Хазары

Равиль Байбурин
  Многим  знакомы эти пушкинские  строки:

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам;
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам...

Только вот мало кто из тех, кто читал это стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», знает о том, кто же такие хазары.
Попробуем разобраться.

***

Хазары – это одно из кочевых, воинственных племён, обитавших в древности на территории современного юга России.
Колыбелью хазар считаются прикаспийские степи Северного Предкавказья. То есть территория современного Дагестана.
Ещё в VI веке в составе других тюркских племён хазары ходили походами в Закавказье.
 И  временно захватывали Грузию и Армению.
А персидский шах для защиты от них даже построил гигантскую стену со многими оборонительными башнями.
 
Армянский историк VII века Мовсес Каганкатваци описывал их как «безобразную, гнусную, широколицую, безресничную толпу», которая устремилась в Закавказье.

В седьмом веке хазары оттеснили на запад - к Дунаю - болгар и захватили приазовские степи, северное Причерноморье и часть степного Крыма.
Постепенно хазары захватили обширные территории от Чёрного моря до Нижнего Поволжья.

«Хазары – великий народ, - писал византиец Феофан Исповедник - Овладели всей землёй вплоть до Понтийского моря».

***

Хазары в середине VII века образовали сильное государство – Хазарский каганат.
Столицей его был город Итиль в устье Волги (недалеко от нынешнего города Астрахань).

Хазарский каганат был гигантским государством, занимавшим:
-    всё Северное Причерноморье,
-   большую часть Крыма,
-   Приазовье,
-   Северный Кавказ,
-    Нижнее Поволжье и
-    Прикаспийское Заволжье.
Территория этого государства включала на севере Среднее Поволжье, на западе доходила до Киева, на юге граничила с византийскими владениями в Крыму, с государством Сасанидов – в районе Дербента, доходила на востоке до Приаралья.
В среднем течении Дона стояли города-крепости Саркел и Саманкаракор. На берегу Азовского моря – Сакмерц (Керчь) и Таматарха-Матрега (Тамань).

Хазарам удалось остановить арабское нашествие на Восточную Европу и несколько столетий сдерживать рвавшихся на запад кочевников.
Как писал М. И. Артамонов в своей книге «История Хазар», хазары остановили натиск арабов, установили порядок и безопасность в прикаспийских и причерноморских степях.
И это дало мощный толчок для развития народного хозяйства этих стран.
 А также обусловило заселение славянами лесостепной полосы Восточной Европы.

Огромная дань, собираемая с многочисленных покорённых народов, обеспечивала процветание и благополучие этого государства…

***

В результате многочисленных военных сражений Хазария превратилась в одну из могущественнейших держав того времени.
Во власти хазар оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы:
-   Великий Волжский путь,
-    путь «из Варяг в греки»,
-   Великий шёлковый путь из Азии в Европу.

•    Наталья Павлищева в книге «Вещий Олег» писала:

         «Чем живут хазары? Часть из них пасёт скот, с ранней весны до поздней осени кочуя за свежей травой с места на место, но не от того богатство Хазарского каганата. Живут они на самом перекрестье торговых путей с полуночи на полудень и с заката на восход. Византия заперла свой пролив, от франков к арабам не пройдёшь, остаётся путь через Итиль. Вот и сидит Хазария как паук в центре паутины, дёргает за ниточки, собирает со всех проходящих десятину. И у самих торги богатые, отовсюду товары. Кое-какие купцы привозят, а больше и сами торгуют. Мехами, мёдом, оружием…  Откуда меха, если лесов своих нет, степь вокруг? Дань это со славян, одни вятичи вон сколько мехов поставляют! Все платят…  А кто платить не хочет, тех набегами разоряют, да и плательщиков время от времени тоже, чтоб не забывали про угрозу.
         Славяне Итиль ненавидят, им туда на невольничий рынок рабами попасть просто…»

***

Хазария существовала с VII по X век.
Этнически она представляла из себя конгломерат тюркских и финно-угорских народов, ведших полукочевой образ жизни.
Надо сказать, что все племена и народы, которые входили в Хазарию, пользовались достаточной свободой.
Свободой, вплоть до того, что они могли самостоятельно:
-    ходить в походы,
-   заключать свои договоры и
-   принимать ту религию, которую они желали.
На территории каганата жили многочисленные племена.
В лесных и лесостепных районах распространён был оседлый способ ведения хозяйства.
В степных – кочевой.
Кроме этого, возле Каспийского моря было очень много виноградников.
Зимой хазары проживали в городах.
В тёплое же время года кочевали и обрабатывали землю.
 А также устраивали регулярные набеги на соседей.
  Чтобы представить, что собой представляло хазарское войско, приведу 2 отрывка:
      
•    Борис Васильев в книге «Князь Святослав» писал:

         «В сражениях, которые они ведут, есть определённая из веку очерёдность. Бой начинают так называемые «чёрные хазары» - лёгкие всадники, вооружённые луками и дротиками. Они засыпают наступающего противника дождём стрел и дротиков, чтобы сбить наступательный порыв. Свершив это, мгновенно рассеиваются, стремясь охватить противника со всех сторон. Далее идут «белые хазары». Это тяжело вооружённые копьями всадники в лёгкой броне и боевых шлёмах. Они стремятся расколоть центр противника, который уже понёс некоторый урон от лёгкой кавалерии. Их удар поддерживают дружины хазарской знати в тяжёлой броне, вооружённые длинными копьями, длинными боевыми топорами, мечами, палицами и лёгкими саблями, способными при удачном ударе рассечь застёжки брони. За ними следует отборная дружина самого кагана. Она состоит из наёмников-мусульман, отлично вооружена и надёжно закована в стальные доспехи. Это – мастера конного боя. Их главная задача – расколоть противника, части которого будут тут же окружены ополчением».

•    С. Пономарёв в книге «Гроза над Русью» писал:

         «Издалека хазарский стан походил на потревоженный осиный рой. Суетливо переливались из конца в конец поля разноцветная масса коней и людей. Посвёркивали кольчуги на воинах, выделялись яркие пятна попон, проблёскивали наконечники копий, колыхались на слабом ветру бунчуки беков.
         Но большинство степняков были одеты в рваные овчинные полушубки без рукавов или в стёганые матёрчатые халаты, подпоясанные кушаками. Кое-кто в шлёмах, другие с непокрытой головой. Длинные до плеч волосы, наголо обритые головы или выбритые наполовину с заплетёнными позади косицами.
         Мимолётного взгляда было достаточно, чтобы понять, сколь разношёрстное воинство двинул каган-беки Урак на Русскую землю. Здесь были представители почти всех народностей, составляющих многоликий Хазарский каганат. Помимо самих хазар – крымские готы и кара-булгары, ясы, касоги, таласы, саксины, буртасы, бояндеры, печенеги и булгары камские. На полудиких косматых низкорослых конях, покрытых порой вместо сёдел бараньими или коровьими шкурами, кочевники непринуждённо и ловко обходились без поводьев и стремян.
         Особняком от всех расположились всадники в богатом вооружении, в голубых, зелёных или жёлтых архалуках, в блестящих кольчугах со стальными нагрудниками. У каждого по два арабских или нисийских скакуна – коренной и заводной – в позолоченной сбруе; деревянные сёдла с высокой передней лукой, широкие железные стремена – всё украшено золотыми и серебряными накладками, самоцветами. Прямые, чуть загнутые к концу сабли с узкими длинными клинками из ширванской, хорезмской или дамасской стали вложены в ножны из тиснёной, орнаментированной драгоценным металлом кожи. Боевой пояс обтягивал стан каждого богатого воина, на нём – чеканные бляшки и подвески. Каждая бляшка – знак воинской доблести, она давалась за одного убитого или пленённого врага. И чем больше бляшек имел воин на своём боевом поясе, тем большим почётом он пользовался».


***

Как всякая кочевая держава, Хазария была открыта для пришельцев и беженцев из других стран.
Особенно ценились и охотно принимались:
-    ремесленники,
-   торговцы и
-    «люди книжные».
С распростёртыми объятьями в Хазарии были приняты иудеи.
Предприимчивые евреи быстро наладили в Итили - столице Великого Хазарского Каганата - процветающий рынок.
Он стал «посредником» между западной и восточной торговлей, между Азией и Европой, между Арабским Халифатом и Византией, между начинавшей подниматься Древней Русью, Индией и Китаем.
Благодаря своей большей цивилизованности, энергии, предприимчивости, ремесленным навыкам и, главное, торговым капиталам, евреи быстро поднялись.
Они с помощью «института иудейских невест» иудаизировали верхушку местной власти.
Иудаизм стал  государственной религией хазар.

•    Костин А. в своей книге «На заре Руси» писал:

«С начала VIII века аристократическая верхушка Хазарии приняла иудейскую веру, и с тех пор эта религия насильственно распространялась среди хазар. Но, несмотря на усилия, сопровождаемые жестокими гонениями, основная масса хазарского населения оставалась преданной мусульманской вере. С принятием иудейства цари Хазарии назывались каганами, а царство – каганатом…»

 Иудеи, фактически, стали править Хазарией и превратила её в агрессивное паразитическое государство.
И после этого Хазария уже не создавала богатства, а лишь присваивала чужое и являлась  п а р а з и т а р н ы м  государством.
 Хазары кормились и одевались за счёт соседних народов, изнуряя их:
-    данями,
-   разбойничьими набегами, 
-   высокими торговыми пошлинами.
 Одним из основных источников дохода стала работорговля, в частности славянскими рабами. Рабов даже именовали специфически – «сакалабы», что переводится как «славяне».
Для того, чтобы захватить как можно больше невольников, оплаченные иудеями наёмники совершали набеги на Русь…

•    Костин А.:

         «В IX веке Хазарская держава достигла наивысшего могущества… 
Хазары обложили данью славянские племена – полян, северян, тмутараканцев и обирали их систематически, планомерно. В приволжских и придонских степях грабили торговые караваны.
         Столица Хазарского каганата – Итиль – была большим и многолюдным торговым городом, раскинувшимся на обоих берегах Волги. В восточной его части жили главным образом приезжие купцы многих стран – арабы, греки, евреи, славяне, варяги, волжские болгары, хорезмийцы. Хазары брали с купцов торговую пошлину, и она составляла важнейший источник дохода казны.
         В городе имелись кварталы греческих, арабских, славянских и других поселений. В них проживали постоянно торговые представители своих стран с обслуживающим персоналом, состоявшим из слуг и рабов. Здесь же находились склады всевозможных товаров.
         Купцы северных стран – славянские, булгарские, варяжские –  закупали на рынках Итиля предметы роскоши, дорогие самоцветы, шёлковые и золототканные ткани, сукно, бархат, оружие, зелёный бисер, золотые цепи, ожерелья, запястья, благовония, вино, фрукты, пряности, курильницы и многие другие товары.  Восточные купцы приобретали рабов,  меха,  воск,  льняные ткани,  пеньку,  мечи,  замки,  янтарь,  смолу,  кольчуги с медной оторочкой,  разные изделия из моржового клыка.
         Жители близлежащих к Итилю поселений вели оседлую жизнь. Они сеяли просо, ячмень, пшеницу, коноплю, выращивали овощи – огурцы, лук, репу, дыни, возделывали виноград. Основное же население Хазарии вело кочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. Тучные стада быков, коров, овец, коз, лошадей, верблюдов паслись в обширных приволжских степях, на лугах Кума-Манычской долины и в предгорьях Кавказа. На пойменных озёрах водилось множество гусей, лебедей, уток, пеликанов, бобров, которых хазары, как и славяне, употребляли в пищу. Велики были рыбные богатства страны. В Волге, Дону, Маныче и их притоках в изобилии ловилась крупная рыба – сомы, белуга, осётры.
         Большой город с постоянным притоком иноземцев потреблял много продовольствия. Поэтому здесь широко и в изобилии торговали скотом, птицей, рыбой, овощами, фруктами, хлебными злаками, вином. Иноземные купцы разъезжали с товарами и по другим хазарским городам…
         В Итили много было дворцов, синагог, мусульманских мечетей, славянских языческих капищ, греческих церквей. Подавляющее же большинство городского населения – ремесленники, торговцы, воины – жили в юртах и глинобитных мазанках. Хижины хазар строились из плетней, обмазанных глиной. Наиболее распространёнными жилищами в Итиле были юрты. Они строились из жердей, связанных вверху, и покрывались войлоком или шкурами.
         В середине или в углу жилища строился очаг – круглая печка из камней и глины. Улиц в Итиле было мало».

***

Во главе хазарского государства стоял каган, происходивший из династии Ашина.
Власть его держалась на военной силе и на глубочайшем народном почитании.
В глазах простых язычников-хазар каган был олицетворением Божественной силы.
Он имел 25 жен из дочерей правителей и народов, подвластных хазарам, и ещё 60 наложниц.
Каган являлся неким залогом благополучия государства.
 В случае серьёзной военной опасности хазары выводили перед противником своего кагана, один вид которого, как считалось, мог обратить врага в бегство.
Правда, при каком-либо несчастье – военном поражении, засухе, голоде – знать и народ могли потребовать смерти кагана, так как бедствие напрямую связывалось с ослаблением его духовной мощи.
Постепенно власть кагана слабела, он всё более становился «священным царём», чьи действия были скованы многочисленными табу.

•    Костин А.:

         «Каган являлся безраздельным владыкой хазар, окружённым неземными почестями, величием, славой и роскошью. Это был «наместник бога» на земле. Каждый был потомком старой тюркской династии. Но, несмотря на обожествлённость, каган не пользовался реальной властью. Управление страной находилось в руках бека – высшего сановника в государстве, игравшего роль царя или наместника великого кагана.
         В жёны кагану избиралась одна из царевен той же тюркской династии. Хазарский каган изредка появлялся среди людей. Его никто не имел права видеть, за исключением небольшого круга приближённых – сановников из царской династии, главного раввина и близких родственников.
         Каган жил уединённо, на острове, во дворце, построенном из красного кирпича. Остров соединялся с городом плавучим мостом. Дворец и крепость города строились под руководством византийских архитекторов, которых каганы выписывали из Царьграда».

***

В одно время по Днепру  проходила западная граница Хазарской империи.
А восточнославянские племена северян, радимичей, вятичей и полян были её данниками.
С хазарами успешно воевал князь Вещий Олег.
Он нанёс ряд поражений хазарам. Разрушил их порты на Каспии. Перестал платить им дань. И те при нём не осмеливались покидать пределы своих степей.

Однако в 940 году хазарский правитель Песах поставил на колени Русь: в летописи зафиксирована дань обоюдоострыми мечами с каждого «дыма» (хозяйства), которую взяли хазары…

Ну а  сокрушительный удар по  Великому Хазарскому Каганату нанёс «князь-воин» Святослав Храбрый. Случилось это во время его Восточного похода (965-966 годы).
Хазарская держава была стёрта с лица земли.
Население разбежалось, большинство попросилось под руку Святослава.
 А еврейская элита переселилась в Хазарский квартал в Киеве…

•    Правда, Олесь Бузина не совсем согласен с такой трактовкой:

«Абсолютный миф – полный разгром Святославом Хазарии. Он нанёс ей тяжёлый, почти смертельный удар, но до конца так и не покорил. В летописи нет никакого упоминания о вымышленном уже в XX веке Львом Гумилёвым взятии князем хазарской столицы Итиль. Зато реальная война отображена достаточно полно – согласно «Повести временных лет», Святослав «одоле козаром и град их Белу Вежу взя. И ясы победи, и касогы».
Белая Вежа – крепость на Дону. Киевскому князю она была нужна, чтобы захватить торговый путь по этой реке, чего он успешно и достиг. То, что донская артерия имела исключительно важное значение свидетельствует ранг противника, которого одолела Русь. Против киевского войска вышли главные хазарские силы «с князем своим каганом». Кубанские же племена ясов и касогов, по-видимому, являлись хазарскими вассалами. Поэтому набег на них – такое же естественное предприятие, как и поход в землю вятичей – на Оку и к верховьям Волги. Святослав просто отбирал у хазар «кормовую базу», переподчиняя себе подконтрольные им племена. Но до Итиля руки князя просто не дотянулись – отвлёк более заманчивый «византийский» проект.
Мифический разгром Хазарии некоторые историки часто ставят Святославу в упрёк – дескать, этим он открыл путь на Русь печенегам и половцам. Но не нужно забывать, что Хазария реально не контролировала степи – венгры, например, прорвались на Запад через «хазарские» земли задолго до печенегов, и никакой каган им не помешал. В те времена вообще не существовало границ в современном значении этого слова. Можно было удерживать только опорные пункты на речных путях, где происходил сбор мыта. Да и не виноват Святослав в том, что через двести лет после него на Русь будут совершать набеги половцы! Эту проблему следовало решать его потомкам. А если они с нею плохо справлялись, то и ответственность вся на них – нечего всё валить на  и так славно помордобойствовавшего пращура.
Хазарию же победил не так Святослав, как сама хазарская знать, когда она приняла иудаизм и стала чужой собственным подданным. Религиозные войны и внутренний раскол ослабили эту страну так основательно, что просто грех было не приложить державную руку к «хазарскому наследству». Святослав и приложил, за что честь ему и хвала».

***

   Что же касается дальнейшей доли хазарского народа, то его остатки образовали такие карликовые этнические группы, как крымские караимы и дагестанские евреи…