Неудачливый наследник Брумеля

Александр Щербаков 5
Вначале для людей, кто не слышал такую фамилию, сообщаю, что написано об этом известном спортсмене в Википедии.

Вале;рий Никола;евич Бру;мель (родился 14 апреля 1942 в селе Разведки, Амурской области Тындинского района  — умер 26 января 2003, Москва — советский легкоатлет (прыжки в высоту), заслуженный мастер спорта СССР (1961).

Олимпийский чемпион (1964), серебряный призёр Олимпийских игр (1960). Чемпион Европы (1962 г., 2,16 м). Чемпион СССР (1961—1963). Установил 6 рекордов мира (последний в 1963 г.). Чаще Брумеля никто из мужчин не устанавливал мировых рекордов в прыжках в высоту.

В 1961-63 признан лучшим спортсменом мира. За спортивные успехи награждён орденом Трудового Красного Знамени (1964). В 1962 присуждены «приз Хелмса» и «Золотая каравелла Колумба».

3 октября 1965 года попал в автомобильную аварию и получил сложнейший перелом ноги. Перенёс 29 операций, затем снова начал тренироваться. В 1970 году прыгнул на 2,09 м.

Вот такому спортсмену я стал подражать в юности, и очень хотел научиться прыгать так же высоко, как лучший легкоатлет планеты.

Поселок, в котором прошло мое детство и юность, расположен далеко на севере Хабаровского края, среди непроходимой тайги и высоких, покрытых высоченными лиственницами, сопок.   Холодная, снежная зима, весьма короткое и жаркое лето с обилием гнуса – вот чем запомнилась мне моя малая родина. И еще моими земляками-одноклассниками.  У нас была мало развлечений.  В выходные дни кино, все остальные вечера – чтение книг и посещение спортивных секций.  Физкультуре и спорту в те годы уделялось много внимания. Нормативы комплексов БГТО и ГТО, которые все ученики должны были сдавать, не оставляли в стороне никого, даже самых болезненных. Мы бегали, прыгали, метали гранату. Только вот нормативы по плаванию не сдавали – негде было. Да и видов спорта, которые культивировались в нашем поселке, было немного. Типичная русская лапта, разновидность американского бейсбола, городки, волейбол, футбол, легкая атлетика – вот и все виды спорта, которыми мы могли заниматься. Это не считая детских игр на свежем воздухе – чижик-пыжик, бей-беги, попа-гоняло и другие.

Школьный учитель физкультуры Мизиш в прошлом сам занимался спортом, бегал на короткие дистанции, был даже чемпионом Нижне-амурской области в беге на 100 и 200 метров.  Зимой он отлично бегал на коньках и даже был рекордсменом области.  Свои шиповки он подарил мне, когда я впервые стал чемпионом школы, учась в 9 классе, выиграв у парней на год и два старше. Тогда в школе учились 11 летв старших классах было  производственное обучение.  На уроках физкультуры в спортивном зале мы делали разминку, различные гимнастические движения, и прыгали в высоту через веревочку. Один конец веревочки привязывался к трубе отопления, а второй держал учитель. Если ты перепрыгнул, веревка не качалась. Ничего другого в спортивном зале, который был одновременно залом для других мероприятий, не было.

Потом вместо мастерских, где стояли токарные, сверлильные и другие станки, верстаки для занятий слесарным делом по школьной программе, сделали спортивный зал. Но он был узкий, всего около 6 метров, и невысокий, 3,15  метра высотой. Поэтому потом, когда мы стали заниматься баскетболом, сами  сделали и установили  щиты в спортзале, кольцо в них располагалось на высоте 2,5 метра, вместо положенных 3,05 метра.  И играли мы 4 на 4 или даже 3 на 3 человека, иначе на небольшой площадке была сплошная толкотня .

Всю третью четверть мы ходили на лыжах, и за время урока преодолевали в 6-8 классе 3 км, а в старших классах – 5 км, уходя довольно далеко от поселка по проложенной учителем лыжне.  А вот в теплое время года, у нас это были май и сентябрь во время учебного года, мы занимались на улице. Была спортивная площадка около школы, с ямой для прыжков, турником и волейбольной площадкой.

В детстве я был худосочный мальчик, болезненный, плохо ел. Но вытянулся выше всех к первому классу. В школьные годы  благодаря урокам физкультуры и занятиям в спортивной секции окреп. Отец выписал мне газету «Советский сорт» и журнал «Физкультура и спорт», которые я прочитывал от первой до последней строчки, поэтому скоро стал самым эрудированным в школе по вопросам спортивных состязаний.  И Олимпийские игры 1960 года ждал с большим нетерпением.  В то время они проходили по високосным годам.  Зимние были в небольшом американской городке Скво-Вэлли на большой высоте над уровнем моря, и поэтому в условиях разреженного воздуха результаты в беге на коньках были рекордными.  По две золотых медали завоевали москвич Евгений Гришин и Лидия Скобликова из Челябинска, которую прозвали «уральской молнией». Неплохо выступили и другие участники сборной команды, но все же время побед на зимних Олимпиадах еще не пришло.

Летние Олимпийские игры проходили в столице Италии Риме. Причем некоторые виды были в древних сооружениях, где соревновались еще атлеты древности. Там боролись борцы вольного и классического стиля.  Но меня больше всего интересовали штангисты, а также легкоатлеты.  Годом ранее я прочитал о победе нашего тяжеловеса Юрия Власова на чемпионате мира, и по прогнозам специалистов все  ждали от него высокого результата и на Олимпиаде. И Власов покорил всех.  В сумме троеборья он превысил мировой рекорд сразу на 25 кг, а в толчке впервые поднял штангу весом больше 200 кг – 202,5 кг.

Но еще больше я ждал выступлений прыгунов в высоту, в длину и тройным. Именно в этих видах я показывал неплохие результаты для своего возраста, даже выиграл прыжки в высоту на районных соревнованиях среди пионеров с результатом 125 см.  К тому же родители мне через «Книга-почтой» купили сборник рассказов  «Молния Техаса» о выдающихся американских легкоатлетах, чемпионах прошлой Олимпиады в австралийском городе Мельбурне.  Среди них был прыгун в высоту Чарльз Дюмас, покоривший на Олимпиаде 212 см, а его мировой рекорд был 215 см. Бронзу на тех играх выиграл наш прыгун Игорь Кашкаров. Но в промежутке между играми мировой рекорд подрос до 216 см, его установил советский прыгун Юрий Степанов.  Но буквально перед самой Олимпиадой пришли известия, что на соревнованиях в  США негритянский спортсмен Джон Томас несколько раз побил мировой рекорд, доведя его до заоблачных 222 см. Его прозвали «бостонский кузнечик», и он приехал на Олимпиаду в статусе фаворита.

От нашей команды в прыжках в высоту выступали трое, но тренеры ставку делали на двоих – ветерана Роберта Шавлакадзе из Грузии,  и 18-летнего Валерия Брумеля из Москвы.  И наш тандем выиграл у фаворита. Шавлакадзе с первой попытки, а Брумель со второй покорили 216 см, установив новый олимпийский рекорд. Томас остался на третьем месте с результатом 214 см.  С тех пор я стал внимательно следить за выступлениями Валерия Брумеля.

Зимой 1960-61 года двух наших прыгунов – Валерия Брумеля и Игоря Тер-Ованесяна, прыгуна в длину, пригласили на серию соревнований в закрытых помещениях, которые очень популярны в США.  Соперники у наших прыгунов были грозные –  Джон Томас у Брумеля,  олимпийский  чемпион Рима Ральф Бостон у Тер-Ованесяна.  Но наши спортсмены не стушевались. Особенно удачно выступил Валерий Брумель. Он на знаменитом «Мэдисон Сквер Гарден» не только победил Томаса, но и установил новый мировой рекорд для залов – 223 см.  И с тех пор слава лучшего прыгуна в высоту надолго перешла к Брумелю. Летом 1961 года он трижды улучшал мировые рекорды – 223, 224 и 225 см, при этом один из рекордов был установлен на глазах «бостонского кузнечика», который в очередной раз проиграл Валерию. Будучи на 10 см ниже Джона Томаса (185 против 195 см), Брумель превосходил соперника по уровню физической подготовки. На тренировке он доставал ногой баскетбольное кольцо, которое, как известно, на высоте 305 см.

Потом был сезон 1962 года, снова два мировых рекорда – 226 и 227 см. По итогам года Брумель был назван лучшим спортсменом года на земном шаре второй год подряд.  А в это время, в далеком дальневосточном поселке юноша стал бредить славой Валерия Брумеля. Для начала я сделал такую же прическу, как у своего кумира – короткий ежик. Потом решил научиться прыгать тем же способом, что и Брумель – «перекидным». Этим способом были установлены все мировые рекорды свыше 2-х метров. До этого прыгали примитивным «перешагиванием», как прыгал и я, и все наши ученики. Был еще способ «волна», которым прыгала румынка Иоланда Балаш, рекордсменка мира, а у нас в поселке пробовал прыгать Птаховский.  Был еще способ «перекат», но и он уже стал не такой эффективный, как «перекидной». Но кто мог мне показать, как правильно прыгать? Такого человека в нашем поселке не было. И тогда я решил сам учиться этому способу преодоления планки. 

Выписал журнал «Легкая атлетика», где была напечатана кинограмма рекордного прыжка Брумеля, и внимательно посмотрел. В киножурнале «Советский спорт», который часто показывали перед началом киносеанса, я видел этот прыжок в динамике,  и схватил движение, которое следовало выполнять в прыжке – мах ногой вперед-вверх. И тогда эта нога сама потянет тело вверх, и толчок другой ногой только дополнит инерцию этого движения. Знал я и то, что Брумель много занимается со штангой. Не поднимает её вверх, как штангист, а выполняет приседания, многоскоки  с весом на спине, наклоны и т.д. Штанги у меня не было, но была ось от вагонетки, которую я усердно стал терзать, выполняя все тренировочные движения.

Еще для любого прыгуна в высоту немаловажное значение играет рост. Чтобы подрасти, я висел на турнике, пока мой вес держали кисти. Пил противный рыбий жир, вычитав, что он способствует росту.  И хотя со временем я подрос, и к 16 годам имел рост 178 см, больше расти перестал.

Но в любом виде спорта одним из главнейших элементов является техника движения. Будь то обводка противника в футболе, нападающий удар в волейболе, бросок по кольцу в баскетболе, метание диска или толкание ядра.  Правильная техника должна быть и у прыгуна.  А где ею овладевать?  На спортплощадке возле школы? Не очень удобно, все будут видеть, как я корячусь. И когда в начале сентября мы выкопали картошку в нашем огороде, я решил учиться прыгать там.

Для начала надо было что-то подстелить, куда я должен приземляться после прыжка. Когда я прыгал способом «перешагивание», то приземлялся на ноги. А сейчас я буду падать всем телом на землю.  Больно, однако. Поэтому я собрал всю ботву от картофеля, сложил в кучу. Сверху укрыл пустыми мешками от картошки, но они были весьма пыльные. Поэтому сверху я укрыл еще и старыми простынями. Так что место для приземления было сделано. Потом я сделал стойки, в качестве образца взяв стойки на уроках физкультуры. Хуже всего было с планкой. Она прогибалась в середине, и ничего поделать с ней было невозможно.  Пришлось  мириться с этим.

Дальше требовалось утрамбовать рыхлую после копки картофеля землю.  Несколько дней я топтался по огороду, утрамбовывая полоску земли, по которой я буду разбегаться.  Наконец, все было готово, и я приступил к тренировкам. Сейчас я уже не могу в точности вспомнить, что у меня не получалось, и какие ошибки я допускал, никто не смотрел на мои прыжки со стороны и не делал замечаний, не давал советов. Таких людей просто не было.  Тренировки продолжались не очень долго. Сентябрь у нас месяц дождливый, дождь намочил ботву и мешки, земля стала мягкой и скользкой, так что я так и не смог освоить правильную технику.  И это потом сказалось.

Прошел учебный год. Я учился в 9 классе, считался одним из лучших спортсменов в школе, по крайней мере, быстрее всех бегал на короткие дистанции, дальше и выше всех прыгал. Когда сошел снег, и спортивная площадка возле школы просохла, я на уроках физкультуры стал прыгать способом «перекидной». Вроде как получалось, но весьма коряво. Но, тем не менее, я прыгал выше всех в классе.

По традиции 19 мая, в День пионерии, в школе проводились соревнования по легкой атлетике.  Конечно, не по всей программе, а по некоторым видам королевы спорта, как  назывался этот вид спорта в газетах. Так как не училась вся школа, это был День школьника.  Все ученики собирались возле школы, часто зрителями были и их родители.  Для меня он запомнился тем, что я впервые официально стал чемпионом школы сразу в нескольких дисциплинах – беге на 100 и 200 метров, в прыжках в длину, тройным  и в высоту. Причем вся школа видела, как я прыгал способом «перекидной» через планку на высоте 160 см. Конечно, моя техника была корявой, это видно по тому единственному снимку на соревнованиях в тот день, 19 мая 1963 года.  Но эта техника так у меня и осталась, пока я не забросил этот вид легкой атлетики. Все же настоящего тренера по прыжкам в высоту у меня так и не было.

Но до этого у меня были еще успехи на различных соревнованиях.  Это и районные соревнования в том же 1963 году, где я выиграл сразу четыре первых места – бег на 100 метров и эстафету 4 по 100 метров, прыжки в высоту и в длину.  Через год на соревнованиях в школе в соседнем поселке, где я выступал вне конкурса,  прыгнул выше собственного роста – 180 см. В той школе была намного лучше спортивная площадка, особенно сектор для прыжков в высоту. Свидетелей моего успеха было много, в том числе был и мой отец, директор той восьмилетней школы. А вот моя мама была свидетелем другого моего рекорда, когда я достал ногой до потолка потолок в нашей квартире – 250 см, чуть не уронив на пол этажерку. Так что за этот рекорд я получил только взбучку.

А после окончания школы и поступления в Хабаровский медицинский институт я на год забросил легкую атлетику, занимаясь волейболом. Но потом на институтских соревнованиях, выступая за первый курс, я выиграл прыжки в длину и был в финале бега на 100 метров.  Поэтому в составе сборной команды института поехал на всероссийские соревнования среди медицинских институтов, где наша команда  выиграла эстафету 4 по 100 метров, в первую очередь за счет блестящего бега лучшего спринтера края Бориса Тимоненко.

После этого я стал заниматься легкой атлетикой у настоящего тренера. Это был Поддубный, который воспитал многократного чемпиона края, призера российских первенств Отто Сизигмунда, который впервые в крае преодолел 16-метровый рубеж в тройном прыжке.  Мои успехи были намного скромнее, всего лишь раз в 1967 году я выиграл краевое первенство ДСО «Буревестник» по прыжкам в длину. А прыгать в высоту  я не стал. Не было у меня особых способностей к этому виду легкой атлетике. Невысокий по меркам высотников рост 178 см и довольно крепкое телосложение, неправильно поставленная техника. Ведь известно, что переучиваться труднее, чем учится заново.  Хотя силовые качества у меня были неплохие. При весе 75 кг я лежа жал силой одних рук 100 кг, приседал с весом 150 кг, полуприсед делал с 200 кг. Да и прыгучесть была неплохая. С места двумя руками допрыгивал до баскетбольного кольца, а в длину с места на 3 метра.  Но это было недостаточно, чтобы высоко прыгать.

К тому же появился новый способ прыжка – «фосбери-флоп»,  когда планка преодолевается спиной к ней.  Но для приземления на спину или даже голову требовались  уже не такие примитивные ямы для приземления с песком или опилками, а высокие поролоновые маты.  Прыгуны стали очень высокие, худые и гибкие. Хотя были и другие. Швед Холмс с ростом 180 см был очень быстрым и прыгучим, прыгал выше собственного роста на 50 см. А мировой рекордсмен Сотомайор был выше 190 см и очень сильный, к тому же обладал изумительной техникой. Но этот рекорд был установлен в те годы, когда борьба с допингом велась не очень активно, многие рекорды были установлены явно с применением анаболиков.

А меня замучили травмы. Конечно, не такие тяжелые, какая случилась с Валерием Брумелем, который упал с мотоцикла, на котором его везла сокурсница, и Валерий, олимпийский чемпион 1964 года в Токио с невысоким для него результатом 218 см, был потерян для спорта. И хотя через несколько лет после перелома, пройдя несколько операций и лечение в кудесника, доктора Елизарова из Кургана, он снова вошел в сектор для прыжков, и даже прыгнул на 209 см, но это было уже тень прежнего великого прыгуна Валерия Брумеля. Но советская школы прыжков в высоту, заложенная тренером Брумеля Дьячковым, до сих пор дает все новых и новых прыгунов в высоту, олимпийских чемпионов.

А мировой рекорд Брумеля 228 см простоял непобитым целых семь лет. Потом прыжки новым способом фосбери-флоп, при котором спортсмен очень быстро разбегается, привели к росту мирового рекорда.  Но он уже  с 1995 года стоит непобитым, и равен 245 см.  Но зато прыжки на высоту 240 см покорились уже нескольким спортсменам, и сейчас на многих соревнованиях победитель преодолевает именно такую высоту. Но на Олимпийских играх, где в секторе одновременно 12 спортсменов, и соревнования продолжаются  часами, лучший результат всего 238 см.

А мне осталось стать болельщиком соревнований по легкой атлетике. И когда нашу сборную команду России отстранили от соревнований из-за обвинений в применении допинга, я очень переживал. Хорошо, что некоторых «чистых» спортсменов из России допускали для участия в чемпионах Европы и мира под нейтральным флагом.  И некоторые из них выигрывали эти престижные соревнования, в том числе долгие годы непобедимой в прыжках в высоту у женщин остается Мария Ласицкене (Кучина), которая регулярно прыгает выше 2-х метров.  Есть талантливые прыгуны и у мужчин, так что продолжатели у Брумеля не перевелись. Не то,  что я, неудачливый наследник.