над электромеханическими разработками печатных плат, использующихся  для работы в космосе. Вторым местом его работы  был Чемкентский НИИ кипрофосфора.  Профессиональный рост Владимира Николаевича – от ведущего инженера до главного конструктора государственного комитета вычислительной технической информации и работал он сразу в трёх областях Казахстана. После развала СССР он был вынужден приехать в Бийск.

 Во время встречи с ним, он пригласил нас к себе, в село Амурское. Оно находится на берегу Катуни. Мы воспользовались случаем и полюбовались её зелёными водами. У него – большой дом, попарились в бане, побеседовали о религии. Он посещает православную воскресную школу для взрослых.
Мы посмотрели видеозапись вечера встреч с выпускниками в Лесной средней школе. Это единственная запись выступления Николая Иосифовича. Оказалось, что Николай Иосифович умер 7 марта 1996 года. На его похороны приезжали друзья, коллеги, ученики со всего Алтая. Тело придали земле на сельском кладбище, в селе Лесное. А вот  в день похорон его отца, Осипа Астафьевича Черепанова, в последний путь провожали все жители посёлка Акутиха. Он потерял здоровье после того как спасая ребёнка, бросился на огромного быка. А разъярённый бык поднял Осипа Астафьевича на рога. Отец и сын были уважаемыми и достойными людьми. Пусть Светлая память о них согреет наши души!