Кавказский обычай

Григорий Аванесов
                ТОСТЫ

Сначала сидящие за столом приступают к еде (закуски и вторые блюда) потом старший назначает тамаду (часто это один из старших) и первый тост, как правило, выпивают за тамаду. Обычно, тамадой был дядя Ашот. Дядя Ашот по красноречию и многословию мог бы соперничать с грузинскими армянами. Мой дед, дядя Аванес и дядя Хачо были не многословны в тостах.

Второй тост уже провозглашает уже тамада. Он обязательно красивыми словами и добрыми пожеланиями освещает повод и причину, по которой они собрались за данным столом. Затем тамада предлагает всем желающим также высказаться и произнести свои пожелания.

Третий традиционный тост произносится примерно так: «Да будет всегда незапятнанной честь нашего рода, чтобы нам никогда не пришлось стыдиться за кого-либо, но чтобы мы были всегда желанны и рады друг другу. Нашей чести, нашему очагу, нашей земле, чтобы мы всегда были истинными хозяевами. Господь да убавит от корысти да прибавит к добродетели нашей. Хлеб (лаваш) и вино да пребудут всегда на нашем столе».

При этом упоминаются особо знаменитые предки клана. Обычно ранжированные по дате рождения мужчины, но включатся могут и женщины (хотя очень редко). Вспоминают родителей (предков) в самом широком смысле.

После Карабахской войны (1990-1994 гг.) в обязательном порядке все стоя выпивают за героев, павших боях за Отечество, желают, чтобы они были последними жертвами. Жаль, что не сбылось! Трагедия повторилась!

Во время застолья каждый, кто хотел высказаться, обязательно просит разрешения у тамады. В большинстве традиционных тостов проявляется сильная любовь к родителям, к детям, к семейному очагу. В тостах Родина для армянина не конкретное государство, а область, город, деревня (где родились или похоронены предки). Наша Родина была Арцах (Шуша), а теперь добавился Баку (Завокзальный район). Без разрешения тамады нельзя вставать и выходить из-за стола.

В самом конце, на прощание обязательно пьют за этот хлебосольный и гостеприимный дом и благодарят хозяйку (жену хозяина дома или его мать) и всех, кто ей помогал (обычно за всех женщин дома). Даже сидящая за мужским столом старшая женщина не выступает на застольях с тостами.

В редких случаях подсказывает старшему сыну, что нужно обязательно сказать в данный момент. Не потому, что старшая женщина не имеет права высказываться или ей нечего ответить, а потому, что она уважает мужчин даже если за столом сидят только ее дети и внуки.

За праздничным столом нельзя курить. Обычай «чокаться», то есть соприкасаться бокалами во время тоста имеет глубокий смысл — это символическое единение, знак дружбы внутри клана и уважения ко всем членам семьи. Нельзя допустить, чтобы ваш бокал при этом был выше, чем у того, с кем вы «чокаетесь» — значит, вы себя ставите выше его. Это — проявление неуважения. Поэтому кто старше по возрасту, у того бокал должен быть обязательно выше при «чоканий».

Прежде чем выпить, раньше армяне обязательно осеняли себя крестным знаменем и произносили «Господь наш Иисус Христос - Амен». Вино в армянском народном быте не является простым напитком. Вино символизирует живительный БОГОДАННЫЙ сок.

Застолье для армянина — прежде всего место общения, место интересной беседы. Место еще большего сближения с родными и близкими, место духовного наслаждения.

Армянская женщина не вмешивалась в разговор мужчин, не присутствовала на застольях с мужчинами, не имела права ходить во многие святилища. Исключение делалось для старшей женщины клана. Моя мама всегда сидела во главе стола рядом с моим дедом.

Многие чтят старинный обычай, когда невеста (вернее невестка) не имела право разговаривать в присутствии старших членов семьи: свекра, свекрови и братьев мужа. Этот обычай держал невесту на достаточном расстоянии от старших и не давал ей перейти грань дозволенности и приличия.

Моя мама (будучи назначенной старшей женщиной в семье, ей было всего 27 лет) нарушила этот обычай. Она сразу стала общаться даже со старшими мужчинами, но всегда вела себя очень уважительно. Всегда готовила еду к праздничному столу, помогала своей свекрови во всем.

В некоторых районах Армении этот обычай сохранился до наших дней. Обычно, после рождения внука у невестки появляется больше прав, а у старшей невестки даже некоторые привилегии. Моя мамочка была старшей невесткой, но ни когда не позволяла себе показывать свою власть над другими.

Большим позором мог покрыть себя мужчина, «совавший нос» в «женские дела». Поэтому, мужчина никогда не готовил пищу в семье, не шил, не ткал, не стирал, не ласкал детей и не брал их на руки в присутствии посторонних или старших. Считались позором и подвергались осуждению жалобы на усталость, недомогание, голод и даже всякое упоминание о вкусной пище.

Если кто нарушал обычаи, то в самых крайних случаях на сельском сходе человеку (чаще всей семье) могли объявить всеобщее презрение и отчуждение. Правовые нормы такого неписаного житейского кодекса позволяли предать любого нарушителя всеобщему нравственному осуждению и отвержению, даже изгнанию из села.

То есть, можно было потерять статус члена общины. Позор ложился на всю семью. Отсюда шутка, что армянином можно стать в любом возрасте или перестать им быть.

                КАВКАЗСКИЙ ОБЫЧАЙ

На Кавказе за стол садятся в следующей последовательности: во главе — отец семейства, справа и слева от него садятся почетные гости — старшие по возрасту родственники, затем рассаживаются сыновья и зятья.

Все с раннего детства знают кто старший и свое место за столом и внутри клана. Сесть не на свое место считалось не допустимым. На почетные места обычно приглашал сесть сам хозяин.

Положению за столом армяне придают преувеличено большое значение. Когда дед посадил мою маму рядом с собой, он отдельно подчеркнул, что это теперь ее место. Что резко изменило статус молодой женщины внутри клана.

Перед едой до революции читали молитву и просили Господа благословить пищу, что делало трапезу объединяющей сидящих за столом. В советское время открыто не молились все молча сидели за столом первую минуту и ждали знака старшего.

Я сначала не понимал, что происходит, но мне нашептали на ухо.

Рецензия на «Кавказский обычай» Виктор Комосов от 15.06.2019

Спасибо, было очень интересно читать Ваш рассказ. Узнал много нового о кавказских традициях, окунулся в приятную атмосферу радушных застолий. Правда меня немного шокировало, что в строгом делении на "женские и мужские дела", как пишет автор: "...мужчина никогда не ласкал детей и не брал их на руки в присутствии посторонних или старших...". Мне кажется это немного строговатым стилем. Хотя реальная практика показывает, что в целом кавказский народ показывает отличный пример воспитания молодёжи, в незыблемых канонах уважительного отношения к старшим. О чести не забывают напоминать и почитании памяти предков.
Не знал, что первый тост за тамаду пьют. Мне это немного забавным кажется, но понять можно - кавказская широта души так проявляется. Ещё, для моего региона проживания, слишком строгой кажется традиция - не садить женщин рядом с мужчинами, но это всё индивидуальные народные традиции, которые нужно уважать. Да и в наших краях мы частенько сугубо мужские компании за столом организовываем потому, что есть в этом особенный кайф свободы раскрепощённого общения. Просто немного досадно, что ваши женщины "проходят" мимо роскошного сценария таинства радушных кавказских посиделок.
Уважаю застолья такого рода, тут не будет места шумной пьянке потому, что во главе стола не алкоголь, а на почётном месте разместились: достоинство, уважение, дружеское расположение, радушное гостеприимство и цепкая память о предках. Мне ещё очень нравится слушать задушевные и мелодичные застольные песни Кавказа. При этом, особенно проникновенный эффект достигается, если эти уютные посиделки будут расположены в горах, да под торжественные звуки звонкого ручейка или бойкой речушки, задорно поющей в камнях.
Кавказцы умеют дружить и бережно дорожить этими святыми отношениями. Ещё я бы охарактеризовал это народ, как винно-хлебосольный. Наверное, по широте радушия и искреннего гостеприимства им нет равных.
Автор пишет, что: "Вино в армянском народном быте не является простым напитком. Вино символизирует живительный благодатный сок". Его пьют с почтением, поэтому трудно себе представить, чтобы уважающий себя кавказец потреблял этот напиток, где нибудь в подворотне, занюхивая его рукавом. Да и валяющихся пьяных кавказцев мне не приходилось видеть - они знают меру и уважают себя. Это достойный пример поведения.

Рецензия на «Кавказский обычай» Станислава Озорнова от 27.08.2019 

Поведали многое интересного. Спасибо.

Мне нравится ещё такой кавказский тост:
"В одном горном ауле.. жил Осел. С хозяином ему повезло: тот его кормил, поил и сильно работой не загружал. И все бы было замечательно, да, вот, ослиная порода частенько брала свое. Идет Осел, и легко ему и хорошо, да вот встанет и заупрямиться, просто так. Хозяин все меньше и меньше ему поручает, а упрямое животное все наглее и наглее. Не выдержал джигит такого и продал скотину на каменоломни. Уж там и работать пришлось тяжко, и не заупрямишься — кнут наготове. Так выпьем же за то, чтобы вовремя останавливать свой характер, дабы не прослыть Ослом и не спугнуть счастье".

Удачных вам путешествий по Миру.

Рецензия на «Кавказский обычай» Любовь Мироненко от 27.09.2019

Григорий, интересно рассказали об обычаях своего народа! теплых осенних дней и вдохновения!