9 Обостренное чувство справедливости

Валентина Лесунова
        Звонок в дверь, долгий, нетерпеливый, вырвал из мутного сна. Палец что ли прилип к кнопке? Только Ксюха  так нервно звонит. Я даже халат не стала накидывать.

        О, боже, только не это! Передо мной стояла Ксюха в короткой, очень короткой юбке   с бело – голубыми оборками. В оранжевой майке,  с   волосами,   интенсивно окрашенными хной  моя подружка была похожа на яркий апельсин, я даже почувствовала цитрусовый запах. Больно глазам смотреть на обжигающие краски.
 
          Ее бледное узкое личико, с длинным носом и темными кругами под глазами, как бы она ни высыпалась, моя мама называла его сиротским,  -  на фоне волос казалось сшитым из той же ткани, что и голубая юбка.   Как это раньше я не замечала, что Ксюха такая малокровная, наверное, недоедает, Андрей сел  на шею, надо кормить его. Да еще устала за учебный год, мы обе устали.
                - Еще вчера ты была блондинкой.
                - Знаешь, почему я покрасилась? Кино в нашем городе снимают, буду в массовке участвовать.
                - Статистам хоть платят? Или только слава?
                - Зачем нам слава? Конечно, платят. Придется  бегать по степи с утра до позднего вечера. Скоро начнутся ночные съемки, двойной тариф. Да, ладно, о деньгах, ведь отпуск начался.-   Она дернула плечом. -  Собирайся, быстро, идем на море.
                - Голова болит, ой как болит. Может, завтра на море? Пожалей, а? Я тебя тоже когда-нибудь пожалею.
                - Одевайся, у тебя нет уважительной причины сидеть дома. Павлом теперь не прикроешься.

         Она  нетерпеливо перебирала белыми  ногами, размахивала загорелыми руками, подталкивая меня в комнату, села в кресло, ноги обнажились до промежности.

                -  Так, вчера пьянку устроила?  Что пила? - Она вытащила из-под кресла пустую бутылку. – Херес.  Зря крепкое пьешь, так и до  водки скоро докатишься. Лучше  сухонькое.   
                -  От него голова болит.
                - А от этого нет? – она потрясла передо мной пустой бутылкой.   Неужели я все выпила?
                -  Давай завтра на море, а?
                - Нет уж. Похмелье не уважительная причина. В следующий раз, все же  пей беленькое, сухонькое. Или сладенькое,  Древний Херсонес, например.
                - С каких пор знатоком стала? Тебя Андрей научил?
                - Иногда расслабляемся.  Что разглядываешь? Не нравлюсь? Ничего, привыкнешь. Сейчас такая мода. Юбку  сшила за два дня. Молодежь так носит. Не забывай, сколько нам лет.

               Я  вытянула из шкафа белую майку в непонятных, вылинявших   разводах. Когда  ее покупала, разводы понятнее не были.
               
                - Только не это. Ты что, Ленка? Мы должны красиво одеваться, профессия обязывает. -  Хотелось возразить,  о вкусах не спорят, но  легче подчиниться. Ксюха продолжала поучать меня, роясь на полке с моим бельем: - Мы, учителя,  должны выглядеть оптимистами, хотя бы цветом одежды, чтобы выросло поколение оптимистов, а не нытиков, - наконец достала красную майку с золотой мишенью на груди. – То, что надо. Теперь низ.
                - Юбку сама гладь.
                - Ладно, пусть будут  джинсы, - разрешила она.
                - Учти, тащиться далеко  по жаре я не в состоянии.
                - Не пей и будешь в состоянии. Поедем на маяк, только мы вдвоем, море и чайки.               
                - Может, к маяку в другой раз? Давай недалеко от дома, в  лягушатнике побарахтаемся? Впереди лето, еще успеем и на маяк и  на лиман.    
                - Так, быстро собирайся. Идем, куда я сказала.
         Пусть командует, разрешаю, нет сил ни думать, ни решать.
   
                И она потащила меня по жухлой колючей траве, а ведь только начало лета, с редкими  кустами вечнозеленого можжевельника, сокращая путь.

           Но вместо берега мы  попали на пыльную  дорогу, зажатую  с двух сторон высокими заборами.
                - Ксюха, ты куда меня привела! Ведь недавно ничего этого не было, только берег и море.
                - Понастроили, до моря, дворец на дворце, заборы и тупики. Ты посмотри, какое разнообразие стилей. Кто во что горазд.
                - Если мне станет плохо, что будешь делать?
                - Дыши глубже. Море рядом.
        Чем дышать? Пылью, выхлопами машин? В голове молот бьет по наковальне, бум, бум, бум. Зачем им такие огромные дома?  Зарабатывать, чтобы строить еще дома?  Эгоизм уничтожит человечество.
      
       Где-то здесь проходит  улица Военных строителей. До самого маяка тянется.
       Миша предложил нам туда съездить, показать свои любимые места.  Павел отказался, предпочел  дома  пить пиво.

           Мы вышли из автобуса и попали в лабиринт незаконных построек. Миша  прочитал на воротах трехэтажного дома  «Улица Военных строителей» и рассмеялся: «Окопов не вижу».
             
         Я возмущалась, заборы до самого обрывистого берега, не подойти к морю. Миша улыбался и шутил. Помню его очень общительным, он тогда подошел к строителям, отдыхавшим на высоком, каменном заборе.
            
                - Здорово, хлопцы. Вам оттуда море видно?
                - Мы на небо смотрим, - ответил самый молодой, почти подросток.
                - Небо, это хорошо, но море не хуже. Зачем вы его закрыли от добрых людей?
                - Нам за это платят, - сказал самый толстый и угрюмый.
      
          Миша засмеялся:
   
                - Стройте, стройте, вам когда-нибудь  заплатят, чтобы вы все это сломали.

       В тот момент я испугалась за Мишу: силы не равны. Но угрюмый вдруг повеселел, как будто, наконец, его  поняли:
            
                - Да, хоть сейчас. Плати, сломаем быстро и качественно. И следов не останется.
                - В другой раз.
    
               Мы, наконец, с ним  выбрались на берег.
            
                - Смотри, Лена, разве море не живое? Тогда какое оно? Неодушевленный предмет?
                - Живое, то, что рождается.
                -  Моря тоже когда-то не было, - тихо произнес он.
 
          Миша часто повторял, что на любые проблемы нужно смотреть из Космоса, тогда все, что  мучает нас, покажется несущественным.  Зачем ему  горы? Быть ближе к небу? 

                - Я здесь с Мишей  гуляла. Он присматривался, хотел дачу  строить. Ты не знаешь, я  ведь была влюблена в него, еще до Андрея.
                - Ты!? – я споткнулась о камень.
                - Что значит «ты»? – обиделась она, но я не могла остановиться.
                - В Мишу?
                - Что значит «В Мишу?», - сердито спросила она.
     Я тоже рассердилась:
                - Не повторяй за мной.
                -  А ты не удивляйся.
                - И о чем вы говорили?
                - Спросила бы сразу, целовались или нет, - Ксюха хитро посмотрела на меня. – Успокойся, нет.  Я мечтала о романтической ночи, а он  говорил,  ах,  как жаль, что скоро ничего этого не будет. Ни моря, ни неба, - пусто как на луне.
                - Как тебе такая перспектива?
                - Произойдет когда-то,  но еще не скоро. Мы сначала загадим сушу, а потом моря и океаны, так что нам еще гадить и гадить. Ну, ты в этом лучше разбираешься, у тебя муж – эколог. 
          
            Я не успела напомнить ей, что она биолог, - пытка закончилась. Мы вышли на простор, на высокий берег: темная вода до самого горизонта, как перед бурей, и вылинявшей голубизны небо. Свежий, густо пахнущий водорослями и рыбой воздух наполнил  легкие.
              Тропинка, по которой мы сейчас шли, местами доходила до самого края высокого берега. Случались обвалы и гибли люди. Но Ксюха вела меня, а я тащилась за ней.
       До маяка еще далеко, солнце припекало, тащиться по жаре, нет никаких сил. Да и зачем, если море, вот оно.
               
                - Спускаемся здесь, - Ксюха  больно схватила мою руку. – Я тебя держу, чтобы не упала. Смотри под ноги.

      По крутому склону, ускоряясь, мы спустились к морю, и я простила ее. Так хорошо, такой чистый воздух, волны накатывают и отступают, на душе спокойно, как давно не было.   Скинула одежду, подошла к самой кромке воды и ступила на выступивший из  воды валун. Осторожно погрузилась в обжигающую  холодом  воду. Тяжелая волна подхватила, и я  поплыла. « Объяли меня воды до души моей», - вспомнилось название любимой книги.
 
      Когда-то Миша восхищался, что я легко плаваю. Еще бы, если я выросла у моря. Он плавать не умел, барахтался у берега. Когда я все же затягивала его на глубокое место, он начинал смешно отбиваться от волн.
                - Не надо бороться, доверься морю. Гибнут те, кто не доверяет, - пыталась я уговорить его.
                - Да? Человеческий опыт предостерегает, нельзя доверять стихии.
   
           Я напомнила ему его же слова:

                - А как же высший дух? Ангелы – хранители, и то,  что все в мире все предопределено.
                -Все так, - согласился он, - помогут, если не поддаваться чужой воле.
                - Чужая воля это я?  Можешь оставаться у берега.
                - Вот спасибо, - улыбнулся он. –  Я тут на счастье белый камень поищу. Ты поплавай, но далеко не заплывай, там под водой  русалки живут. 
         Веселый Миша с ласковой улыбкой.

              Июньская вода еще не прогрелась, я замерзла, свело руки и ноги. Ксюха расстелила подстилку, и мы подставили свои белые тела солнцу. Сквозь приятную дрему я услышала:
               
                - Ленк, не упусти удачу, как нам приближаются мужчины, спортивные, накачанные.
         Как она могла заметить, если глаза ее были закрыты.
         Двое мужчин медленно прошли мимо нас, как будто ждали приглашения.   Ксюха продолжала лежать, я тоже.

                - Может, окликнем? – предложила я.
                - Окликай, - равнодушно произнесла она. – А лучше прыгни в воду и начни тонуть.   
                - Ксюха, я тебя не понимаю, ты меня разбудила, и никакой инициативы не проявила.

                - Проверяла: все еще чувствуешь себя замужней или уже свободной.
                - А сама?  То ищешь  новых знакомств, то  изображаешь из себя верную подругу любимого мужчины.
                -  Хочешь, я их позову, они недалеко ушли, - равнодушным голосом предложила она.
                - Как-то непривычно приставать к мужчинам.  А если они убийцы? Насильники?
               
                -  Ну, и что? Разве с тобой отдохнешь? – рассердилась она. – Достала  со своей верностью.  Ты уж определись. Надоела семейная жизнь, ищи  что-то новенькое. Дерзай. Кстати, мы, женщины, мечтаем, чтобы нас изнасиловали.
                -   Все в кучу:  верность,  измена и мечта об изнасиловании.  Где  ты  эту чушь вычитала?  В интернете?
                - В смысле?
                - Я ведь тоже у интернета иногда совета прошу. Даже устроила Павлу  интим при свечах. Ему понравилось.
                - Да ты что! – Ксюха резко села.
                - Теперь жалею. Зря время тратила.
                - Нет, не  зря, если получилось. Рассказывай, не томи.
                - Что рассказывать? Пошла в ближайший магазин подарков, свечи на любой вкус и цвет. Выбрала сиреневые, с  запахом лаванды. Ну, зажгла вечером.  Прошлым летом было, в июне. Потом еще.
                - Значит, прошел год?  Какая ты после этого подруга!
                - Я не подписывалась, посвящать тебя в тайны семейной жизни.

       Но Ксюха не услышала: 
      
                -  Сегодня же устрою! Как здорово! - восторгалась она. -  Зеркала поставлю, чтобы отражения, уходящие в бесконечность. Есть такое гадание: ставишь свечу перед зеркалом…
                - Не надо, а?
                - Не надо, так не надо, - она поднялась и, разбежавшись, нырнула в воду с головой. Я немного подождала, увидела ее рыжую голову и закрыла глаза. Хотела бы, чтобы Павел сейчас был рядом? Нет, не хочу. Зачем тогда жить вместе.
       
          Может, начать ездить на городской пляж? Познакомлюсь с приезжим отдыхающим из Сибири, изменю Павлу, но Машку ему не прощу, и останусь с Ксюхой. Две старушки сидят на скамейке у фонтана под кружевным зонтиком и вспоминают молодость. Вернее, сочиняют то, чего никогда не было.
    
           Капли холодной воды обожгли спину,  я открыла глаза: рядом прыгала Ксюха и трясла головой, видимо, в уши попала вода.
                - Что ты скучная такая? Отпуск, море, солнце, - радовалась она.
          Но радость    мне не передалась.            
                - Тебе не кажется, что мы поменялись ролями с нашими мужчинами?  Они ведь должны думать тоже?
                - О чем?
                - Об этом.
                - Как это представляешь? Твой Павел и мой Андрюха идут в магазин, покупают свечи и все прочее? – она зажмурилась и широко открыла глаза. – А что? Совсем, даже неплохо. Хорошо бы, но я от Андрюхи не дождусь.
                - - Значит, мы должны их развлекать?
                - Я хочу, понимаешь, я хочу сама. Он мой мужчина, друг и прочее, и я хочу его соблазнить, чтобы он при мне не целовался с другими женщинами. Ой, извини.
                - Змея ты.
                - Змея, змея, но полезнее  что-то делать, чем страдать.
               
                - Ты бы за собой следила. Плечи побагровели, спина тоже. Перебираемся за вон тот высокий камень.
       
          Мы спрятались в тени.  Наступила тишина, только укачивающий шум волн. Меня разморило. На солнце нашло облако, подул ветерок, стало прохладно.
               
                -  Пора домой, а Ксюх?
          
         Она  согласилась и повела меня другим путем. Мы поднимались в гору, по еле заметной тропинке, с поперечными трещинами, и снова по самой кромке высокого берега, почему она так рискует? Почему я тащусь за ней и тоже рискую? Берег глинистый, случаются обвалы, гибнут люди, разбившись о скалы.
       Но смелая  Ксюха пританцовывала, а я с трудом передвигала ногами и жалела, что согласилась на этот путь.

     Ее не остановил каменный крест с венком из выгоревших искусственных цветов.

                « Здесь погиб наш любимый сын, муж и отец. 1985 - 2013».

                - Наш ровесник, родил детей и погиб. Может, свернем в безопасное место?

     Ксюха продолжала идт по опасной тропинке, я одеревенела от страха, но почему-то шла следом. Впереди  виднелись крыши дачных домов. Резкий спуск, опять подъем, пологий, но в жару изматывающий. Я смотрела под ноги, поэтому забор из металлических прутьев, перегородивший тропинку, возник неожиданно.   На воротах висел замок, для надежности обмотанный цепью. Теперь понятно, почему здесь  никто  не ходит.
               
                - Что делается. Смотри, какие острые пики на заборе.-  Ксюха подергала за прутья.
                - Может, обойдем, или вернемся назад? 

       Но она меня не слышала, схватилась за  прутья и подпрыгнула  от нетерпения.
      
                – Эй, уроды, есть  кто? Понаставили здесь заборов. Взорвать бы все тут к чертям.
             
      На ближайшем участке  склонилась фигура над грядками. Ксюха тоже увидела.
                - Тихо, Ксюх, уймись, вон там хозяин, он все слышит.
                - Пусть слышит, - упрямо произнесла она. - Эй, ты, открывай, гадюка, ворота! Я к тебе обращаюсь. Устроили тут частную собственность.  Да я сейчас ОМОН вызову, они тебе все грядки перекопают! – Ксюха подняла с земли камень.
          Непонятно, как она усмотрела, что за кустом копалась женщина. В бейсболке, в вытянутых трениках мог быть мужчина.
          Нет, Ксюха не ошиблась, это была женщина. Ох, лучше бы отвязанный пес опасной породы.  В нашу сторону двигалась Толибабина, снимая резиновые перчатки.
               
                - Ой, девочки, как я рада! – рот ее растянулся в  улыбке. – На море были? А мне все некогда.
                - Вы не знаете, кто тут забор поставил? – мирным голосом спросила Ксюха.
      
             Обе лицемерки.
       
                - Кто-то оттуда, - указательный палец Толибабиной ткнул в небо, - жаловаться бесполезно. Мне самой, чтобы попасть на пляж, приходится обходить всю улицу.
                В глубине ее перекопанного огорода стоял двухэтажный, ухоженный домик в готическом стиле.      
           В нашу сторону осторожно походкой  приближался  полосатый кот. Ксюха разжала кулаки и умильно смотрела на грациозного зверька.
               
                - Что, Мотя, соскучилась? Пойдем, рыбки дам, – Толибабина махнула нам рукой и направилась в сторону дома.
    
              Кошка побежала за ней. 
            
                - Ты знала, что это дача Толибабиной.
                - Ну, и что, – тон вызывающий.
                - Зачем ты ее так? Вместе работаем, ссориться ни к чему.    
                - Надоела она мне. Перед начальством выслуживается, противно смотреть.
                - Мы с тобой постареем и тоже будем выслуживаться.
                - Я? Никогда. – Посмотрела на меня, -  Что загрустила? Толибабину пожалела?    Одинокая женщина отгрохала домик у моря,  огородик завела, под лучок и картошечку. Где она деньги взяла? Накопила от продажи редиски?

                - Хватит, а?  Ведешь себя  глупо. Тоже мне революционерка рыжая.
                - А чего она… 
                - Участки навязывали военнослужащим, почти насильно заставляли брать землю.  От берега не так близко. На другие дачи посмотри, вдоль моря не пройти из-за них.
                - Все равно не люблю ее, она стукачка.
                - Кто их любит.  Но зачем из-за них себе настроение портить?                Мне-то что, хочешь,  лезь на баррикады, размахивай знаменами. А я буду сама на море ходить. Отдых есть отдых. Митинги меня не устраивают.
                -  Скучная ты, Ленка. Тебя научили в детстве уважать старших, так и  ведешь себя. Детство давно кончилось.
                - Ага, не забудь напомнить про принца на белом коне, - я жду его, не дождусь, потому что в детстве сказок начиталась.

               Она не ответила. Я злилась на нее, клялась себе, никогда больше никуда с ней не ходить.               
          Мы приближались к автобусной остановке

                - Ленк, не печалься, Пашка тебя не бросит, - ,   Ксюха махнула рукой и побежала, к остановке подходил ее  автобус.   

             Предложить ей зайти ко мне на чашку чая не успела. Или не захотела?  Ну, не знала я, что она была влюблена в Мишу. Да, я эгоистка и ничего вокруг не замечаю.
               Как я могла догадаться, если Ксюха подчеркивала, что для нее важна внешность мужчины. Потому что внешний вид влияет на человека. Видеть каждый день в зеркале уродливое  или красивое лицо – разница.
       Ладно, наверное, пора нам немного отдохнуть от горячей женской дружбы.               
               

             С Толибабиной она  права, действительно, нечестная особа.   Я знала, на какие деньги наша завуч построила дом у моря. Или купила, неважно, но Ксюха не знает.
          Однокурсник Павла, -  работал тогда в администрации города, - откровенно рассказал, что прокуратура слишком много  запросила,  Толибабина выкрутилась, а директриса из своего кармана выкладывать не согласилась, и ее уволили.

         Зазвучало танго «Брызги шампанского».  Я не поняла, откуда. Музыка, наконец, прекратилась.  И опять зазвучала. Наконец, дошло,  из моей сумки. Я совсем забыла, что у меня есть еще один мобильный телефон, старый. Этим номером я давно не пользовалась.
            Звонил Миша:
               
                - Лена, если можешь, приезжай.  Я оставлю тебе   ключ от квартиры. Соседи уехали надолго. Побыстрее, ладно? – он отключился.